Константин Хабенский: «Если ты сам себе нагадил и стал скучен зрителю, тебя уже никто не спасет»

Актёр рассказал «МК» о «Контрабасе», привезённом в Казань, и о новом сериале, где он сыграет «русского Декстера»

 17 июня на сцене Камаловского театра Константин Хабенский представит казанской публике моноспектакль «Контрабас». В интервью «МК» актер сравнил эту свою работу с марафонским забегом. А еще - обещал приложить весь свой талант, чтобы телезритель не считал его маньяком.

 

Актёр рассказал «МК» о «Контрабасе», привезённом в Казань, и о новом сериале, где он сыграет «русского Декстера»

 - У вашего героя есть одна фраза: «В душе я ремесленник. Технически я могу сыграть все». Вы себя считаете ремесленником?

- В нашей профессии очень важно владеть ремеслом. И какое бы у тебя ни было состояние - творческого полета или неполета вообще - есть момент выхода на сцену, есть начало спектакля. Хочешь или не хочешь, но надо играть. Ремеслом надо владеть. Другое дело, надо ли ремеслом закрывать всё? Или в пространство спектакля или кинопутешествия надо открываться и оставлять ремесло где-то далеко?

- Во время спектакля вы играете на контрабасе. Как сейчас оцениваете уровень своего мастерства?

- Начинает получаться.

- Говорят, что в молодости вы играли на гитаре в рок-группе. Есть ли какие принципиальные различия в игре на контрабасе?

- Есть сходство – такие же большие мозоли.

- На ваш взгляд, проще сыграть моноспектакль или спектакль, в котором задействованы несколько актеров?

- У меня нет большого опыта для сравнения, что в одном моноспектакле легче было играть, а в этом - сложнее. «Контрабас» - это пока первый и единственный мой моноспектакль. Конечно же, есть плюсы и минусы. Конечно же, в командной постановке можно где-то передохнуть. Можно кому-то на время передать мяч и внимание. Но с другой стороны моноспектакль – это некая проверка на вшивость, оценка собственных актерских способностей. Понять, что же ты сегодня собой представляешь? Способен ли ты на марафонский забег? Выдержишь или не выдержишь? Хватит ли дыхания, мыслей? Моноспектакль – это проверка на азарт, на право находится на сцене и называть себя актером.

- Если следовать вашей мысли, моноспектакль – это некий марафон, тогда как при таком темпе сохранить дыхание?

- Вот это уже и есть то, что называется ремесло. Нужно бежать и нужно понимать, где ускориться, а где - сбавить темп и перейти на шаг. Но над всем этим должна быть мысль и эмоция. И не должно быть скукотищи, тем более в моноспектакле. Где после тебя никто не выйдет и не подхватит эстафету, не уведет зрителя в другую сторону. Если ты сам себе нагадил и стал скучен зрителю, тебя уже никто не спасет.

- В одном из интервью вы сказали, что причиной ухода из театра «Сатирикон» было желание «самому сыграть все это». Если вспомнить, именно Константин Райкин поставил на сцене «Сатирикона» этот моноспектакль Зюскинда. Можно ли сказать, что «Контрабас» Хабенского тот самый случай, когда хотелось «самому сыграть все это»?

- Да, это тот самый случай. Я вижу в этом некоторую закономерность. Тот материал, с которым работал и продолжает работать Константин Аркадьевич, я считаю, далеко не самый худший материал для актера. И то, что волею судеб мне предлагается то одно, то другое произведение, с которым работал этот великолепный артист, я считаю, подарком судьбы. И в этом есть еще какая-то закономерность: один Константин подхватывает за другим Константином, который старается по-другому, я бы сказал, по-своему подать этот материал.

- Насколько близким оказался вам образ вашего героя? Ведь что скрывать, душевные муки, описанные Зюскиндом, понятны представителям творческих профессий.

- Дело не в том, что история написана про контрабасиста. История написана про человека, который пытается заниматься творчеством, как и я. Поэтому все эти сомнения, надменность, зависть, восторг и другие чувства присущи любому нормальному человеку. Тут творческий тупик или, наоборот, пространство для полета. Это нормально. Это могло быть произведение про художника или литератора, писателя.

- Почему у вашего благотворительного фонда девиз «Одна спасенная жизнь – еще одна спасенная жизнь». Вы не хотите спасти целый мир?

- Надо быть реалистом и понимать, что спас ты одного, он помогает второму, пока ты помогаешь третьему. Когда мы начинали, у фонда не было тех денег, которыми он обладает сейчас.

- Многие руководители благотворительных организаций сетуют на то, что россияне пока еще не научились быть меценатами…

- Ситуация меняет потихоньку. Практика благотворительных фондов появилась всего 20 лет назад. Да, конечно, таких резких скачков, как с курсом валют, в нашей стране не может произойти. Отношение людей меняется постепенно. Надо просто каплю за каплей пропитывать общество этим пониманием. Его нельзя залить. Иначе все погибнет: люди просто отвернутся или откроют зонты, не впустят эту идею в себя.

- Если говорить о творческих планах, то сейчас, насколько мне известно, вы готовитесь к съемкам сериала «Метод». В картине вы играете главную роль - полицейского, который занимается расследованием серийных убийств, но при этом сам является маньяком. Получается, что возвращение Хабенского к теме Плахова неизбежно?

- Рассуждая на эту тему, можно начать шутить, что это возвращение к Плахову и к Антону Городецкому. Но все это не так! Все намного жестче.

- Да и тема выбрана сложная…

- И она не так однозначна, как написана на бумаге. Потому что идея режиссера и продюсеров чуть выше, чем пропечатано в сценарии. И я такого замаха еще не делал. Если получится, то может оказаться интересным не только создателям сериала.

- Насколько сложной окажется эта работа?

- Посмотрим. Я готовлюсь к очень сложным съемкам. Хочу попытаться сделать человечка. Притом, что он будет внешне похож на меня, придется убедить зрителя, что это далеко не я.

- Что вы ждете от казанской публики? Какой будет реакция на «Контрабас» Константина Хабенского?

- Честно вам признаюсь, не знаю, какое впечатление произведет на Казань этот спектакль. Я много поездил с ним по стране. И каждый раз не могу представить, какой будут реакция зала. Даже того города, который я знаю. Даже того зрителя, которого я знаю.

- Зюскинд – не простая для восприятия тема. Были случаи, когда кто-то из зрителей покидал зал посреди спектакля?

- Да, материал очень сложный. И по той же терминологии для зрительского уха. Но практически никто не уходит. Может, это связано с тем, что мы постарались сделать из «Контрабаса» и трагифарсовую историю, и клоунаду, и чаплиниаду, и аттракцион. И всё - для того, чтобы сдобрить этот текст и эту трагедию человека параллельными действиями.

Справка «МК»

17 июня моноспектакль «Контрабас» с участием Константина Хабенского пройдет в Камаловском театре при поддержке мэрии Казани и в рамках года культуры в России 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 18 июня 2014

Заголовок в газете: Константин Хабенский: «Если ты сам себе нагадил и стал скучен зрителю, тебя уже никто не спасет»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру