Археологи закончили раскопки на относящемся к срубной культуре памятнике эпохи бронзы «Исергапово-I, поселение» в Бавлинском районе республики, сообщает пресс-служба Комитета РТ по охране объектов культурного наследия.
Раскопки шли в зоне строительства трубопровода, по закону о необходимости проведения археологических спасательных работ. Результаты позволили уточнить местоположение и научное значение памятника.
Работали ученые в Бавлинском районе с сентября по ноябрь 2024-го: археологи изучили свыше трехсот археологических структур. Особое внимание привлекли шесть сооружений, два оказались наземными, четыре – полуземлянками. Площадь построек от 90 до 120 кв. м, внутри нашли следы очагов, фрагменты керамических сосудов и хозяйственные ямы.
Ученые решили, что памятник относится к эпохе поздней бронзы (XVI–XIV века до н. э.), к срубной культуре. Ранее Комитет РТ по охране ОКН рассказал, что удалось обнаружить три бронзовых серпа так называемого ибракаевского типа. Возникла она, возможно, до зарождения срубной культуры и распространились от Урала до Поднепровья.
Исергапово-I – одно из первых поселений, взятых под государственную охрану. Обнаружен памятник в 2014 году при экспертизе участков под хозяйственное освоение. В 2015-м объект был дополнительно обследован и поставлен на госохрану.
В 2024 году неподалеку от поселения найден и взят под охрану Исергаповский курганный могильник (датируется бронзовым веком).
Комитет РТ по охране ОКН утвердил уточненные границы памятника «Исергапово-I, поселение» и установил особый режим, ограничивающий хозяйственную деятельность на объекте.
Срубная культурно-историческая общность археологических культур поздней бронзы (с XVIII по XIII век до н. э.) в степной и лесостепной полосах Восточной Европы между Днепром и Уралом (отдельные памятники выявлены на Северном Кавказе и в Западной Сибири). На территории Татарстана обнаружено более пятисот памятников срубной культуры, преимущественно в Закамье и Южном Предволжье.
Считается, что памятники срубной культуры оставлены людьми, говорившими на индоиранских языках. Лингвист Владимир Напольских считает: носители степных культур эпохи бронзы говорили на языке не иранского, а индоарийского типа.