Как Петр I татар «дискриминировал»

Отгадка нелюбви местных националистов к русскому императору кроется в истории Адмиралтейской слободы

 Казанское адмиралтейство во времена расцвета было уникальной административной единицей с собственной властью и особым подчинением. «МК» вспоминает ключевые вехи в истории этой казанской жемчужины.

Отгадка нелюбви местных националистов к русскому императору кроется в истории Адмиралтейской слободы
Прибытие галеры "Тверь"

 Ровня Казани

Строить корабли в Казани начали в 1706 году — тогда в город был направлен специальный командор с подчиненными ему офицерами, матросами и корабельные мастера. Первые корабли для Балтийского флота построили в 1710 году (они носили названия «Орел», «Солнце», «Полумесяц», «Северная звезда» и «Город Казань») и водным путем их отправили в Петербург. Впоследствии Казань построила еще 8 судов для Азовского флота.

Прежде Адмиралтейская слобода не подчинялась Казани. На ее территории была собственная контора. Никита Алферович Кудрявцев был первым ее руководителем, причем в чине вице-губернатора Казанской губернии.

Кудрявцев, по воспоминаниям современников, был очень честный и исполнительный человек. Именно ему Петр I поручил воплотить в Казани проект по созданию Адмиралтейства.

По его надзором в находящейся неподалеку деревне Бишбалта (пять топоров — тат.) возвели здания чертежной, складов и вспомогательных служб. Многие жители Бишбалты были плотниками, они-то и стали первыми работниками Адмиралтейства. Позднее плотников, столяров и кузнецов собирали и из Свияжского уезда. Центральное же здание возвели в Казани на нынешней улице Карла Маркса. Очень быстро казанское Адмиралтейство стало крупнейшим в России. Служили там, в среднем, 600 человек, тогда как, например, на Дону работало только 200 человек. В слободе, не зависящей от Казани, были своя цифирная школа, свой суд и госпиталь, училища, воскресные школы.

Адмиралтейство в Казани просуществовало 112 лет. В начале 19 века, после того, как стало развиваться пароходостроение, его пришлось ликвидировать. Тогда положение слободы резко изменилось — она стала шестой частью города и превратилась в обычную городскую окраину. Но эта часть города все равно развивалась и привлекала к себе в весеннее половодье, когда казанцы приезжали толпами смотреть на ледоход на Волге.

Скандал с памятником

Историки и краеведы сомневаются в том, что в Казани может быть установлен памятник Петру I. Дело вот в чем. К 1722 году на казанских верфях было построено до 400 судов разного класса. Такое количество кораблей требовало много строительного леса и много рабочих рук. Причем к строевому лесу были очень высокие требования. Работа была трудоемкая, людей не хватало. И Петр I нашел выход из положения. В 1718 году царь издал указ, который, как рассказал «МК» краевед Ильдар Алиев, «дискриминировал татар». Он вводил особую группу людей нерусского происхождения, в основном татар, в Казанской, Симбирской и Пензенской губерниях, которых приписывали к Адмиралтейским конторам. Называлась эта группа людей «лашманы» - в переводе это что-то вроде «подневольный работник». Тогда в деревнях командовали мурзы, и каждый мурза должен был из деревни поставить определенное количество лашманов с подводами, пилами и топорами. Причем работать лашманы должны были бесплатно. В народе росло недовольство, царю писали, просили, но дискриминация продолжалась долго — до конца 18 века, когда кораблестроение в стране пошло на спад.

Уже в наши дни первый раз лашманство отыгралось во время подготовки празднования 1000-летия Казани. В Москве и Петербурге Татарстан к юбилеям этих столиц привел в порядок по улице и их назвали в честь знаменитых татар. В Казани же улицу Свердлова решили отдать петербуржцам, а Кирова — москвичам, чтобы они к 1000-летию Казани их отремонтировали. Так вот, петербуржцы улицу сделали и решили поставить у перехода к ТЦ «Кольцо» памятник Петру. «Но это тогда сильно возмутило руководство Татарстана. Припомнили Петру лашманство, что из-за него тогда на татар смотрели как на рабов. И воспротивились устанавливать ему памятник, поставили Гумилеву. Поэтому я сомневаюсь, что в Адмиралтейской слободе поставят памятник Петру. Тут же националисты поднимут шум», - полагает Алиев.

Как зэки корабли строили

После появления Куйбышевского водохранилища место, где раньше стояла Петровская верфь (место постройки и ремонта судов — ред.), скрылось под водой. Так что, где сейчас планируется расположить восстановленную верфь — непонятно.

Верфь работала и после революции, и после Великой Отечественной войны - на ней строили деревянные баржи, сухогрузы. Причем строительством этих барж занимались заключенные — прямо напротив этой верфи, окруженной высоким забором, была колония, и ее заключенные — в основном плотники — переходили дорогу утром и вечером, идя на работу и с работы.

«Я несколько раз видел из трамвая, когда их гнали на работу. В это время трамваи останавливали, конвой оцеплял дорогу с обеих сторон», - вспоминает краевед Алиев.

Парк с финским размахом

На улице Клары Цеткин до сих пор остался небольшой кусочек парка, который в советское время назывался парком Рыбака. В 19 веке это был парк купца финна Густава Тальквиста, который прославился в Казани своим пьяным дебоширством и предпринимательской смекалкой, которая при этом и городу дала многое — например, финн вкладывался в развитие конной железной дороги. Сад его назывался «Тиволи» (по примеру итальянских увеселительных парков), и был он оборудован финном для гуляний горожан — причем, на широкую ногу. Там были сделаны зеленые аллейки, установлены беседки, играл оркестр.

В саду устраивались первые в Казани частные выставки, для этого было построено большое красивое здание, и мероприятие посещал даже сам губернатор.

В саду устраивались народные концерты, фейерверки, соревнования: например, забеги женщин, бег с яйцом в ложке. Тальквист зазывал публику в сад всеми возможными средствами — даже рассылал приглашения по конторам. А вскоре открыл Русский общедоступный театр. От пьянства купей угодил в сумасшедший дом, и его отправили на родину. Затем сам собой угас и сад «Тиволи». В советское время завод «Сантехприбор» выстроил на этом месте производственные корпуса, и всё, что осталось, называли Садом рыбака — видимо, из-за близости к Волге.

Вторая жизнь галеры «Тверь»

Именно на этой галере путешествовала по Волге императрица Екатерина II. Прибыв в Казань, она подарила ее городу на память, а сама отправилась дальше по суше. Просуществовала галера до 1956 года, когда сгорела при пожаре.

«Я ее сам видел. Она находилась тогда в павильоне, не в открытом месте, как в 19 веке. Ее возводили питерские корабелы, и в Питере остались все чертежи. Насколько я знаю, нашлась одна питерская компания, которая хотела возродить эту галеру заново и установить там, где она стояла раньше», - рассказал «МК» Алиев.

О том, как собираются возрождать Адмиралтейку, можно прочитать здесь.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Слобода российского масштаба

По мнению краеведов и историков, значимость Адмиралтейской слободы — российского масштаба. Они поделились с «МК» своими мыслями о том, почему казанское адмиралтейство пришло в запустение, а также озвучили свои предложения по его реконструкции.

Рафаэль Хакимов, экс-советник президента РТ по политическим вопросам, вице-президент Академии наук РТ, директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ:

- Мы принимали участие в создании концепции. Историческая канва слободы очень интересная. Не все знают, что Дюма там жил, что Беринг там начинал свою экспедицию, братья Лаптевы тоже оттуда отправлялись в плавание. В слободе велась борьба с речными пиратами. Значение этого места далеко выходит за рамки Казани. У него российский масштаб. Важно сделать там музей, уже есть хорошее здание. Я предложил поставить там памятник Екатерине II, потому что она в нашей памяти — одна из тех, кто не воевала с татарами, а помогала.

Уголок заброшенный. Но дело в том, что вся Казань была заброшенная. Все началось с реставрации Кремля в начале 90-х годов, которая до сих пор не завершена. И всю Казань очень хорошо поломали. Не до Адмиралтейской слободы было. Старо-татарскую слободу с трудом пытались восстановить — и пока это делали, ее уже разрушили наполовину.

Юлия Жизневская, экскурсовод:

Слобода — это сейчас одно из немногих мест в Казани, где сохранилась история. Но она находится в таком состоянии, что даже горожанам, не говоря уже о туристах, ее не покажешь — всё или разрушено, или так запрятано среди заводов и непроходимых топей старого русла Казанки, что туда просто так не доберешься. Так что ее надо возродить. Очень хотелось бы, чтобы появилась набережная на Волге. У нас единственный город на Волге, у которого вообще нет набережной. Но есть опасение, что, как у нас часто бывает, реставрация может уничтожить дух старины, который царит в слободе. Это произошло с Булгарами, Свияжском, центром города — там старое сносится, потом строится что-то внешне похожее, но уже не то.

Денис Фомахин, руководитель компании «Cork House», член Союза дизайнеров России, председатель Гильдии архитекторов, дизайнеров и декораторов РТ:

- Планы грандиозные, очень хорошие. Но мне мало верится в их осуществление. Потому что тенденция последних лет показывает, что во время подготовки и к 1000-летию Казани, и к Универсиаде у нас бездумно ломаются архитектурные памятники, бездумно сносят целые улицы. Например, была улица Свердлова — уникальная улица со старыми домами. Мэр выступал с заявлением по телевизору, что улица будет сохранена. Но через две недели ее снесли. В Европе охраняют каждый кирпич. У нас же — поступают абсолютно бездумно, безумно даже. Поэтому одно дело - это планы, другое дело — финансы, которые будут на это выделены. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру