— Не думал, что увижу вас в рядах партии власти…
— Процедура не подразумевает автоматическое членство в «Единой России». Наше выборное законодательство предусматривает выдвижение в составе партий беспартийных кандидатов. Поэтому, в случае, если одержу победу, я пойду на выборы в Госдуму под флагом ЕР, не становясь её членом.
О том, как Эдуард Шарафиев покинул ряды "Справедливой России", читайте здесь - МК.
На этих выборах в Госдуму праймериз ЕР проводятся в новом формате. Теперь в процедуре выдвижения в кандидаты могут принимать участие не только сторонники и члены партии власти, но и беспартийные. Это новшество и позволило мне заявиться на праймериз, поскольку я уже почти год как беспартийный.
Как и все участники этой процедуры, я написал заявление: если одержу победу в праймериз, то даю свое согласие на выдвижение кандидатом от «Единой России». Дал согласие не выдвигаться самовыдвиженцем от других партий. Это тоже в регламенте прописано. Отдаю себе полный отчет, что иду на праймериз, готовлюсь одержать на них победу и участвовать кандидатом от ЕР.
— Почему вы выбрали именно этот путь?
— Ранний старт. Процедура праймериз позволяет стартовать ЕР раньше, чем всем остальным партиям. Пока другие партии кулуарно решают, кто у них будет в списках, а кто — по округам кандидатом, у ЕР по сути уже началась избирательная компания. Кандидаты в кандидаты уже отправились на землю, в районы — работать, готовить свои округа к предстоящим выборам. Избиратели уже сейчас будут видеть кандидатов от ЕР. Всё это позволяет партии, не совершая фальстарта, уже сейчас вести избирательную кампанию.
Праймериз пройдут по всей России 22 мая, участки будут работать с 8 утра до 8 вечера. Участков по республике будет свыше 500. Принять участие в этом голосовании смогут все абсолютно избиратели. Процедура новая, интересная. Я ожидаю хорошую явку.
Потому что участие в праймериз независимых, беспартийных кандидатов привнесет в эту процедуру очень интересные моменты. Будут разные точки зрения, дебаты с обязательным личным участием в них кандидатов. Это очень хорошее новшество: кандидаты должны не через своих доверенных лиц, а сами непосредственно участвовать в этих дебатах. Соответственно, людям будет просто интересно послушать всех кандидатов вживую
— Вы уже представляете себе свой округ?
— Да. Округа сформированы. Я выдвинулся по округу № 27 — Московский (нумерация округов единая, общероссийская — «МК»). В него входят Московский и Кировский районы Казани и десять муниципальных районов республики к западу от столицы Татарстана. Всего численность избирателей — 550 тысяч. Округ большой и по численности, и географически. Работать придется много. Огромной конкуренции на праймериз не стоит ожидать, но если на округ будет пять-шесть достойных кандидатов, это уже хорошо. Людям будет из кого выбирать.
Всего одномандатных округов по республике шесть. Примерно такое же количество кандидатов пройдет в Думу от Татарстана и по партийным спискам. Сколько и от каких партий, пока рано говорить. Распределение мандатов будет зависеть от числа избирателей, пришедших на выборы. Сейчас от республики в Госдуме 15 депутатов — 13 от ЕР и 2 от КПРФ. Задача, поставленная руководством республики, — сохранить максимально представительство.
Потому что это — костяк лоббистов республики на федеральном уровне. Все федеральные программы, бюджетные деньги, по сути, затаскиваются сюда депутатами, хотя, конечно, не без участия Президента РТ. Но депутаты держат руку на пульсе, они работают в профильных комитетах и знают, на какие программы какие суммы заложены. Поэтому наша республика и становится так часто участницей пилотных проектов.
— Своих соперников уже знаете?
— На сегодня на моем округе есть только один зарегистрированный соперник. Это депутат Государственной Думы Ильдар Гильмутдинов. Он депутат Госдумы трех созывов. При всем уважении, я не считаю его конкурентом. Наверное, всё что он мог и хотел сделать, он уже сделал. В том числе и для республики.
Сама партия ЕР наметила курс на обновление. Не только членов и руководства, но и депутатского корпуса. Это хорошая практика, когда перемещения идут и по горизонтали, и по вертикали. Много говорилось о том, что партия должна стать лифтом для различных людей. Процесс запущен. Новые люди в Госдуму в любом случае попадут.
— Ваш соперник, судя по всему, уже начал активную работу…
— Да, он посещает мероприятия. Приезжал к нам на зеленодольскую сессию. Выступал перед депутатами, рассказывал, почему пытается пойти на четвертый срок. Основной лейтмотив: республике пригодятся наработанные связи.
— Есть в его позиции слабые места?
— По процедуре праймериз мы не можем друг друга критиковать. Каждый должен рассказывать о себе. А критиковать оппонентов или заниматься популизмом — это, как говорят, не наш метод.
— Хорошо, тогда какие ваши козыри?
— Лично я как вице-президент филиала Российского Союза Боевых Искусств по Республике Татарстан буду затрагивать тему развития молодежного спорта. Как единоборств, так и других видов. Мы сейчас пишем программу. Будем предлагать и рядовых жителям, и районным элитам лоббировать развитие спорта на селе. Это строительство, например, дворцов единоборств.
— Вы считаете, в этом есть сильная необходимость?
— На селе работает много программ — в том числе и под патронажем Рустама Минниханова — строительство садиков, капремонт школ… Строят ФАПы, опорные участковые пункты, ДК, были построены открытые летние площадки, футбольные стадионы… Но не хватает в районах — мы же работаем и со спортивными федерациями и с тренерами — как раз достойных современных спортзалов, где могли бы тренироваться дети. Предположим, откроем мы дворец единоборств в каком-то муниципальном районе. К примеру, в Кайбицком. Что нам это даст? Сразу создадим рабочие места — раз, детей с улиц заберем туда — два. Дети будут находиться под присмотром профессиональных тренеров, и сами виды спорта, о которых идет речь, малозатратные. Не нужно покупать клюшек, большого количества обмундирования. Зато сможем массово привлекать молодежь к спорту. На этом мы будем строить мою предвыборную кампанию. Это будет одним из моих отличий от оппонентов.
— Можно слегка покритикую программу строительства дворцов спорта на селе? В декабре прошлого года «МК» по приглашению местных жителей провёл собственную «ревизию» физкультурно-оздоровительного комплекса в селе Танайка под Елабугой. ФОК был открыт еще в мае 2015‑го с участием президента РТ Минниханова. И с тех пор по сути пустовал. Чтобы хоть как-то его заполнить, там начали проводить уроки физкультуры для учеников соседней школы. При этом школьникам даже раздеться негде — ни вешалок в гардеробе, ни мебели…
— Такой подход недопустим. Просто деньги взять и построить — не дело. Нужно выбирать место индивидуально. Обязательно изучить потребности: сколько детей, сколько будет полноценно заниматься, прикинуть график посещений. На селе не так как в городе — там дети после школы идут помогать родителям.
Но не строить такие объекты тоже нельзя. Не могу сказать конкретно по Танайке — не в курсе, как там развивалась ситуация. Наверное, подобрано не то место…
Иногда местные чиновники грешат тем, что пытаются любой ценой привлечь бюджетные средства. Не попали в программу строительства садиков, давайте построим комплекс. А потом оказывается, что комплекс здесь никому не нужен. Это неправильный подход.
Во время праймериз будем формировать уже программу на сами выборы в Госдуме. И в этой программе на выборы мы как раз будем аккумулировать все предложения и пожелания избирателей на местах. Все районы разные, нельзя всех под одну гребенку грести.
Мы будем получать обратную связь от избирателей. Таким образом мы поймём, что людям на земле нужно, — и с учетом этого сможем скорректировать свою предвыборную программу, сделать её действительно актуальной для людей.
— Если продолжать критику развития спорта в Татарстане, то можно вспомнить еще нищенские зарплаты тренеров. Стоит ли строить дворцы, когда наставники всё равно разбегаются, не желая работать за копейки?
— Помимо местных жителей, мы будем общаться с представителями спортивных федераций и тренерским штабом. Это будет наша отправная точка. Будем выяснять, что их не устраивает. Маленькие зарплаты — одно. Отсутствие инфраструктуры — другое. Получая обратную связь, мы сформируем предвыборную программу и расставим там правильно акценты.
— Вы получили широкую известность как в Октябрьском сельском поселении Зеленодольского района, так и за его пределами, защищая Волгу и зеленые насаждения. И врагов заодно себе этим нажили. Поэтому я, честно говоря, ожидал услышать, что вы будете говорить с потенциальным избирателем именно об экологических проблемах…
— В каждом районе есть свои проблемные точки. И к ним нужно подходить с такой же позицией, как я делал это в Октябрьском.
О проблемных точках посёлка более подробно здесь - МК.
Их нельзя не замечать. И в то же время — важно находить точки соприкосновения между заинтересованными сторонами. Из любой самой сложной ситуации всегда можно найти выход, компромисс. Конечно, кто-то всегда будет недоволен. Но большинство должен устроить компромисс.
Точно так же и на других территориях любые сложные вопросы мы будем затрагивать, не боясь навлечь на себя чей-то гнев. Раз вопрос стоит остро, значит, он беспокоит население, избирателей. И не замечать его мы не имеем права. Если каким-то элитам на местах это будет болезненно и неудобно, им в любом случае придется с этим считаться. Если какие-то из кандидатов не захотят на неудобные темы разговаривать, это будут делать те, у кого на это хватит смелости. Я один из таких кандидатов, у кого она есть.