В этом году сын высадил на даче арбузы с дыней. Урожай вымахал для нашего климата очень даже ничего: в теплице, куда я зашла, лежали темно-зеленые, размером с голову двухлетнего ребенка, плоды.
Экскурсию на бахче прервали самым неожиданным образом: поглядев себе под ноги, я с ужасом увидела, как из-под узорчатого арбузного листа на меня выпрыгивает паук, похожий на осу. Женский визг, переходящий в ультразвук, слышали жители двух садовых обществ. Соседи отважно бросились на выручку. А я, едва не пробив собой дополнительный выход из теплицы, уже забралась с ногами на табуретку в дачном домике.
Про мою арахнофобию домашние знают с детства, дачникам-спасателям пришлось объяснять. Но и они поразевали рты, когда на арматуру, которой вооружился сын, напал тот самый паук. Членистоногое отважно атаковало металлический прут и даже пыталось несколько раз его прокусить. Не получилось, и тогда паук отбежал назад, забрался на паутину, и начал раскачиваться. А, раскачавшись, под дружный визг зрительниц вновь прыгнул вперед, на врага-арматуру.
Сыну пришлось убить и этого паука, и еще одного, который, как оказалось, притаился рядом.
Описываю это со слов тех зрителей. Сама я бы не рискнула вернуться в теплицу, к бахче. Отдышавшись, услышала от сына покровительственное: «Это, мамочка, гости с юга. Называются аргиопы. Поздравляю – потепление добралось и до нас, притащив с собой южных пауков».
Аргиопа Брюнниха, или паук-оса, названный так из характерной раскраски, может прокусить человеку кожу. Яд его, хотя и несмертелен, может вызвать покраснение и боль – как у той же осы.
Про то, на что способны пираньи, думается, и рассказывать никому не надо. Поэтому новость о том, как громадная пиранья (вес в районе килограмма!) заглотнула наживку в самом центре Казани, но озере Кабан, естественно, взбудоражила горожан.
- Ничего необъяснимого нет! – считает рыбак с 20-летним стажем Равиль Тухватуллин. – Пиранья раньше у кого-то в аквариуме обитала, причем долго – судя по ней, рыбке уже годика четыре. Как надоела – выпустили в озеро. Наверное, не ожидали, что она выживет. Ну как она еще могла попасть в озеро в европейской части Евразии из рек Южной Америки?
А возле подъезда казанской многоэтажки жители поймали шуструю ярко-оранжевую змейку. Сами жутко испугались – вдруг ядовитая?! Но все-таки рискнули – детей вокруг полно, мало ли кого укусит!
Змейка, как потом определили специалисты, тоже – привозная гостья. Похоже, что в качестве сувенира ее привезли из Таиланда – именно там водятся такие яркие пресмыкающиеся. Поиграли, а потом она или сбежала от хозяев, или, что наиболее вероятно, от неядовитой змеи, требующей особого подхода и ухода, попросту избавились.
Краснокнижный богомол жил раньше на юге Европы и в Африке, на территории постсоветского пространства его можно было встретить в Средней Азии. А теперь далеко ездить не надо, он появился и в пригородах и даже на городских газонах Казани.
Немудрено, считает заведующий кафедрой метеорологии, климатологии и экологии атмосферы института экологии и географии К(П)ФУ Юрий Переведенцев:
- Появление в нашей полосе новых видов насекомых связано с глобальным потеплением: зимы становятся мягче, температура в летний период повышается. Это очень благоприятные условия для тех видов насекомых, которые обитают в теплых краях. В природе есть и такая миграция, как с юга на север. И мигрируют не только безобидные живые организмы. К сожалению, к нам приходят несвойственные нашему региону болезнетворные бактерии, насекомые и паразиты.
Парниковый эффект? Похоже, что уже даже самые скептически настроенные ученые это признают. На протяжении последних четырех десятилетий климат становится мягче. И, как одно из мнений метеорологов, в этом виноваты мы сами. Слишком много тепла выделяем в процессе эксплуатации машин и механизмов, и выбрасываем все это в атмосферу. Бесследно подобное пройти не может.