МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казань

Водораспил по-татарстански. Массовая галлюцинация

Часть 2. Дно Волги углубляли так, что оно повылезало наружу

 Не верь глазам своим! Всё равно ты видишь не то, что происходит согласно официальной версии. Так и казанцы позапрошлой зимой искренне заблуждались, считая, что на их глазах засыпается Волга. Госорганы убеждают: у реки наоборот - углубляли дно.

 

Продолжение расследования "МК" о дележе Волги. Начало - здесь.  

…Битые кирпичи, смешанные с грунтом, с грохотом скатываются с запрокинутой платформы КАМАЗа. Машина стоит на груде аналогичных отходов – их тут выросли уже целые горы. Едва кузов пустеет, опорожненный самосвал срывается с места и, громыхая, катит по земляной насыпи в форме дуги. Он держит курс на материк. Вокруг - вода. Рядом плавкран с кучей грунта. На заднем плане высится элеватор казанского речпорта.

Это выложенное на youtube.com видео казанца, который в ноябре 2011 года зафиксировал начало земляных работ на Волге, проводившихся под кодовым названием «углубление дна». Спустя месяц он снял еще одно. На месте плавкрана - полынья. По льду рукой подать до острова Маркиз. А высокая полоса грунта под ногами с флажком по краю наводит только на одну мысль – здесь строится дорога.

Куда не ступала нога человека

Съемка велась в районе острова Вороний куст, чуть выше него по течению. Вода той зимой стояла низкая – около 49 м Балтийской системы высот, что на 4 метра ниже нормального подпорного уровня водохранилища (НПУ - 53 м БС). На мелководье местами уровень опустился до дна, что и открыло путь для тяжелой техники.

Поздней осенью и зимой в этой части Волги практически безлюдно. Так что земляные работы большинство казанцев просто не заметило. Но с января по март 2012 года происходящее здесь стало объектом пристального внимания еще одних любопытных - завсегдатаев форума skyscrapercity.com.

Форумчане не только сфотографировали происходящее, но и нарисовали схему развернувшейся «дорожной стройки».

Позже, специалисты НП «Прозрачный мир», проанализировав спутниковые снимки местности, предоставленные ИТЦ «СканЭкс», пришли к выводу: «На космическом снимке за февраль 2012 г. отчетливо видны линейно-вытянутые насыпи, отсутствовавшие на более ранних изображениях. Эти насыпи появились после проведения дноуглубительных работ, результатами которых стало не столько углубление водоема, сколько его частичная засыпка отходами».

В феврале шум подняли дачники-островитяне (от пос. Займище до «774 километра») и жители прибрежных казанских поселков. Дачники возмущались тем, что работавшие круглосуточно экскаваторы перекрывали речные протоки, забирая грунт в одном месте и засыпая в другом.

А обитатели домов в Куземетьево и Красной Горке наблюдали за тем, как ночами свет фар большегрузов путешествовал между островами. К апрелю и здесь длинная земляная насыпь, параллельная берегу, стала видна невооруженным глазом.

Еще 21 декабря 2011 года министр строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Ирек Файзуллин в интервью «Вечерней Казани» рассказал о концепции строительства платной шестиполосной автомобильной трассы. Предполагалось, что она должна пройти по существующим и искусственным волжским островам от речного порта до моста федеральной трассы М7 (1295 – 1310 километры р.Волга). А 6 апреля ООО «ПСО «Казань», горисполком и ГУП «Татинвестгражданпроект» на брифинге продемонстрировали визуальное воплощение этой концепции.

Казалось бы, пазл сложился. Вот оно, объяснение проводившихся земляных работ. Но нет. Никакие работы по строительству дороги на Волге не ведутся, - утверждал тогда ныне уже бывший первый вице-мэр Казани Иршат Минкин. И не начнутся, публично обещал он, без обсуждения с жителями. А официальные ответы гласили: проводятся исключительно дноуглубительные работы.

Углубление по траектории

28 декабря 2011 г. одновременно четыре компании подали заявки в Казанский район водных путей и судоходства ФГУ «Волжское ГБУ» (КРВПиС) на согласование зимних работ по дноуглублению за левой кромкой судового хода. Извлеченный грунт планировалось складировать параллельно дноуглубительной прорези на берегах островов.

Вот эти компании и участки реки, на которых они собирались углублять дно:

• ООО «ПСО «Казань» - 1289-1295 км. р. Волга (генеральный директор Р.Х. Зиганшин)

• ООО «Казанский завод силикатных стеновых материалов» - 1295-1303 км. р. Волга (генеральный директор Д.Д. Саляхов)

• ООО «Волжская Буксирная Компания» - 1296-1303 км. р. Волга (генеральный директор А.С. Ефремов)

• ОАО «Судоходная компания «Татфлот» - 1303-1310 км. р. Волга (генеральный директор Р.А. Абдуллин).

Из досье «МК»

Автомобильный мост федеральной трассы М7 (Займище – Верхний Услон) расположен примерно на 1295 километре р.Волга.

Генеральный директор ООО «Волжская Буксирная Компания» А.С. Ефремов уже встречался нам в первой части расследования. Алексей Сергеевич представлял компании ООО «ДорСтрой» 17 января 2012 года и ООО «ФинТрейд» 14 марта 2012 года на аукционах по продаже волжских островов. Теперь, как видим, еще одно ООО с ним во главе «всплыло».

Судя по заявкам и приложенным к ним схемам участков, компании планировали углублять дно Куйбышевского водохранилища параллельно основному судовому ходу (слева от него), а значит, перпендикулярно дополнительным судовым ходам (подходным каналам к причалам). По странному совпадению дноуглубление задумывалось на всем протяжении реки от речного порта Казани до скупленных месяцем позже островов. Причем по траектории автотрассы, концепция которой была озвучена. Суммарная протяженность заявленных участков составила 21 километр.

КРВПиС заявленные участки дноуглубления подкорректировал. В согласованных заявках участки водохранилища 1303-1307 и 1309-1310 км. р.Волга убрали (оба участка относятся к заявке «Татфлота»). Первый, возможно, потому, что данная часть акватории непосредственно примыкает к водозабору «Волжский» МУП «Водоканал», обеспечивающему город питьевой водой.

Согласованные участки дноуглубления

Образцово-показательный судовой ход

Из досье «МК»

Согласно нормативным актам, основные судовые ходы вместе с дополнительными судовыми ходами составляют внутренние водные пути (ВВП). Работы по содержанию внутренних водных путей (в т.ч. углубление дна) осуществляются без специальных разрешений и согласований, в том числе не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Для работ вне ВВП данные акты необходимы.

Из писем Управления Росприроднадзора по РТ, Росприроднадзора РФ, Нижне-Волжского бассейнового водного управления, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, минприроды РФ, главы Зеленодольского муниципального района, минстроя РТ следует, что на Волге углублялись подходные каналы. Некие «вспомогательные» внутренние водные пути (взятый в кавычки термин вообще не предусмотрен российским законодательством). Поэтому, заключают все эти госорганы, предоставление водного объекта в пользование четырем компаниям и не требовало принятия специального решения.

В частности, в письмах госорганов утверждалось, что компаниями ООО «Казанский завод силикатных стеновых материалов» и ООО «Производственно-строительное объединение «Казань» были проведены зимние дноуглубительные работы на «вспомогательных» внутренних водных путях от причалов ООО «КЗССМ» и ООО «ПСО «Казань» до фарватера в районе Красная горка, Куземетьево, Юдино и Займище соответственно.

Пусть так, но если речь шла о «вспомогательных» водных путях, под которыми наши доблестные органы подразумевают участки реки, протянувшиеся от причалов к фарватеру, то почему грунт в этих самых местах сыпался перпендикулярно им и параллельно фарватеру?!

Но госорганы не сдавались. Дабы подтвердить свою правоту, они облюбовали для выездных проверок участок - 1295-1296,2 км. р. Волга (от фарватера к грузовому причалу возле моста М7). И ничего удивительного – ведь он был «образцово-показательным». Здесь действительно совпадали реальная картина и её «бумажная» версия – что позволяло сотрудникам Росприроднадзора и Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры всякий раз констатировать, что работы ведутся законно.

Концепция платной автодороги в акватории р.Волга

А что же с другими участками, при выезде на которые можно было заметить, что действительность и официальное изложение, мягко говоря, противоречат друг другу? Подозреваю, что до этих мест наши защитники природы попросту не добирались. На легковушке туда не проехать, на судне - тоже. Разве что на лодке. Но компании так увлеклись «углублением дна», что теперь, в навигационный период там можно запросто сесть на мель. Остаётся один вариант – на своих двоих.

Я этот путь так и проделывала пешком, когда обследовала территорию. Вот только у наших госструктур проверки какие? Выездные. Хождения ножками, стало быть, не предусматривают.

Насыпи 4 класса опасности

Как утверждал КРВПиС, в протоколе согласования дноуглубительных работ отдельным пунктом было прописано условие: до начала производства работ согласовать их и место отвала грунта с минэкологии РТ. Однако ни Росприроднадзор, ни минэкологии РТ места складирования донных отложений не согласовывали и не следили за тем, что с ними происходит.

В действительности донные отложения отваливались и на прибрежную защитную полосу островов, и на временно обнажившееся из-за низкого зимнего уровня воды дно акватории Куйбышевского водохранилища. При этом грунт сваливался не хаотично, а образуя линейно вытянутые насыпи, на удивление совпадающие с траекторией планирующейся в акватории Волги автомобильной дороги.

Из досье «МК»

Донные отложения считаются отходами четвертого класса опасности. В границах прибрежных защитных полос запрещается размещение отвалов размываемых грунтов. Запрещается сброс отходов производства (в нашем случае отходов дноуглубления) в поверхностные водные объекты.

Судя по ответу Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Управление Росреестра по РТ внесло представление ООО «ПСО «Казань» об устранении нарушения закона, выразившегося во временном складировании изымаемого со дна грунта при проведении дноуглубления на землях сельскохозяйственного назначения, что является нецелевым их использованием. По результатам рассмотрения представления, утверждает Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, нарушения закона были устранены, грунт убран.

Однако фотографии, видео и экспертные исследования ФБУ «Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы» свидетельствуют об обратном. Сваленные в акваторию отходы дноуглубления никуда не делись.

На момент проведения выезда на место судебного эксперта в июне 2012 года уровень воды в Куйбышевском водохранилище составлял 53,11 м БС. Верхушки созданных за зиму насыпей выступали из воды. Значит, высота отвалов грунта составляла около 3-4 метров (зимой 2011-2012, напомним, уровень был около 49 м БС).

Насыпь в санитарной зоне волжского водозабора на спутниковом снимке 02.02.2012

Отходы в санитарной зоне водозабора

Участки дноуглубления между 1300 и 1310 километрами р. Волга попадают во 2-й пояс зоны санитарной охраны водозабора «Волжский» МУП «Водоканал» и цеха очистных сооружений и внешних коммуникаций ОАО «КазаньОргСинтез». А значит, там же оказались отвалы донных отложений и строительные отходы, которые привозили КАМАЗы в районе острова Вороний куст. При этом Управление Роспотребнадзора по РТ проведение дноуглубительных работ в этой части водохранилища не согласовывало.

Справка «МК»

Проведение дноуглубительных и иных работ во 2-м поясе зоны санитарной охраны водозабора допускается по согласованию с Роспотребнадзором лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора.

Говорят, прежние руководители местных водозаборов, обнаружив, что в зоне санитарной охраны проводятся земляные работы, первыми начинали бить тревогу и писать жалобы. Похоже, времена сильно изменились. Как пишет заместитель руководителя федерального Росприроднадзора О.В. Долматов: «по информации, предоставленной МУП «Водоканал» г. Казани, работы в акватории Куйбышевского водохранилища в районе водозабора «Волжский», а также земляные работы по размещению отвалов грунта 4 класса опасности в зоне санитарной охраны указанного водозабора не проводились».

Продолжение следует.

 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах