И неудивительно. Ведь на публичных слушаниях проект генплана, как мы уже рассказывали ранее, был отвергнут с гневом местными жителями. Конечно, власти начали играть в обычные свои игры. Как удалось выяснить «МК», они всё-таки признали результаты слушаний удовлетворительными. Но даже при таком раскладе выходит, что лес уже вовсю рубят в соответствии с существующим еще лишь в проекте документом.
Выглядит не слишком законно, не правда ли? Тем более что разрешения на вырубку, несмотря на запросы «МК», разосланные еще в начале апреля, нам так до сих пор никто не продемонстрировал.
Но обо всём по порядку.
Кладбище деревьев у «Золотых Ключей»
…Примерно за сто метров до указателя «Обсерватория» мы сворачиваем с асфальтированной дороги, ведущей от Ореховки, и углубляемся в лес. Именно отсюда, по словам очевидцев, с начала апреля выезжают грузовики, нагруженные древесиной. Нас пятеро. Четыре женщины – Елена, Гульнара, Татьяна и я. Плюс один мужчина - Геннадий. С мужчиной, вроде, спокойнее. Кроме меня, все – местные.
Под ногами – глубокая колея от больших колес, заполненная жижей из талого снега и грязи. Те, что практичнее, надели резиновые сапоги. Я пытаюсь нащупать твердую почву, но безуспешно. Через несколько шагов, зимние ботинки начинают хлюпать.
Елена рассказывает, что ходит в этот лес по грибы и ягоды. Уверяет: дороги, во всяком случае - такой широкой, здесь никогда не было. По бокам – горы снега, который явно сгребала к обочинам просеки какая-то техника, кое-где – срубленные ветви. Идем долго. По ощущениям – около километра. Затем дорога поворачивает влево под углом в 90 градусов и идёт, получается, уже параллельно проезжей части.
Видим по одну сторону пеньки, по другую столбик с надписью «ВСР-14». Это значит выборочная санитарная рубка 2014 года. Проходим еще около 500 метров. По левую руку виднеются коттеджи «Золотых Ключей» в Ореховке. По правую – за деревьями просвет.
- Здесь никогда не было просвета! - восклицает Лена.
Огибаем полоску леса и … Перед нами открывается бескрайнее поле пней. От ужаса захватывает дух. Кто-то хватается за телефон, чтобы сообщить об увиденном. Другие несколько минут стоят в оцепенении. Геннадий раньше всех приходит в себя и продолжает обследовать территорию.
Взбираюсь на высокий пенек, чтобы лучше оценить картину. Мы словно на гигантском кладбище деревьев. Большая часть вырубленных деревьев уже вывезена. Но местами – промокшие - еще лежат на снегу. Видно, что свежеспиленные. Тут же валяются строительные каски. Вдали будто какая-то будка, типа туалета. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это обломок мощного дерева. Возможно, лесорубы не справились с толстым стволом и оставили его торчать из земли.
Пользуйтесь курсором для остановки и движения этого и нижеследующих панорамных снимков.
Елена проваливается в глубокую лужу. Решаем возвращаться через «Золотые Ключи». Там замечаем живую душу. Охранник.
Показываем на поле пней.
- Давно рубят?
- Пару недель.
- А кто?
- Не знаю. Вон, - кивает на один из крайних домов. - спросите у хозяина.
Заходим в дом. Через несколько минут к нам спускается хозяин – крепкий мужчина. По его словам, он понятия не имеет о том, что ведется вырубка. А на вопрос о том, неужели его это не волнует, ведь, небось, и дом построил с расчетом на близость леса, лишь философски пожимает плечами. Мол, а что сделаешь?
Снесены «ценнейшие насаждения»
Судя по имеющимся материалам, полностью вырублен, как минимум, 69 квартал лесопарка Лебяжье. Это часть 130 гектаров леса, которые в 2012 году с легкой руки Госсовета РТ, органов местной власти Казани и Зеленодольского района были исключены из границ столицы республики и поставлены на кадастровый учет как земли промышленности.
Согласно проекту генплана Октябрьского сельского поселения, о котором «МК» рассказывал ранее, все эти 130 га включены в границы технополиса «Новая Тура». И их функциональное назначение – коммунально-складские территории.
Итак, генплан еще не утвержден, а ликвидация леса уже началась.
Для того чтобы понять, что так легко вырубается ради возведения коммунально-складских помещений технополиса, уместно вспомнить один документ. Это Постановление Кабмина РТ от 23 мая 1996 г. N 412 «О признании природного объекта Казанского городского лесопарка «Лебяжье» особо охраняемой природной территорией местного значения».
В нем, в частности, говорилось: «В целях сохранения природного объекта Казанского городского лесопарка «Лебяжье», представленного цельным лесным массивом с ценнейшими естественными насаждениями древесной, кустарниковой и травянистой растительности и уникальными природными ландшафтами… Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет …признать природный объект – Казанский городской лесопарк «Лебяжье» особо охраняемой природной территорией местного значения с отнесением его к категории «городские леса».
Конечно, после исключения территории из границ Казани кусок леса формально перестал быть и городским лесом, и особо охраняемой природной территорией местного значения. Но фактически-то «ценнейшие естественные насаждения древесной, кустарниковой и травянистой растительности и уникальные природные ландшафты» никуда не делись. Но вот теперь в лесном квартале 69 они уже уничтожены. На очереди – кварталы 58,62,63, 70,71.
Глава разрешения не давал
Местные жители, заметив технику, вывозившую древесину, вызвали полицию. Но последняя, выехав на проверку, устно ответила, что разрешительная документация на вырубку имеется. Поэтому рубили и будут рубить.
Но с наличием разрешений, кажется, не вполне согласен глава Октябрьского сельского поселения Эдуард Шарафиев. В ответ на запрос «МК» от 10 апреля он сообщил: «На сегодняшний день разрешение на вырубку Главой Октябрьского СП ЗМР РТ не выдавалось». Главой сельского поселения Шарафиев является с сентября 2013 года. Так, может, «удружил» предшественник?
Руководитель Зеленодольского лесничества Ралиф Ямалеев в ответ на обращение Шарафиева написал, что «работа ведется на территории участка кадастровый номер 16:50:290601:24, предоставленный Технополису Новая Тура по ранее выданным разрешительным документам».
С одним из ранее выданных документов мы ознакомились. В Распоряжении №50 от 29 декабря 2012 года, подписанном тогдашним главой поселения Ю.И. Туровым, сказано, в частности, следующее. «Утвердить продление срока действия Разрешения на вырубку ООО «Управляющая компания «Технополис «Новая Тура»» древесно-кустарниковой растительности на земельном участке с кадастровым номером 16:50:290601:24 площадью 110,9 га…утвержденного Распоряжением Главы Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 01 октября 2012 года №43, на 90 дней».
Но эти 90 дней истекли в марте 2013 года, так что основанием для нынешней рубки Распоряжение №50 быть не может.
«МК» обратился в Отдел МВД России по Зеленодольскому району для выяснения результатов проверки. Среди прочего мы поинтересовались, кем ведется рубка лесных насаждений и на основании каких документов. Запрос был перенаправлен в отдел полиции «Васильево». На момент сдачи номера в печать ответа мы так и не получили.
Что касается дороги по лесу – лесному фонду, по которой техника вывозила древесину, и рядом с которой мы обнаружили столбик с надписью «ВСР-14», то она находится в кадастровом квартале 16:20:035301. На запрос «МК» и.о. министра лесного хозяйства РТ Харис Мусин сообщил: «…рубка лесных насаждений на землях лесного фонда в кадастровом квартале 16:20:035301 между деревней Ореховка и пос. Обсерватория Зеленодольского муниципального района не производится».
В общем, вопрос о законности вырубки пока остается мутным. Но что совершенно ясно – леса нам оставляют все меньше и меньше.