В Татарстане для выявления перегруженных грузовиков применяются нейросети. Каждый год бюджет республики теряет миллиарды рублей из-за вреда, который эти машины наносят дорожной инфраструктуре: они разрушают дороги и мосты, вызывают серьезные аварии. Согласно данным Научно-исследовательского института автомобильного транспорта, один трехосный грузовик весом 40 тонн причиняет ущерб, сопоставимый с воздействием 100 тысяч легковых автомобилей. Ремонт километра дороги 4-й категории обойдется в 16 миллионов рублей, при этом перегруженные машины ежедневно выводят из строя два километра таких трасс.
Для исправления ситуации необходимо отремонтировать как минимум 85% дорог в республике в соответствии с указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
В Татарстане в восстановлении нуждается половина сельских дорог, и единственным решением является контроль за весом и габаритами транспорта. С 2023 года этот процесс курирует Ространснадзор, а за контроль грузоперевозок отвечает полиция.
Автоматические пункты весогабаритного контроля работают круглосуточно, фиксируя превышение весовых норм. Их использование позволяет привлечь к ответственности нарушителей, что подтверждается результатами работы новых технологий, включая распознавание скрытых регистрационных номеров грузовиков.
Когда большегруз проезжает мимо первой камеры, нейросеть фиксирует его на определенной позиции и в конкретный момент времени, даже если номерные знаки скрыты. Для обнаружения нарушителя используется информация с другой камеры, когда грузовик уже проехал с видимым номером. Нейросеть идентифицирует транспортные средства, анализируя внешние детали.
За скрытие номера предусмотрено наказание в виде лишения водительских прав на срок от одного года до полутора лет, за превышение допустимой нагрузки на транспортное средство штрафы могут достигать 400 тысяч рублей.