Конфликт городских властей и противников строительства мусоросжигательного завода (МСЗ), среди которых не только жители ЖК «Салават Купере» и поселка Осиново, под окнами которых собираются разместить предприятие, длится уже более года. Ну, а сама история берет начало 21 декабря 2016 года, когда был утвержден паспорт федерального приоритетного проекта «Чистая страна», в рамках которого в столице Татарстана предполагалось возвести МСЗ в течение 2017 – 2022 годов. Его проектная мощность в 550 тысяч тонн мусора в год была рассчитана с солидным запасом, поскольку сейчас Казань дает порядка 600 тысяч тонн твердых коммунальных отходов (ТКО) в год, но значительная часть их вполне годится для вторичной переработки.
Власти прервали молчание
Экоактивисты и просто неравнодушные жители столицы Татарстана быстро среагировали на эту новость и использовали все законные способы протеста строительству МСЗ, который, по их мнению, нанесет непоправимый вред зеленому каркасу Казани. Они составили петицию в интернете, под которой подписались уже более 20 тысяч человек, провели несколько митингов, несколько раз просили аудиенции у Рустама Минниханова, но пока что без особого успеха.
Первое официальное заявление о позиции власти по поводу строительства в Казани МСЗ прозвучало из уст бывшей телеведущей Лилии Галимовой, которая 22 марта дебютировала в качестве официального представителя руководства республики.
– Идея строительства объекта вызвала достаточно много споров и протестных движений, – признала она на брифинге в Доме Правительства РТ. – В этом смысле видим причину недостаточной информированности. Определенная группа активистов выражает обеспокоенность и заявляет о необходимости раздельного сбора мусора.
Она заявила, что при условии раздельного сбора мусора и его последующей сортировке вторичной переработке подлежит 50-60 процентов ТКО. А остальная часть утилизируется (то есть сжигается), и другого опыта в мире нет.
В ожидании мэра
В половине второго возле дома номер 3 по улице Сажинова было уже довольно многолюдно. Противники строительства МСЗ, в большинстве своем женщины, о чем-то оживленно спорили с высоким мужчиной, в котором легко угадывался чиновник средней руки или даже ниже средней.
– Все Осиново и весь «Салават Купере» против строительства мусоросжигательного завода!
– Хотите строить печку, стройте ее в Боровом Матюшино, – наседали они на мужчину, и вскоре тот поспешил раствориться в толпе.
Вход в заветное помещение, где должна была состояться встреча с мэром, преграждали трое дюжих охранников в форменной одежде, но без погон.
– Чего вы ждете от этой встречи? – поинтересовался корреспондент «МК-Поволжье» у Антона Голубкова, лидера наиболее активных экозащитников, выступающих против строительства МСЗ.
– Чего мы можем ожидать от этой встречи? Я сомневаюсь, что они резко послушают нас и отменят строительство мусоросжигательного завода. Это проводится для показухи, чтобы потом показать в СМИ, что Метшин встретился с людьми. Еще покажут, что все довольны. Сколько раз мы сталкивались с журналистами, с телевизионщиками, которые снимают репортажи, слушают, записывают недовольных жителей, а показывают только довольных, – посетовал он. – Мы скажем, что мы недовольны, он расскажет, наверное, как это прекрасно. Я сомневаюсь, что у нас вообще получится какой-то диалог.
– Я будущий житель «Салават Купере». Нашему негодованию нет предела, потому что сначала построили огромный жилой комплекс для работников бюджетной сферы, врачей, учителей, – сообщила Эльвира Халиуллина. – И теперь рядом с нашими домами хотят построить мусоросжигательный завод. Получается, что сначала дали нам жилье под ипотеку, за которую мы должны еще 25 лет платить, жить и дышать выбросами от этого завода, и этот комплекс превращается просто в гетто. Тут очень много маленьких детей. Есть семьи, где по два, по три ребенка. Что творит государство, куда оно смотрит? Мы против, и ляжем тут костьми, чтобы этого завода в нашем районе не было!
Минут за десять до начала встречи с Ильсуром Метшиным человек шесть журналистов с видеокамерами и микрофонами окружили молодую черноволосую женщину, во взгляде которой читалась решимость бороться со строителями МСЗ до конца.
– Меня зовут Гузель Халилова, – представилась она. – Я активист общественного движения «Нет мусоросжигательному заводу! За раздельный сбор отходов». Вчера в социальных сетях прошла информация, что некая мамочка ищет активиста для того, чтобы выступить на встрече с мэром. Когда мы об этом узнали, нас это очень сильно возмутило, до глубины души. Потому что мы 30 дней стояли летом и 40 дней зимой – просили встречи с президентом, но, к сожалению, не последовало никакой реакции. Получается 1 год и 3 месяца просили встречи. И когда эта информация появилась вчера в социальных сетях, мы сразу же сделали публикацию в нашей группе «ВКонтакте», в которой более 7 тысяч человек. И тогда, возможно, в администрации подумали, что не пригласить настоящих активистов – это неправильно. Сегодня мне лично позвонили из мэрии и пригласили на встречу. Я надеюсь, что у нас сегодня получится выстроить диалог, задать все вопросы, которые нас волнуют, и получить какой-то реальный ответ.
Надо чаще встречаться
Получился ли в итоге диалог? Ответ на этот вопрос зависит от точки зрения, и если он не получился, то точно не по вине Ильсура Метшина, который стойко держал удар в течение почти двух часов. И в ответ на бесконечные обвинения терпеливо повторял одно и то же: «Хорошо, что вы предлагаете?» А вот что касается вопросов, то задать их смогли все желающие.
Мэр напомнил, что 9 лет назад было принято решение о рекультивации Самосыровской свалки, где скопилось 46 миллионов тонн мусора, которые в любой момент могли полыхнуть похлеще, чем в Волоколамске. Сейчас эта работа уже практически завершена. Следующий шаг – раздельный сбор мусора и его последующая сортировка. Далее – строительство МСЗ, сдача которого в эксплуатацию намечена на 2022 год. Ильсур Метшин также рассказал о мусоросжигательном заводе в центре Вены, в 400 метрах от которого находится детский сад, а в полукилометре – коттеджный поселок. Он предложил оценить при участии ученых экологическую ситуацию в «Салават Купере», Осиново и Залесном и сравнить ее с той, какая она возле МСЗ в центре австрийской столицы. Он объявил о создании рабочей группы, которая всесторонне рассмотрит вопрос о возможности и необходимости строительства МСЗ вообще и именно в этом месте в частности, и пригласил всех желающих там работать.
На предложение самому со всей своей семьей переехать в 5-километровую санитарную зону Ильсур Метшин сказал, что готов купить в Новониколаевке землю, построить на ней дом и переселить туда одного из своих детей:
– А я буду приезжать к нему по воскресеньям. Такой вариант вас устроит?
Завершая двухчасовую встречу, мэр Казани согласился с упреком в том, что не встретился с местными жителями раньше, и напомнил о том, что на 14 апреля назначена встреча с застройщиком МСЗ, которому можно будет задать все животрепещущие вопросы.
– О конкретном часе мы сообщим вам позднее, – пообещал он.