Дарюс Каспарайтис об игре в «Ак Барсе»: «Это был ужасный провал!»

Легендарный хоккеист в эксклюзивном интервью «МК» рассказал о своей большой американской семье, «казанском» сезоне и главной ошибке российской сборной

 Олимпийский чемпион Дарюс Каспарайтис, закончив карьеру хоккеиста, поменял ориентиры в жизни. Он уже не «Каспер - недружелюбное привидение», а примерный отец большого семейства, не теряющий надежду стать тренером. Он жаждет поделиться своим опытом и принести пользу сборной России.

 

Легендарный хоккеист в эксклюзивном интервью «МК» рассказал о своей большой американской семье, «казанском» сезоне и главной ошибке российской сборной

 Поговорить с Дарюсом с первого раза не удалось. Когда в Казани была половина пятого вечера, а в Майами - половина девятого утра, он был занят. Каспарайтис - многодетный отец. Ранним утром он вез своих дочек-двойняшек Лив и Лилли в школу. Разговор по телефону пришлось отложить на полчаса.

«Я сейчас работаю отцом»

- Смотрела ваши фотографии в Фейсбуке. И у меня сложилось о вас мнение как о родителе, наслаждающемся отцовством.

- Да, так оно и есть. Дети растут быстро и надо за это короткое время успеть побыть папой. Ведь когда они станут взрослыми, они перестанут во мне нуждаться. Не буду скрывать, что постоянно находиться с ними тяжело, но - очень приятно.

- И, наверное, опыт воспитания старшей дочери Елизаветы заставил прийти к этому? Вы как-то жаловались, что из-за того, что постоянно играли, толком не могли общаться с дочерью…

- Да, я раньше не понимал, что значит быть отцом. Тогда думал, что есть мама, и что она всем занимается. Так и должно быть. А теперь, когда я с детьми занимаюсь каждый день, я понял, что все это делать не так легко. И теперь я понимаю, какой это нелегкий труд женщины, воспитывающей детей в больших семьях.

фото из личного архива. Дарюс Каспарайтис - примерный отец большого семейства.

- Чем сейчас займетесь? Каков план на день?

- После того как я отвожу детей в школу, я обычно иду в спортзал. Через день уезжаю в Майами, чтобы поиграть в хоккей. Если говорить о работе, то я сейчас работаю отцом. И веду здоровый образ жизни.

- И постоянная борьба с лишним весом…

- Да, я из той категории людей, которые постоянно борются со своим весом. Я легко могу набрать вес. А поддерживать себя в форме очень сложно. Очень много соблазнов. Например, хочется съесть мороженое или торт. И если бы я не ходил в зал, то был бы еще больше. Конечно, не такой уж я и толстый. Но после окончания карьеры набрал 10 килограммов. И надо думать о будущем, ведь мне уже 40 лет. Хорошо, что я живу в Америке, и здесь у меня есть все возможности заниматься спортом и кушать правильно. Я вам скажу, что вокруг диетического бизнеса здесь крутятся миллиарды долларов!

«Не позанимаюсь спортом – становлюсь злым»

- В Майами вы играете на уровне профессиональной команды или любительской?

- Тот хоккей, в который я играю, называется «обеденный». Там на лед выходят даже такие ребята, которые плохо катаются на коньках. Я выхожу на лед исключительно для себя. Покататься два часа – это очень приятно. Ведь игру в хоккей я любил с детства и люблю его до сих пор. Мне повезло, что хоккей стал моей работой, и я узнал славу. И я не понимаю тех игроков, которые заканчивают спортивную карьеру и больше никогда не встают на коньки. Конечно, есть люди, у которых проблемы со здоровьем. Хоккей – это образ жизни. Это игра, от которой ты получаешь удовольствие. Если я даже пару дней не позанимаюсь спортом, у меня падает настроение. Я становлюсь злым. Вот сегодня не пошел в зал, потому что общаюсь с вами. Но думаю, что вечером надо будет пробежаться. Хотя бы минут двадцать, но надо подвигаться.

- А если перестать ходить в зал?

- Тогда начнут вылезать все травмы. Они время от времени дают о себе знать: спина болит или колени. Становишься таким неподвижным мишкой.

- Вы сейчас продолжаете тренировать детскую хоккейную команду? Или бросили это занятие, ведь оно не приносит больших доходов. Ведь вам платят всего-то 40 долларов в час…

- Я тренирую их раз в неделю. И делаю это не ради денег. Тренировка длится два часа. Я просто хочу передать свой опыт: показать, как я тренировался и играл, когда был подростком. Мне важно постоянно «вариться» в хоккее. Иначе можно все забыть. Кроме того, это опыт работы с детьми. Хочу остаться при хоккее.

- А нет ли желания серьезно заняться тренерской деятельностью? Или есть проблемы?

- Да, проблема есть – это семья. Я не хочу ею жертвовать ради работы. Один ребенок у меня уже вырос, и я не заметил этого. Дочери сейчас 17 лет. Пока она была маленькой, у меня не было времени проявлять свои отцовские чувства. Конечно, работать хочется. Да, я с удовольствием стал бы тренером, уехал бы… Но тащить семью из Америки в другую страну? Учить другой язык, привыкать к другой культуре? Это сложно. Я решил для себя – пока дети маленькие, буду играть роль отца.

- Вы продолжаете учиться на психолога?

- Я забросил это дело, когда узнал, что два года надо проработать в медицинском центре, где люди избавляются от наркотической зависимости. Но с моим чувством юмора… Да, я хотел бы помогать людям, спортсменам, которых могу понять. Но в простом реабилитационном центре я бы долго не проработал.

- Не хотите ли поставить на коньки своего сынишку Марли, чтобы он продолжил хоккейную династию?

- На коньки поставить сына несложно. Но если я постоянно буду жить в Майами, то вряд ли он здесь будет играть на хорошем уровне, как хотелось бы. Есть второй вариант: баскетбол или футбол. Будет видно. Я думаю, что он сам должен для себя решить. Я никогда не понимал родителей, которые за своих детей решают, каким спортом им стоит заниматься. Ребенок сам должен решать в 12-14 лет, каким спортом ему надо заниматься.

«В Казани мы не смогли сплотиться»

- В питерском СКА, в котором вы играли не так давно, а потом работали в качестве тренера, произошла смена наставника. Причем, впервые за несколько лет иностранного специалиста сменил русский.

- Быков доказал, что он - великий тренер. Он выигрывал чемпионаты мира и в КХЛ брал Кубок Гагарина. КХЛ – это европейская лига, где очень много русскоязычных игроков. Я думаю, что русский тренер с именем и большим опытом работы – это хороший вариант для СКА.

- Питерцы, несмотря на высокие задачи, которые ставят пред ними, пока не могут похвастаться Кубком Гагарина. Чего же СКА не хватает для достижения успеха?

- Не всегда команды выигрывают с сильными игроками. И в советское время команда строилась не сразу, хотя в ней играли великие хоккеисты. Команда складывалась годами. Современному СКА тоже нужно время. Должны быть и ветераны, как Илья Ковальчук, и игроки молодые, которые должны играть на высоком уровне и доказывать. Вот «Лос-Анджелес Кингз» не была великой командой, а каков сейчас результат? За последние три года – второй кубок Стенли. Они смогли преодолеть этот рубеж.

- В одном из интервью вы как-то обмолвились, что игра в «Ак Барсе» для вас была ужасным временем. О чем идет речь?

- Ужасным было, что, отыграв сезон в «Ак Барсе», мы не смогли выиграть чемпионат. Это был ужасный провал. Потому что такой команды, которую удалось собрать, в России никогда не будет. За «Ак Барс» играли сильнейшие игроки НХЛ. Я был расстроен. Мы не смогли сплотиться, собраться особенно в тот момент, когда это нужно было сделать в первую очередь. Я говорю о плей-офф. В Казани было тяжело. Конечно, Казань – замечательный город. Но было такое ощущение, что мы все приехали туда не то чтобы на каникулы, а просто поиграть, пока в НХЛ локаут. Это было большой ошибкой для игроков. Я был расстроен, что проиграла команда с таким составом хоккеистов. Ведь такого больше не будет.

фото www.ak-bars.ru

- До сих пор в Казани все спорят, а была ли в этом ошибка тренера?

- Тренера не стоит в этом винить. Конечно, можно привести игроков высокого уровня. Но кто из них согласиться играть в команде вторую роль, играть далеко не в первой пятерке? Тяжело было не сплотить команду, а объяснить Дени Хитли, что он должен играть всего пять минут за игру. И быть на втором месте после Лекавалье. Я думаю, что самое сложное для Билялетдинова было построить команду за два-три месяца. Этот вариант не прошел. Конечно, большое спасибо Казани, что нам дали возможность поработать вместе, но неудача «Ак Барса» стала показательным примером для других российских клубов.

«Знарок сможет построить сборную»

- После провала сборной России на Олимпиаде в Ванкувере вы сильно критиковали Быкова за его критерии подбора игроков. Мол, надо было делать акцент на нападающих, умеющих играть в обороне. Но события в Сочи показали, что ничего не поменялось. Все опять говорят о том же.

- В нашей команде было очень много хороших игроков. Но посмотрите на канадцев. Они все были настроены на игру так, чтобы они могли играть в обороне. Играть на одну цель. Овечкин и Малкин - они великие хоккеисты. Но им порою тяжело перестроиться играть в оборонительный хоккей. Это занимает время. То же самое, если меня, защитника, сейчас поставь играть в атакующий хоккей, я не смогу это сделать. Поэтому у нас и не шла игра.

Конечно, былане понятна эта чехарда с вратарями. Во время таких турниров должен быть только один вратарь «номер один». Его стоит менять, если он откровенно провалил две игры. Так было, когда я играл. То же самое и у американцев и канадцев.

фото www.olimp-history.ru. 1992 год. Альбервиль. Дарюс Каспарайтис - олимпийский чемпион в составе Объединенной команды

- А насколько может быть оправданной практика универсальных хоккеистов?

- Как пример - мое поколение игроков защитников. Это Дмитрий Юшкевич, Алексей Житник, Боря Миронов. Они могли забить, но при этом прекрасно играли в обороне. Они играли с силовой хоккей. Если говорить о нападающих, то сейчас среди них мало игроков оборонительного плана. Все хотят забивать: кто зарабатывает очки, тому больше платят.

- После очередной неудачи на очередной Олимпиаде российская сборная сменила наставника. Если ли надежда, что Олегу Знарку удастся привести сборную к вожделенному олимпийскому «золоту»?

- Знарок – очень хороший тренер. Он как раз из разряда тех игроков, которых сейчас не хватает сборной. Он был нападающим, который лез на ворота, но мог и по лицу ударить нечаянно. Он не любил проигрывать. Я видел, как наша сборная играла на Чемпионате мира. Команда играла в силовой хоккей. Толкались, все бежали обратно. Я думаю, если дать время, Знарок сможет построить команду для Олимпиады, если будет такая Олимпиада.

- Будете еще предлагать сборной свои услуги скаута?

- Конечно, я живу в Америке. Я готов просматривать заокеанских игроков, докладывать об их игре в тренерский штаб сборной. Чтобы иметь представление о состоянии хоккеистов, надо постоянно ходить на матчи. Надо жить в этой стране и постоянно следить за игрой. В том числе, и в молодежной лиге. А не то, чтобы приехать на три дня, посмотреть на игрока и решить, что он не готов играть за сборную. Это неверно. Потому что хоккеист может иметь одну неудачную игру, и по ней нельзя судить о его готовности. Я был бы рад помочь сборной. Вообще, я очень благодарен, что мне дали возможность заниматься с ребятами из молодежной сборной.

- Каковы ваши планы на ближайший месяц?

- На следующей неделе я поеду к Владимиру Юрзинову в Швейцарию помогать тренировать ребят. Пока вижу себя свободным тренером.

- А может податься в тренеры женской сборной?

- Нет (смеется)! Там уже Яшин возглавляет! 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 25 июня 2014

Заголовок в газете: Дарюс Каспарайтис об игре в «Ак Барсе»: «Это был ужасный провал!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру