Полтинник за литр бензина – не за горами

Цены на топливо повысили уже в третий раз за месяц

Сразу после выборов в России произошло то, чего многие не ждали. Особенно те, кто голосовал за нынешнего президента. Цены на бензин подскочили почти на 5 рублей. Правда, за этим последовало снижение, но вскоре еще два скачка. В итоге сегодня 95-й бензин стоит 42,50 руб., как и дизтопливо. А ведь в начале апреля председатель рабочей группы по мониторингу цен на нефтепродукты Роберт Гилязиев клятвенно обещал, что резкого скачка розничных цен на топливо не будет.

Цены на топливо повысили уже в третий раз за месяц
Фото: Антон Райхштат

На оптовых рынках топлива бардак

Эпопея с ценами на бензин в стране в целом и в Татарстане в частности длится много лет – с тех пор, как произошел развал Союза и в РФ стала формироваться новая власть со своими законами и принципами. Поначалу все задавались вопросом: как же так, в государстве с такими богатыми ресурсами цены на бензин постоянно растут? Потом как-то привыкли и стабильное повышение цен на топливо стали воспринимать спокойнее. К тому же даже в кризис 2008 и 2014 годов цены росли постепенно, не больше 50 копеек за раз. Самый резкий скачок за последние 10 лет был зафиксирован в марте 2016 года – 64 копейки.

Фото: Владимир Васильев

Но таких скачков, какие начались в марте этого года, не ожидал никто. Символично, что резкое повышение цен – почти на 5 рублей – первый раз случилось сразу после выборов, 22 марта 2018 года. Автомобилисты забили тревогу. Но их в очередной раз не услышали.

4 апреля Российский топливный союз вышел с предложением поднять розничные цены на топливо. Дескать, убыточно становится в нашей стране бензином торговать. Сослались на рост оптовых цен.

– Мы не хотим роста цен. Мы хотим паритета. Но мы зависим от нефтяных компаний, которые устанавливают оптовые цены, – заявил  президент Ассоциации предприятий нефтепродуктов Ирек Сулейманов. – Розничная стоимость на заправках регулируется административно, и мы сами постоянно слышим: «Ни в коем случае не повышайте цены!». Но торговать себе в убыток мы не можем. С нынешним ценником на оптовые поставки бензина мы продаем на заправках без розничной наценки.

Также Сулейманов отметил, что обоснованность роста цен со стороны оптовых поставщиков должна регулироваться государством. Но то, что происходит на оптовых рынках сейчас – бардак, который либо не контролируется, либо контролируется недостаточно.

– Это немыслимые цены, откуда они берутся, я не знаю, и знать не могу. Этим государство занимается, контролирует и проверяет их, – говорит Сулейманов.

Фото: Антон Райхштат

Государство ничего не решает

Но, как выяснилось, государство данный процесс тоже не контролирует. Возмущенные автовладельцы направили гневное письмо вновь избранному президенту РФ Владимиру Путину сразу после первого резкого скачка цен на бензин. Ответ пришел почти сразу, на следующий день из Федеральной антимонопольной службы. Видно, подорожание топлива власть предвидела и заранее заготовила ответ, снимающий с нее всякую ответственность.

В ответном письме было ясно сказано, что, согласно действующему законодательству РФ, государственное регулирование цен на нефтепродукты не предусмотрено. «…Цены на указанные товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции».

Также в письме упоминалось, что в период с 2015 по 2017 год, по данным Росстата, средний показатель изменения средневзвешенных годовых цен ниже уровня индекса потребительских цен. В доказательство того, что государство все же принимает участие в сдерживании роста стоимости топлива, в письме было обозначено, что за последние 8 лет Федеральная антимонопольная служба рассмотрела более 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов и оштрафовала на серьезные суммы несколько известных нефтяных компаний.

Только вот это все равно не помогло, и на днях все автомобилисты, приехав на заправку, с возмущением увидели, что бензин за сутки подорожал больше чем на рубль.

Фото: Владимир Васильев

Кто виноват и что делать?

На заправках в эти дни было довольно жарко. Всех объединила общая беда. Самая частая реплика, которую можно было услышать от автомобилистов: «Когда же они, наконец, нажрутся?»

Все уверены, что к концу года самый ходовой, 92-й бензин доберется до планки в 50 рублей и придется пересаживаться на велосипед или общественный транспорт. Вот только городские автобусы тоже, скорее всего, недолго еще удержат стоимость проезда в 25 рублей. Рост цен на бензин, вполне возможно, спровоцирует повышение стоимости проезда. Пока транспортники молчат. И молчание это тревожно.

Так почему же государство не регулирует ценообразование на самый значимый продукт российской экономики? Не понятно, почему нельзя пересмотреть закон в отношении формирования тарифов на топливо? Ведь от цен на бензин напрямую зависят и цены на продукты в магазине, и тарифы ЖКХ. Стоимость топлива влияет на все сферы жизни, а значит, без государственного регулятора здесь никак.

Фото: Антон Райхштат

21 мая глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков пообещал обратиться в ФАС за разъяснениями о причинах подорожания топлива. Служба заявила, что разработала предложения об увеличении биржевых продаж бензина с 10% до 15% от его производства, дизтоплива — с 5% до 7,5%. Однако, аналитики сомневаются, что снижение оптовых цен остановит рост розничных. Очень сложно отказаться от наживы на торговле товаром, от которого общество не сможет отказаться.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 30 мая 2018

Заголовок в газете: Полтинник за литр бензина – не за горами

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру