Стены в школах должны разрисовывать ученики?

Специалисты отрасли образования предлагают ввести в цепочку проектирования и строительства школ педагогических дизайнеров

26.04.2018 в 17:23, просмотров: 940

Вчера Татинвестгражданпроект проводил круглый стол на тему «Психолого-педагогические требования к архитектуре и дизайну школьного здания». Свое мнение по теме высказывали архитекторы, чиновники от образования и строительства и педагоги. Все пришли к выводу, что учебный процесс будет гораздо эффективнее, если школьное пространство сделать психологически комфортным для учеников.

Стены в школах должны разрисовывать ученики?
Фото: humbleservant423.blogspot.ru201608

Школа должна учить общаться…

Самым ярким выступлением на круглом столе стала, пожалуй, презентация идеи школы будущего от директора центра психологического сопровождения «Точка Пси», кандидата психологических наук, доцента Марины Битяновой. Она объяснила «на пальцах», каким должно быть образовательное пространство современных школьников, чтобы сохранить их психологическое здоровье и повысить интерес к учебе.

– Главная цель современной школы – научить детей коммуникации, – сообщила Битянова. – Поэтому планировка школы должна располагать к общению и давать возможность взаимодействовать. Например, в прямоугольном вытянутом классе нельзя рассадить детей по группам так, чтобы все они видели доску, а в квадратном классе это можно сделать. Если в классе есть одна стеклянная стена, то ребенок может выйти в коридор и позаниматься там: таким образом ученик отдохнет от шумного класса, а учитель, благодаря прозрачной стене, не потеряет над ним контроль. Хорошо, если школьные холлы достаточно просторны и оборудованы элементарной мебелью, позволяющей организовать какие-то занятия в более или менее свободной форме – дискуссии, литературные гостиные и т.д. Иными словами, школьная среда должна быть мобильной, отзывчивой на различные образовательные потребности, дружелюбной, гибкой, способной перестраиваться под новые идеи. В такой среде ребенок будет ощущать себя частью общего комьюнити.

Фото: simgarcade

Создать психологический комфорт…

Особенный акцент был сделан на так называемых опасных зонах. Это санузлы и раздевалки, где ребенок больше всего подвержен психологическому дискомфорту.

– Посмотрите на эти туалеты! – говорит Марина Битянова, демонстрируя слайд с фотографиями школьных общих раздевалок и клозетов, где унитазы не разделены перегородками. – Представьте себе, что вы находитесь в этих уборных не одни! А теперь представьте, каково, например, девочке справлять здесь нужду в окружении других учениц в «праздничные дни»? Как она себя должна чувствовать? Это же психологическая травма! Или представьте, что в такой вот общей раздевалке переодеваются 30 детей после занятия физкультурой и им волей-неволей приходится касаться друг друга! Все это надо искоренять, потому что именно эти интимные зоны, а точнее, их неправильная проектировка, могут нанести непоправимый ущерб ранимой детской психике.

Фото: schoolcard.problogwp-contentuploads2017107

Дарить свободу творчества…

Марина Битянова также затронула вопрос оформления. Высказалась она по поводу разноцветных стен в школах, кое-где расписанных изображениями зверюшек и ромашек. По мнению Битяновой, взрослые совершенно не представляют, как выглядит мир глазами детей:

– Мы стараемся оформить школьное пространство красочно. А вы уверены, что дети видят мир таким вот пестрым и разноцветным? Уверены, что им нравится многообразие кошечек, цветочков и героев из мультиков? Возможно, мы тяготеем к пестроте, потому что в наших климатических условиях не хватает красок. Но думаю, в оформлении школы больше важна идея естественности фактуры материалов. Это дает плацдарм для творческой мысли. Мне очень понравилось решение в одной из финских школ, которая, кстати, входит в пятерку лучших школ мира. Они просто оставили бетонные стены и позволили детям самим разрисовать свое пространство. Почему не применить эту идею и в российских школах? Дети украсят стены, следуя своим фантазиям, модным тенденциям, взглядам. И каждый год делать что-то новое.

Битянова заметила, что финны тоже живут в весьма суровом климате и лишены буйства красок природы. Но их детей чистые бетонные стены в школах не пугают.

Фото: Евита Саможенова

Нужно делать, но денег нет

Обсуждения на круглом столе шли довольно жарко. Представители системы образования утверждали, что создание комфортного пространства действительно сможет повысить эффективность усвоения учебного материала. Чиновники соглашались, но часто ссылались на то, что на подобные школьные проекты нет денег, да и отступать от установленных законом норм нельзя. А идеи есть, и их много. Сводилось все к одному: в создании проектов школ должны участвовать сотрудники образовательных учреждений.

– В подготовке проекта мы пользуемся теми нормами, которые прописаны давно, их нельзя нарушать, – заявил в своем выступлении заместитель министра архитектуры, строительства и ЖКХ РТ Владимир Кудряшев. – Кроме того, бюджеты на строительство школ всегда очень ограничены. Но мы бы хотели, чтобы те, кто работает в школе, давали бы свои предложения по проектированию. Пусть они участвуют в процессе создания дизайн-проекта и помогают правильно реализовывать школьные пространства. Педагогический дизайнер должен стоять между заказчиком и проектировщиком, чтобы в дальнейшем при подготовке проекта были учтены все предложения и нюансы.

Фото: Евита Саможенова

Казалось бы, вопрос денег в создании комфортной среды, в которой взрослеет будущее страны, стоять не должен вообще. В конце концов, есть множество удачных решений, где можно сэкономить, например, на материалах. Взять ту же идею финских школ, где ученики сами разрисовывают стены. Только вот в условиях суровых реалий становится немного неуютно, когда начинаешь представлять, что могут нарисовать на стенах наши дети.




Партнеры