С чего начинается Нуриевский фестиваль

Обозреватель «МК-Поволжье» постоял в очереди за билетами на всемирно известный балетный форум

Сегодня в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля началась продажа билетов на спектакли XXXI Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева.

Обозреватель «МК-Поволжье» постоял в очереди за билетами на всемирно известный балетный форум
Фото: Владимир Васильев

А люди все роптали и роптали

Я вошел в фойе театра ровно за час до открытия кассы. Два десятка человек устало подпирали стену, увешанную репертуарными афишами. Самые первые стояли в очереди уже без малого пять часов.

– С восходом солнца пришли сюда, – без видимых эмоций на лице прокомментировала мне одна из борцов заветных билетов. – А вон тот мужчина всегда раньше меня здесь оказывается, что на Шаляпинский, что на Нуриевский…

Фото: Владимир Васильев

Я занял свое место в очереди за юношей с номерком, написанном синей пастой прямо на руке. Наверное, только здесь еще остался этот допотопный обычай фиксировать себя таким образом на карте события. А старики-то наверняка вспомнят, как в тяжелые перестроечные годы люди писали номерки на руках в доказательство своей правоты: отойдешь в сторону, скажем, до туалета добежать понадобилось, и заветное место в цепочке будет навсегда потеряно. «Вы тут не стояли!» – твердо произнесут те, кто подошел позже. И попробуй ввинтись обратно в плотно спрессованную толпу.

Впрочем, и инновации оказались не чужды заядлым театралам: для доказательства своего присутствия они фотографировали телефонами на фоне афиш стоящих впереди них. Вот, мол, тут я стоял, иначе откуда снимок-то!

– Это же во сколько мне билетик обойдется? – вполголоса приговаривала женщина, стоящая чуть впереди меня. – Я ж сюда на своей машине приехала, транспорт-то еще не ходил, поставила на стоянку, а она платная…

Билеты на фестиваль и так дороже, чем на рядовые спектакли – от пятисот до трёх тысяч рублей за кресло.

– Ну и что, – негромко возразила ей соседка, – хотя в другое время и дешевле сходить можно, но ведь хочется окунуться в атмосферу праздника. Вот бы к нам не только столичных гастролеров привозили, а, скажем, из Екатеринбургского или Пермского театра. Там такие интересные постановки.

– О чем вы говорите! – вскинула брови ее собеседница. – Пермская балетная школа одна из лучших не только в России. А помните, в 1994 году американская балетная труппа «Вечно зеленый город» из штата Орегон танцевала отрывки из классических балетов в стиле модерн? Все-таки фестивалю не хватает современной «сумасшедшинки».

И их разговор плавно повернул в русло воспоминаний о прежних годах Нуриевского.

Фото: Владимир Васильев

Дышите глубже, вы взволнованы

Шторки на окошечке кассы распахнулись ровно в десять часов. Хвост очереди из сотни человек к этому времени спустился по ступенькам к входным дверям в гардероб.

– А немного народу-то пришло, – как бы мысля вслух, сказал я. – Раньше, помнится, битвы в очередях бывали.

– Да разве важно, сколько пришло? – возразила мне соседка. – Важно, сколько билетов в одни руки отпускать будут…

Женщина, возглавлявшая очередь, наклонилась к проему в стеклянной перегородке и что-то зашептала кассиру. Та произвела ряд манипуляций на стоящей перед ней клавиатуре, и на экране вспыхнула схема зала, над которой было написано название спектакля и дата его показа. Маленькие квадратики, символизировавшие кресла, были в основном белыми. Цветных я насчитал в партере чуть больше десятка. На каждом из трех ярусов их было чуть побольше. Вот эти цветные места и были в продаже. Белые уже заняты…

Люди испуганно выдохнули и достали гаджеты, чтоб зайти на Kassir.ru. Но и там картина оказалась не радужнее.

– А ведь только открылись…

– Наверное, через распространителей разошлись билеты.

– Да не бывает у распространителей хороших мест, партер им вообще очень редко дают.

Не известно, сколько бы продолжался этот гомон обреченных, но из репродуктора донесся голос кассира, подводящего итоги первой покупки:

– Двадцать три билета на пятьдесят пять тысяч.

И толпа вновь тревожно сглотнула воздух.

– Надо ограничить количество билетов в одни руки! – судорожно вскрикнул кто-то.

– Правильно, – поддержали его, – не больше четырех билетов на спектакль!

Но при этом все понимали, что ситуацию это не изменило бы. Восемь представлений в фестивальной афише – это же тридцать два билета при такой квоте. А что, если ограничить число спектаклей, которые может посетить покупатель? И не важно, что закон стоит на страже потребителя и не позволяет администрации театра вмешиваться в регулирование процесса, определяя норму отпуска товара, каковым здесь оказалось искусство. Атмосфера накалялась, но до рукоприкладства на сей раз не дошло…

Фото: Владимир Васильев

Все те же, все там же?

Внимательно изучаю фестивальную афишу. «Баядерка» Людвига Минкуса впервые появилась в афише Нуриевского в 1993 году и с тех пор ни разу не покидала ее. Правда, сейчас балет обещают показать в новой постановке, максимально сохранившей при этом хореографический текст Мариуса Петипа. «Лебединое озеро» Петра Чайковского было уже на первом фестивале в 1987 году и вот уже тридцать первый раз порадует зрителя. С вечнозеленым «Шурале» Фарида Яруллина – почти та же история: начиная с первого фестиваля, почти каждый год лесное чудище пытается сломить гордый нрав Сюимбике. «Дон Кихот» все того же Минкуса вышел на фестивальную сцену в 1995 году и теперь ежегодно защищает обиженных. «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева – в 1991 году показал Киевский музыкальный театр для юношества, а с 1999 года этот балет прописался в труппе нашего театра. В прошлом году он был успешно обновлен.

Фото: Владимир Васильев

Новые для казанского зрителя, пожалуй, лишь «Чайковский. Pro et Contra» Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана да спектакли Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко «Сюита в белом», поставленный Сергеем Лифарём на музыку Эдуара Лало, «Маленькая смерть» Иржи Килиана на музыку Вольфганга Амадея Моцарта и «Вторая деталь» Уильяма Форсайта на музыку Тома Виллемса.

– Не на то вы смотрите, – опять пытается помочь мне соседка по очереди. – Надо смотреть не на то, что танцуют, а на то, кто танцует.

А исполнители нынче и из Франции – Матильда Фрустье, и из Америки – Витор Луиз, и из Германии – Лауретта Самерскаль и Иштван Саймон, и кубинцы – Адиарис Алмейда и Тарас Домитро, и из белорусского Большого театра – Яна Штангей, Александра Чижик, Егор Азаркевич. «Шурале» нам подарят восходящие звезды Мариинки – Рената Шакирова, Тимур Аскеров и Давид Залеев. За каждым из этих имен – не просто престижные награды и звания, но тысячи поклонников, восторженно аплодирующих им.

Да и звездам нашего театра фестиваль придает особый блеск. Сами понимаете, танцевать на празднике в окружении именитых гостей – это особая ответственность. А уж тем более танцевать в обновленном спектакле, открывающем фестиваль. Да каком! Художественный руководитель балета театра Владимир Яковлев когда-то пояснял: «Баядерка» – шедевр мировой хореографии. Иметь этот балет в своем репертуаре могут позволить себе только высокопрофессиональные труппы. В спектакле есть и «белая классика», и характерные, и гротесковые танцы. Одним словом, это во всех смыслах слова монументальный балет»…

Фото: Владимир Васильев

Так что, наверное, тем, кому повезло достать билет на фестиваль, и впрямь обеспечен праздник. Мне повезло. А значит, нашим читателям тоже: обещаю написать, сбылись ли ожидания. Нуриевский стартует 10 мая, ждать осталось недолго.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 4 апреля 2018

Заголовок в газете: Есть билет на балет?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру