Фермеры просили Марата Ахметова воздействовать на «Просто молоко»

А еще – субсидий и сфотографироваться

Возносили хвалы мудрому руководству республики и просили денег татарстанские фермеры на встрече в формате «Бизнес и власть: Откровенный разговор»  с главой Минсельхозпрода Маратом Ахметовым.  И не зря - на обещания министр оказался чрезвычайно щедр. Впрочем, на реверансы хватило не всех. Один из аграриев не вытерпел и признался, что больше не готов сидеть под задом у коровы. 

А еще – субсидий и сфотографироваться
Фото пресс-службы аппарата уполномоченного по правам предпринимателей в РТ

В какое русло выльется «откровенный разговор» с министром сельского хозяйства автор одноименного проекта бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов спрогнозировал в самом начале встречи, сообщив что большая часть вопросов Марату Ахметову имеет позитивный характер (вопросы аппарат бизнес-омбудсмена принимает и обрабатывает заранее). Более того – часть вопросов Ахметов решил еще до начала встречи.

Но вряд ли бизнес-омбудсмен ожидал, что позитива окажется так много… Зато Марат Ахметов сиял с самого начала, и, похоже, был лично и давно знаком с большей частью собравшихся. А критиковать добрых знакомых – тем более публично – как-то не принято. Поэтому главы крестьянско-фермерских хозяйств дружно благодарили Минсельхозпрод и его руководителя и несколько униженно (так, во всяком случае, показалось корреспонденту «МК») просили у благодетеля денег. То есть всевозможных субсидий.

-  После развала Союза, когда судьба человека, многие сельские жители взяли на себя смелость самостоятельно решать судьбу. Времена меняются, отношение к вашему укладу становится уважительным, - предварил беседу Ахметов.

- Я очень уважительно отношусь к вам и поэтому осмелился вопрос задать,- вернул комплимент первый выступающий  Ильдус Гайнуллин. - Мы хотели установить зерносушилку, денег нет. Хотели бы попросить помощи,

Министр доложил, что в бюджет 2016 года заложено дополнительно 100 миллионов на приобретение сушильного оборудования – с лимитом три миллиона на предпринимателя.

- Мы практически завершили строительство цеха по забою и переработке птицы,  - подхватил эстафету Ирек Хамадишин. - Спасибо, Марат Готович, благодаря вам, правительству, мы получили два миллиона денег, но сейчас возникает вопрос реализации. Торговые сети просят подвезти гусей определенной температуры. Предусматривается оснащение сельскохозяйственных кооперативов специальным холодильным  транспортом?

Марат Ахметов сообщил, что соответствующая программа закрыта, но вопрос Хамадишина министерство постарается решить.

Следующий выступающий сообщил, что в перечне техники, на закупку которой выделяются субсидии, нет агрегатов, необходимых малым фермерским хозяйствам. Глава Минсельхозпрода посетовал, что руки у министерства связаны федеральными нормами. Впрочем, и здесь, предположил он, решение вопроса можно найти, и с ходу накидал несколько вариантов.

- Какие на сегодня есть программы поддерживающие транспорт, работающий на метане? И как вы это видите – предприниматель приобрел транспорт. Трактор. Как его заправить? – поинтересовался предприниматель Руслан Галлямов.

 - Видно, что человек - не фермер. Начал вопрос с вопроса. Не благодарил Минсельхоз и Правительство РФ. Это странно, - не удержался Нагуманов.

- Мы перед собой не ставили задачу культа, - сообщил Ахметов. Несмотря на то, что бизнесмен обошелся без вводной, комплиментарной части, на вопрос ответил довольно обстоятельно.

-  Мы построили комбикормовое производство, но начинаем понимать, что о серьезной работе речи идти не может. Мы не сможем держать стабильные цены. Можно ли рассчитывать на поддержу минсельхозпрода при постройке зернохранилища? – был краток Равиль Сабиржан.

- К сожалению, поезд ушел. Была программа с компенсацией 20 процентов затрат, пока такой программы нет, - разочаровал Сабиржана Ахметов. Однако предложил  «отдельно решать» задачу производственника.

Дальше снова начался поток благодарностей.

- Мы переработкой молока занимаемся. Благодаря помощи Минсельхоза, помощи ассоциации (видимо, ассоциации фермерских и крестьянских хозяйств Татарстана – МК) мы постепенно развиваемся, - подчеркнул глава КФХ Исмагилов из Рыбной слободы. - В лизинг-грант не допускают нас. Как Хамадишин Ирек говорил, нам пара единиц специализированных машин нужны. И оборудование. Назрел вопрос насчет парогенератора. Можно субсидировать?

Выяснилось, что в лизинг-грант «не допускает» другое министерство – Минэкономики Татарстана. Но решить вопрос Ахметов все же пообещал.

Следующие выступающие подняли острую для всех животноводческих хозяйств тему –как выяснилось,  в Татарстане критически мало убойных цехов. И скот на забой фермеры возят за 100-200 километров.

Здесь решение вопроса найти с ходу не удалось. Оказалось, например, что в Пестречинском районе стоит недостроенный забойный цех – прокуратура выяснила, что там «коробка стоит и дедушка сидит, а деньги были выделены», доложила фермер Ольга Фролунина. Но и эту задачу Ахметов пообещал взять на вооружение.

- Мы занимаемся мясным скотоводством. Нет программы и субсидирования,- пожаловался фермер Вахит Исламгалиев.

- Вахит начал первым в республике заниматься энергосберегающими технологиями. Результат есть? – вдруг вспомнил Ахметов.

- Результат есть. Мы с 91-го года живем одной печатью. Это тоже результат, - проронил Исмагилов.

 - Как-то без эмоций,- удивился Нагуманов.

- Скромный, - еще более кратко объяснил фермер.

- Результат или вы?

- Результаты в этом году  у всех скромные, - мрачно заметил Исмагилов.

Фермер Ильшат Гумеров пожаловался что страховая компания заставляет страховать трактора- минимум на полгода. Хотя они работают три недели. Министр и омбудсмен долго не могли понять, кто заставляет страховать. Оказалось, что «Росгосстрах». Речь идет об ОСАГО – так как тракторы выезжают на трассу.

Здесь Минсельхоз, констатировал Ахметов, бессилен.

Также неразрешимым оказался конфликт молокоперерабатывающих заводов и производителей молока в «мясной республике», как назвал Татарстан министр сельского хозяйства.

Алексей Амосов из Дрожжаного цены сообщил, что на закупочные молоко 16 рублей.

- Это, мы подсчитывали, минимум должно быть 20 рублей. Посредников много. Два-три посредника.

Нельзя ли так сделать чтобы мы могли сдавать без посредников, по реальной цене, поинтересовался он.

Ахметов предложил создать кооператив.

- Есть еще факты, когда заготовитель-переработчик ссылаясь что партия небольшая дает разные закупочные цены при одинаковом качестве - это плохо, - заметил он.

Живым примером того, как это плохо, оказался следующий выступающий - фермер Марсель Валиев, поставляющий, как он уточнил по просьбе министра, молоко высшего сорта и самостоятельно организующий доставку.

- Цена определена для всех, мы считаем, что это рыночная цена, - парировал не представившийся  представитель «Просто молоко». - За базовый первый сорт молока без НДС с транспортными затратами. На текущий момент  мы заинтересованы в крупных поставщиках. И  у нас немножко выше  - кажется на рубль - цены для поставщиков, которые от 10 тонн поставляют.

- На три,- поправили из зала.

- Если он сам подвозит молоко, - возмутился Ахметов.

- Цены определяются рынком. Высший сорт. На самом деле высшего сорта в республике нет. В лучшем случае первый.

- Давайте не доведем до конфликта, - поспешил свернуть дискуссию  Ахметов.

- Разбавляй водой – будет первый,  - невесело посмеялись коллеги фермера.

 - Я год назад начал заниматься молочным производством. На сегодняшний день у меня настроение от молока упало, - подхватил фермер из Елабужского района. - Не надо кооперативы строить. У нас молокозаводов немного. Они как монополисты сидят. Они друг с другом разговаривают. Это большие люди. Просто надо чтобы министерство как-то держало ценовую политику.

- Крик души, – опешил Нагуманов

-  Я сам лично хотел к вам на прием. Если вы не против, хотел с вами сфотографироваться, -взял быка за рога фермер. -  Чтобы дальше был настрой. Я у вас ни разу не был, если время найдете – пешком приду с Елабуги. Здесь много красиво говорят, показатели рисуют, так с Москва требуют. На сегодняшний день хочу закончить с молоком, потому что под ж… у этой коровы нахожусь и по 15 рублей молоко сдавать – не выход.

Если продавать в городе, продолжил фермер, – молокозаводы натравят санэпидстанцию и «зажмут».

- Проблема мне известна и ясна. У нас конкурентов много в молочной переработке, но они легко умеют сговариваться между собой. Республика- субъект номер один по молоку. Задача министерства и правительства – может, даже подключая ресурс президента, регулировать взаимоотношения поставщика и переработчика. Конечно, если бы еще закон федеральный появился. Разговор такой был, потом приглушили. По хлебу такая же проблема. Как только хлеб дорожает, стрелку переводят на зерно, хотя 15 процентов в хлебе стоимость зерно. Какой-то выход нужно искать, я с вами согласен. Проблема есть, я вас услышал.

- Недавно цена молока была 6-8 рублей,- заметил Нагуманов

- Недавно и дизтопливо 3 рубля было, - парировал Ахметов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру