Татфонбанк и Интехбанк: надежда умерла последней?

Решение ЦБ об отзыве лицензии у ТФБ стало для многих неожиданным

Как известно, надежда умирает последней. Сегодня этот день наступил для юридических лиц – клиентов ТФБ и Интехбанка, руководителя рабочей группы «по Татфондбанку и Интехбанку», министра экономики РТ Артема Здунова и президента Татарстана Рустама Минниханова, до последнего момента надеявшихся на санацию проблемных кредитных учреждений из банковской группы Роберта Мусина. Да и как было не надеяться, если сам ТАИФ предложил себя в качестве стратегического инвестора при проведении санации?  

Решение ЦБ об отзыве лицензии у ТФБ стало для многих неожиданным

Гром среди ясного неба ударил ранним утром. Первое сообщение об отзыве лицензий у трех татарстанских банков - Татфондбанка, ИнтехБанка и Анкор Банка, а также у московского «Межрегионального почтового банка» появилось сегодня в СМИ в 6:50, после чего его не растиражировал только ленивый. Некоторые не ограничились простой констатацией фактов, а выдвинули свои, в том числе конспирологические версии причин принятия такого решения, которое, кажется, стало неожиданным для многих. Есть своя версия и у экспертов, к которым обратился корреспондент «МК-Поволжье».  

Но прежде приведем аргументы ЦБ, изложенные в сегодняшнем пресс-релизе пресс-службы Банка России. В нем говорится, что решение об отъеме лицензии у ТФБ было принято поскольку тот, во-первых, не исполнял законов РФ, регулирующих деятельность банков, а также предписаний ЦБ о том, что норматив достаточности собственных средств не может быть ниже 2%, а их размер – ниже минимального значения уставного капитала. Во-вторых, неадекватно оценивал принятые на себя риски, что привело к полной потере собственных средств. И, в-третьих, проведение санации ТФБ на разумных экономических условиях не представляется возможным из-за низкого качества активов Татфондбанка.

Между тем, накануне Дня защитника Отечества за подписью Дмитрия Онегина, возглавляющего от имени АСВ временную администрацию ТФБ, был опубликован отчет Татфондбанка за 4 квартал 2016 года, где говорится, что неисполнение банком «обязательств перед клиентами, контрагентами и владельцами ценных бумаг» стало следствием досрочного закрытия вкладов на фоне публикаций СМИ о возможной санации Татфондбанка и паники в социальных сетях, имевших место в декабре прошлого года. То есть злого умысла в действиях Роберта Мусина и его помощников г-н Онегин не обнаружил. И при этом он не преминул заметить, что принятие Центробанком решения о санации ТФБ считает одним из «факторов, которые могут улучшить результаты деятельности» Татфондбанка.

Первым из представителей официальных  властей республики на происшедшее отреагировал Артем Здунов, отметив: «Никто не ожидал, что так будет». А ближе к вечеру пресс-служба президента РТ распространила  официальное сообщение, что Президент РТ Рустам Минниханов провел сегодня экстренное совещание с руководителями правоохранительных и надзорных органов в связи с отзывом лицензий на осуществление банковских операций у Татфондбанка и Интехбанка.

В сообщении говорится: «Поставлена приоритетная задача по выявлению и недопущению вывода активов банков, включая задолженность по всем кредитам как физическим, так и юридическим лицам, чтобы добиться максимального обеспечения выплат пострадавшим клиентам банков. Также подчеркнута необходимость выявления всего круга лиц данных баков, причастных к образовавшейся кризисной ситуации в банковской сфере и привлечения их к ответственности».

Ну, а  эксперты, к которым обратился корреспондент "МК-Поволжье", высказали свою точку зрения на происшедшее.

- По всей видимости, тот план, который предоставил ТАИФ, Центральный банк не устроил. А времени для того, чтобы продолжать поиски, уже не осталось. Ведь 15 марта заканчивается мораторий об удовлетворении требований кредиторов и, соответственно, нужно было 16 марта либо открывать кассу и возобновлять деятельность, либо объявлять о каком-то решении – о санации или ликвидации. В итоге Центральный банк принял решение, по сути, о ликвидации, - заявил корреспонденту «МК-Поволжье» доктор экономических наук, заведующий кафедрой ценных бумаг, биржевого дела и страхования Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь КОХ.       

- Как вы считаете, насколько высоки шансы на успех правительственной консультативной группы и прокуратуры, которые подготовили обращение в суд о признании клиентов «ТФБ Финанс» равными в правах с вкладчиками банка?

- Это маловероятно, потому что данный инструмент (инвестиционная компания – прим. ред.) не подпадает под обязательное страхование. «ТФБ Финанс» - это не банк, а доверительное управление – это не вклад. Соответственно никакие привилегии вкладчиков банков на них не распространяются. Поэтому я оцениваю перспективы этого мероприятия, как очень сомнительные. Кстати сказать, не все обязательства банка подпадают под обязательное страхование. Даже если бы они заключили договор непосредственно с банком о доверительном управлении или если бы приобрели его облигации, все равно на них не распространялось бы действие данного закона. А здесь вообще речь идет о договорных отношениях с другим юридическим лицом.

– Отзыв лицензий на осуществление банковских операций у Татфондбанка и Интехбанка – это, прежде всего, вопрос недоверия Центробанка. Но кому и почему ЦБ сегодня не доверяет? Прежде всего, самому банку и тому, кто им управляет. Финансово-экспертному сообществу до сих пор не ясны принципы формирования совета директоров кредитных учреждений, где велика доля государства. Во-первых, они не прозрачны. Во-вторых, зачастую совершенно не учитывается профессиональная квалификация, - считает член экспертного совета при Министерстве экономики РТ Фарида ГАЛЕЕВА. – Ведь даже при найме арбитражного управляющего нужны заключения квалификационных комиссий, саморегулируемых организаций и т. д. и т. п. Почему в организации такого уровня, которые привлекают миллиарды рублей вкладов населения, в совет директоров попадают люди без специального образования? В тех банках, которые находятся в частных руках, где коммерсанты отвечают своим имуществом, такого мы не наблюдаем. 

- Пострадавшие клиенты этих банков – это тысячи и тысячи людей, и то, что сегодня произошло, может привести к обострению социальной напряженности. Им все время что-то обещали – санацию, реорганизацию и что-то еще. Но теперь ситуация такова, что получилось, как у того хозяина, который очень жалел свою собаку, и поэтому отрубал ей хвост по частям. Полагаю, чтобы хотя бы отчасти снять напряжение, государство могло бы пожертвовать частью своего имущества. Ведь есть земельные участки, какое-то имущество, которое пострадавшие от банков юридические лица с благодарностью приняли бы, чтобы сохранить хоть что-то. Бросить ситуацию в таком виде, в каком она находится сейчас, на мой взгляд, было бы и политически, и экономически неверно, - считает также Фарида Галеева. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру