Мефистофель из Казани и Моцарт живописи из Москвы: история длинною в 40 лет

В Казани впервые представлены 48 работ Константина Коровина из собрания «Русского музея»

Их разделяло многое. Это разница в годах – один был старше другого на 12 лет. Они были из разных социальных слоев – один родился в Казани в крестьянской семье, другой появился на свет в Москве в семье зажиточного купца. Шаляпин и Коровин… Талант – вот, что объединило двух таких разных, но таких близких по духу людей. Сойдясь однажды, пути их шли параллельно, пока не окончились на кладбищах Парижа.

В Казани впервые представлены 48 работ Константина Коровина из собрания «Русского музея»
Ф.И.Шаляпин у К.А.Коровина в его парижской мастерской. 1930 год

Как двух гениев познакомил тюлень

Великая дружба двух удивительных людей – художника Константина Коровина и певца Федора Шаляпина – началась в 1896 году и продлилась более 40 лет, до дня смерти русского баса в 1938 году. Сам импрессионист пережил своего товарища лишь на полтора года.

Официально они представились друг другу в Нижнем Новгороде, где достраивалась Всероссийская выставка. Коровин следил за оформлением павильона Крайнего Севера, сделанного по его проекту, а Шаляпин гастролировал с «Частной русской оперой» Саввы Мамонтова. Встреча произошла в недостроенном павильоне, где внимание молодого певца привлек… живой тюлень. Дело в том, что из поездки по Новой земле Константин Коровин привез с собой и самоеда Василия, и живого тюленя, прозванного Васькой. Каждый занимался своим делом: пока художник вешал шкуры медведей и шерстяные рубашки поморок, ставил бочки с рыбой, самоед тайком попивал водку, закусывая ее живой рыбой. При этом учил говорить тюленя «Ура», за что тот тоже получал свою порцию плотвы. Именно эту «картину маслом» и застал 23-летний Шаляпин и был поражен ею:

«Что же это у вас тут делается? А? Едят живую рыбу! Здравствуйте, где это я вас видел? У Лейнера, в Петербурге, или где? Что это такое у вас? Какая замечательная зверюга!», - вспомнит позже его слова в своих воспоминаниях Коровин. А ведь они действительно виделись больше года назад, в Петербурге. Встретились случайно в ресторане, художник примерно так описал будущую оперную знаменитость: «Он был так худ, что когда ел, было видно, как каждый кусок проходит по длинной шее... На другой день я зашел в Панаевский театр за кулисы, где увидел этого молодого человека, одетого Мефистофелем. Костюм был ему не в пору. Движения резкие, угловатые и малоестественные. Он не знал куда деть руки, но тембр его голоса был необычной красоты. И какой-то грозной мощи. Уходя, я взглянул на афишу у входа в театр и прочел: «Мефистофель - Шаляпин».

Портрет Константина Коровина кисти В.Серова (1891 год)

Тихо радовался, уезжая из Суконной слободы

На момент встречи двух гениев они находились на разной степени признания. Коровин писал много и пользовался успехом. После окончания московского художественного училища неоднократно ездил за границу – в Италию, Испанию, Францию. Успел побывать на Крайнем Севере, где почерпнул множество тем для необычных масштабных работ. Сотрудничал с известным меценатом Саввой Мамонтовым. А его друг Валентин Серов прозвал Коровина «Моцартом живописи». Шаляпин же, в детстве – певчий и подмастерье сапожника, окончил в Казани приходское училище, начал свою трудовую деятельность учителем в Арске, куда его устроил отец. В Казани будущая знаменитость жил в Суконной слободе, и уезжая работать в глубинку Казанской губернии, так вспоминал об этом времени позже: «Мне думалось, что я еду в какую-то прекрасную страну, и тихо радовался, что уезжаю из Суконной слободы, где жизнь становилась всё тяжелее для меня».

В итоге он окончательно покинул родную Казань в 1890 году, чтобы начать карьеру певца сначала в опереточном хоре в Уфе, затем в Тифлисе и Москве, пока в 1895 году не был принят дирекцией Императорских театров в состав санкт-петербургской оперной труппы.

Солнце, обещавшее счастье

Интересно, что Шаляпин начал появляться на работах художника уже через год. В 1897 году Коровин писал портрет певицы Любатович, а на заднем плане можно легко угадать стройную фигуру молодого певца. Кстати, и сам Шаляпин рисовал неплохо, сохранились его автопортреты, набросок с изображением Коровина.

- Портрет Шаляпина, представленный на нашей выставке «Константин Коровин. Русский импрессионист» - не первый, написанный великим художником. Он датируется 1911 годом, тогда как была уже сделана яркая и интересная работа в 1905 году, - рассказал «МК-Поволжье» сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Татарстана Андрей Минаев. – Именно тогда начался наиболее тесный и плодотворный период сотрудничества и горячей дружбы. Собственно, и в том портрете мы видим, с какой симпатией изображен певец, как бы случайно, ненадолго присевший у окна. От всей его фигуры исходит молодая энергичность, сила таланта, стремительность и неугомонность неспокойного характера. И свет солнечного летнего дня, мягко играющий на жемчужно-сером костюме и белоснежном воротничке рубашки, и пышная зелень куста роз с яркими цветами за окном — все это такое же молодое, полнозвучное, радостное. Отмечу, что ко времени написания портрета оба творца были уже связаны совместной работой над оперой «Демон», которая была поставлена в Москве в 1904 году.

Нужно отметить, что Шаляпин высоко ценил художественный талант своего старшего друга. Константин Коровин создавал декорации к таким операм как «Демон», «Садко», «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила». Как-то на гастролях в Милане певец солировал в опере «Фауст», декорации к которой создал местный художник. Из Италии он со свойственной эмоциональностью писал: «Мне страшно досадно, что я не мог показать здесь публике нашего милого Костю, а как бы было нужно, как нужно!!!»

- Портрет, который сегодня видят казанцы написан во французском курортном городке Виши в 1911 году, - продолжает Андрей Минаев. – И эта картина пронизана множеством солнечных лучей. По-прежнему статный и молодой, Шаляпин изображен у стола в невысоком кресле одетый в светлый костюм, белую рубашку со стоячим воротником, повязанным сиреневым шелковым бантом. Он смотрит в сторону и улыбается – счастливо, безмятежно… На встречу славе, любви, признанию?.. В этом портрете Шаляпина раскрыто жизнелюбие артиста, умевшего столь же полно и самозабвенно отдаваться всем радостям жизни, как и творчеству. Нужно отметить, что критиками и искусствоведами эта работа признана лучшим портретом Шаляпина кисти Коровина.

К. А. Коровин. Портрет Шаляпина. 1905

«Благодарная» реальность: имение конфисковать, звания лишить

Революцию 1917 года друзья встретили в России. С 1918 года Шаляпин — художественный руководитель бывшего Мариинского театра. В том же году он первым получил звание Народного артиста Республики. Коровин после октябрьской революции в России Коровин активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключенных, продолжал сотрудничать с театрами. В советской России его назначили руководителем мастерской Свободных художественных мастерских, а также членом Особого совещания по делам искусств. В 1918 году, спасаясь от голода, художник уехать жить в свое имение в Островно в Тверской губернии, где давал уроки в свободных государственных художественных мастерских. Однако волостной комитет опечатал дачу с мастерской, мольбертами и красками, и художник вынужден был написать своему другу Шаляпину: «Прошу тебя попросить Луначарского или кого нужно, чтобы подтвердили мое право пользоваться своей дачей-мастерской». Тот выполнил просьбу.

Несмотря на это, оба оказались в эмиграции. Коровин под предлогом лечения сына выехал в 1923 году и поселился во Франции, Шаляпин, гастролируя с 1922 года в США, так же решил не возвращаться. Понятно, что на родине обоих заклеймили позором. Несмотря на всемирную славу, Шаляпина лишили звания Народного артиста и права возвращаться в СССР.

Оказавшись за границей и долгие годы живя в Париже, Шаляпин и Коровин нередко встречались. Шаляпин помог Коровину устроиться художником-декоратором в парижскую русскую оперу. Но все же в их отношениях появилась нотка отчужденности. Мнительный художник, испытывая материальные затруднения, все терзался сомнениями: не думает ли Шаляпин, что он приходит, чтобы попросить взаймы? Тот, в свою очередь будучи мировой знаменитостью, продолжал жить на широкую ногу. Но, как бы то ни было, основное в отношениях Шаляпина и Коровина оставалось прежним — взаимное уважение подлинных художников — союзников в искусстве. Дружба окончилась вместе с жизнью, в Париже. Федор Шаляпин скончался на руках жены от лейкоза, а Константин Коровин умер прямо на улице от сердечного приступа.

Выражаем благодарность Государственному музею изобразительных искусств РТ за помощь в подготовке материала.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру