В Казани обсудили инвестиционные и инновационные возможности халяльной индустрии

Международный форум состоялся в рамках KazanSummit 2016

20 мая в Казани прошла Международная конференция «Инвестиционные и инновационные возможности индустрии «халяль»: российский и мировой опыт».

Международный форум состоялся в рамках KazanSummit 2016

Татарстан представил на форуме свои проекты, реализуемые в области агробизнеса, медицины и туризма в соответствии с нормами ислама.

— Халяль не просто продукт, соответствующий нормам ислама, это бренд, знак качества, который давно стал интернациональным. К 2018 году объем потребления халяльной продукции в мире достигнет 1,6 трлн долларов. По оценке специалистов, в 2025 году доля «халяль» составит не менее 20 процентов в общем мировом объеме всей произведенной пищевой продукции, — привел данные вице-премьер Татарстана — министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов.

Напомним, у мусульман под халялем (в переводе с арабского — «свободное») обычно понимают мясо животных, употребление которого не нарушает установленных в исламе запретов.

 

Гарантия от конфуза

Сегодня в России, как известно, проживает более 20 млн мусульман. Между тем больше половины производимого в стране халяля употребляют представители других конфессий, и число его приверженцев продолжает расти. Это объясняется, прежде всего, высоким качеством продукции. Другое дело, что иногда у потребителей возникают вопросы к «чистоте» тех или иных продуктов и строгости соблюдения норм шариата при их производстве. В СМИ то и дело публикуется информация о скандалах на этой почве. Так, например, в 2014 году конфуз случился в Казахстане, где лабораторные исследования колбасных изделий выявили наличие в продукции, продававшейся под видом халяльной, ДНК свиньи. Похожая история произошла в прошлом году в Великобритании, когда одна из крупных торговых сетей была вынуждена извиняться перед жителями-мусульманами за то, что на полках супермаркетов были обнаружены мясные продукты, продававшиеся под видом халяльных, но содержащие свинину. Три года назад подобный конфуз едва не случился в России. Тогда в ряде СМИ появилась информация, что в продукции одного из крупнейших мясокомбинатов, выпускаемой под «халяльной» маркировкой, выявлена «свиная» ДНК. Особая пикантность ситуации заключалась в том, что предприятие являлось партнером Совета муфтиев России. Председатель совета Равиль Гайнутдин тогда обратился в Международный центр стандартизации и сертификации СМР с рекомендацией проверить деятельность предприятия с привлечением независимых лабораторий и дать соответствующие разъяснения. В итоге тогда прозвучавшая в СМИ информация о наличии запрещенных у мусульман продуктов в колбасе мясокомбината не подтвердилась. Зато подтвердилась спустя год, когда в октябре 2014-го стало известно, что СМР выявил в продаже в Москве продукцию все того же производителя под маркировкой «халяль», которая по факту таковой не являлась. Дело закончилось разрывом партнерских отношений, Совет муфтиев РФ не стал продлевать партнерство с мясокомбинатом, с которым сотрудничал на протяжении семи лет.

В Татарстане, судя по тому, что говорилось на международной конференции, скандалы, подобные вышеупомянутым, маловероятны. Во всяком случае, с продукцией предприятий, включенных в реестр комитета по стандарту «халяль» ДУМ РТ.

Емкость халяльного рынка в республике только по группе пищевых продуктов оценивается сегодня почти в 100 млрд рублей. Этот рынок, по оценкам экспертов, растет достаточно быстро, примерно на 10–15% в год.

— На полках магазинов появляется все больше продуктов с маркировкой «халяль». При этом очень сложно проверить добросовестность производителя и отследить, действительно ли при производстве продукта были соблюдены все требования и нормы шариата, — подчеркнул на форуме Ахметов.

Для защиты этого рынка от недобросовестных производителей в Татарстане в 2005 году был создан комитет по стандарту «халяль» Духовного управления мусульман РТ (ДУМ РТ).

— Наша система сертификации «халяль» зарегистрирована в Росстандарте и действует на территории всей России, — сообщил председатель комитета Марат Низамов.

 

Мясо и не только

В настоящее время в реестре комитета находится более ста татарстанских и российских предприятий. Они ежегодно выпускают сотни тысяч тонн халяльной продукции: мясо, колбасные изделия, «кондитерку», масложировую и молочную продукцию.

Татарстанские производители халяля отправляют свою продукцию в российские регионы, готовы поставлять ее и на экспорт. К местному халялю проявляют интерес поставщики из ОАЭ, Ирана, стран Средней Азии и Северной Африки.

— Наш комитет с прошлого года является полным членом Всемирного совета «Халяль» (WHC). Это дает возможность выхода на международный рынок российским производителям халяль-продукции, прошедшим сертификацию комитета, и облегчает процедуру проверки соответствия сертификатов «халяль» на импортную продукцию из стран-членов Всемирного совета «Халяль», — пояснил Низамов.

Кстати, президент Всемирного совета «Халяль» шейх Зафер Наджар, участвовавший в работе KazanSummit 2016, высоко оценил работу татарстанского комитета. Выступая на форуме, он признался, что впечатлен Казанью, и даже поинтересовался стоимостью жилья в столице Татарстана.

— Уж не собирается ли, случаем, шейх к нам перебраться? Неплохо бы было и Всемирный совет «Халяль» перенести в Казань, — пошутили на этот счет освещавшие работу форума журналисты.

Татарстанский комитет строго контролирует весь процесс производства халяльной продукции. В настоящее время, к примеру, ряд местных птицефабрик используют в своем производственном процессе ручной способ убоя птицы без применения специальной техники. Этот способ более затратный, чем промышленный, но производители птицы сознательно идут на это, стараясь строго следовать нормам ислама.

— Птица должна быть максимально обескровлена. Каждую режут, обращаясь к Аллаху. На предприятии ежедневно находятся несколько имамов. Кроме того, комитет периодически направляет к нам штатных экспертов для аудита всей производственной цепочки. Есть определенные точки, где необходим очень жесткий контроль: при нарезке птицы, при ее убое и обработке, — пояснил корреспонденту «МК-Поволжье» технолог одной из татарстанских птицефабрик, выпускающих халяльную курятину.

— Сейчас мы наблюдаем повышенный спрос на продукцию «халяль» в Татарстане, но есть и некоторые проблемы, в частности во многих магазинах сегодня нет отдельных полок с продукцией «халяль», и она теряется в потоке общей продукции, — посетовал Низамов.

Он отметил, что в целом нормы «халяль» распространяются не только на продукты питания, но и на одежду, украшения, косметику, предметы личной гигиены, сферу финансовых и других видов услуг. Так, в настоящее время Минздрав Татарстана совместно с комитетом по стандарту «халяль» ДУМ РТ разработал стандарты халяль-медицины. Они предполагают особые процедуры лечения, осмотра и консультации, применения лекарственных препаратов, затрагивают вопросы профессиональной этики и внешнего вида медперсонала.

Проект под названием «Общие требования по оказанию медицинских услуг в соответствии с канонами ислама» — первый в России и пока находится в стадии пилотной реализации. Требования, указанные в документах так называемого проекта халяльной медицины, будут носить исключительно рекомендательный характер для государственных медицинских учреждений и регламентировать порядок оказания услуг только для частных клиник, которые хотят увеличить клиентскую базу за счет пациентов-мусульман.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 25 мая 2016

Заголовок в газете: Халяль под контролем

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру