ВТОЦ судится с Прокуратурой РТ в Казани и готов дойти до суда в Страсбурге

Разбирательство между ВТОЦ и надзорным ведомством отложено на полмесяца

Сегодня в Вахитовском районном суде столицы Татарстана началось рассмотрение иска Всетатарского общественного центра к Прокуратуре республики, которому в середине сентября надзорное ведомство объявило предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности. Председатель ВТОЦ Фарит Закиев считает претензии прокурора РТ Илдуса Нафикова необоснованными, и в случае отказа в удовлетворении иска готов дойти не только до Верховных судов РТ и РФ, но и до суда по правам человека в Страсбурге.  

Разбирательство между ВТОЦ и надзорным ведомством отложено на полмесяца
Фото: Владимир Васильев

Рассмотрение иска ВТОЦ к прокуратуре стало продолжением вечного сюжета на тему «Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?». Этим вопросом, который мучил главного героя романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» всю его взрослую жизнь, по окончании заседания задался и Фарит Закиев. Однако процесс, на котором, кроме него самого, присутствовал десяток его сподвижников, начался с предложения главы ВТОЦ провести слушание на татарском языке. Представитель прокуратуры попросил отклонить ходатайство, что и было сделано. Председательствующий, судья Евгения Зыбунова, предложила истцу прибегнуть к услугам переводчика, но Закиев отказался, решив не превращать судебное разбирательство в фарс.

В удовлетворении другого ходатайства председателя ВТОЦ судья отказала по техническим причинам. Приобщить к материалам дела экспертное заключение специалистов Нижегородского госуниверситета оказалось невозможно, так как в суд не поступил его оригинал, хотя, по словам истца, он был отправлен экспресс-почтой. А вот ходатайство прокурора о вызове на процесс представителя Управления Минюста РФ по РТ, силами которого в марте прошлого года проводилась проверка деятельности ВТОЦ, Евгения Зыбунова удовлетворила. Представитель будет приглашен на следующее слушание по иску ВТОЦ к Прокуратуре РТ, которое состоится 25 января.

По окончании судебного заседания Фарит Закиев поделился с корреспондентом «МК-Поволжье» некоторыми подробностями дела, оставшимися за кадром.

– Тяжело рассчитывать на положительное решение, но если судья проявит объективность, то оно будет положительным. Потому что там нарушения (со стороны ВТОЦ. – Ред.) никак не тянут на экстремизм, –  заявил он. –  Это все инициировалось одним человеком, неким Максимом Олеговичем Фонаревым, который обратился в Генеральную прокуратуру РФ. По тексту видно, что он прочитал некие статьи в интернете, которые комментируют наше обращение к депутатам Госдумы и ко всем гражданам Татарстана с предложением развернуть широкую дискуссию о том, как спасти татарский язык. Проблема очень серьезная – татарский язык погибает: по результатам переписей 2002 и 2010 годов число носителей татарского языка уменьшилось на 1 миллион 70 тысяч человек. Очевидно, не читая само обращение, а только комментарии к нему в интернет-изданиях, Фонарев написал очень острое письмо в генпрокуратуру. В нем он обвинил нас в экстремизме, ущемлении прав русскоговорящего населения и требовании оставить в Татарстане только один государственный язык – татарский. Все это не соответствует действительности. Я заявил ходатайство о вызове этого Фонарева в суд, чтобы он объяснил свою позицию и хотя бы прочитал само обращение ВТОЦ, а не комментарии к нему. Однако прокуратура настояла на том, чтобы его не вызывать, если он, конечно, существует. В деле его фамилия фигурирует, но ни адреса, ни каких-то других реквизитов нет.

– Скажите, если ваш иск не будет удовлетворен, то вы намерены обжаловать это решение в Верховном суде РТ, а затем и ВС России?

– Да, если понадобится, то мы пойдем и в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, – не колеблясь ни секунды, заверил Фарит Закиев.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 17 января 2018

Заголовок в газете: Был ли мальчик?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру