Продолжавшиеся полмесяца совместные проверки Рособнадзора и прокуратуры татарстанских школ на предмет «добровольности» изучения татарского языка завершились, но обещанного сообщения обо всех изменениях и новациях до сих пор так и не появилось. « Пока никаких комментариев не даем», – заявила корреспонденту «МК-Поволжье» руководитель пресс-службы Минобразования РТ Фарида Ишмуратова. Продолжает хранить молчание о результатах проверок и Прокуратура РТ, и даже Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, на сайте которой нет ни полслова о проведенных проверках.
Как изменятся во второй четверти учебные планы в школах Татарстана? Что будет с учителями татарского языка, работы у которых заметно поубавится, а кто-то, возможно, вообще останется без работы? Сколько родителей и их детей (в старших классах заявление о том, какой из двух языков они считают родным, школьники пишут самостоятельно) решили совсем отказаться от изучения татарского языка? Ответы на эти вопросы, коль скоро в Минобрнауки РТ словно воды в рот набрали, мы попытались получить у самих педагогов.
Мы молчим и мы крепчаем
Отвечая на вопрос, как с татарским языком и его преподавателями обстоят дела в казанской гимназии №94, ее директор, заслуженный учитель РФ Леонид Мурысин был краток: «Как во всей республике». После чего сообщил, что «в связи с реорганизацией часов» в школе очень много проблем, которые он сейчас обсуждает с завучем и, сославшись на большую занятость, предложил взять комментарий у другого директора. Другого директора, который бы согласился говорить с журналистом на эту тему, как мы и предвидели, не нашлось. Зато нашлось несколько учительниц, готовых поделиться своим видением ситуации, а одна из них даже не побоялась выступить в «МК-Поволжье» под собственным именем. Поэтому в первую очередь мы и предоставим слово ей.
– Нас уведомили об изменении условий трудового договора и, как один из вариантов, предложили перейти на другую, более низкооплачиваемую работу. В нашей школе очень хорошая, дружелюбная обстановка, другие учителя и администрация нас всячески поддерживают, – сообщила учитель татарского языка школы Иннополис Ксения Зарипова. – Но сейчас серьезная проблема состоит в том, что директора школ не знают, откуда брать финансирование. Русский язык же добавился. Откуда брать деньги, чтобы платить учителям русского языка за дополнительные уроки? Если преподавателям татарского, несмотря на уменьшение нагрузки, еще два месяца будут платить прежнюю зарплату, то ранее выделенных денег не хватит. И еще нужно разрабатывать рабочие программы, потому что с 7 ноября мы будем работать по новому учебному плану. Но сверху нет никаких указаний, по каким программам мы должны работать, по каким учебникам, что мы должны преподавать. И потом, по моим наблюдениям, многие родители поняли, что 7-8 часов русского языка в неделю это слишком много, да и сами дети удивляются таким переменам. Причем на тех уроках родного русского языка, которые прибавятся во второй четверти, не будет русского языка как такового, а будут изучаться только такие разделы, как стилистика или культура речи.
И еще такой момент. Мы, простой народ, не понимаем: наша республика существует как раньше, или ее конституция и законы уже аннулированы? Даже если Татарстан не является суверенным государством, но при этом у него есть своя конституция, то татарский язык наравне с русским обязательно должен быть государственным. Почему его включили только в ряд родных языков? А если республика уже расформирована и мы являемся не больше, чем просто субъектом РФ, то почему об этом власти нам не сообщают?
«Каждый день как сводки с фронта»
Остальные собеседники согласились говорить на тему родного и неродного татарского языка только на условиях анонимности.
– Сейчас мне предлагают преподавать «родной русский язык». Но что это за предмет, мы пока не знаем, – рассказала учитель татарского языка одной из школ Аксубаевского района. – Была установка не увольнять учителей, и нам набрали по 18 часов, хотя до сих пор их у меня было 27. А если кто-то с этим не согласен, обещали уволить по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. – Ред.). Все-таки какая-то надежда еще остается. По крайней мере, нам так сказали. До 31 декабря нам обещали оставить прежнюю зарплату. Сейчас я получаю на руки 22 800 рублей в месяц, а с 1 января будет где-то 12-13 тысяч рублей. И если ничего кардинально не изменится, то буду искать другую работу. У меня ипотека и трое детей.
– Я не за белых, не за красных, – заверила корреспондента «МК-Поволжье» классный руководитель 11 класса одной из казанских школ. – Но если посмотреть с позиции учителя русского языка и литературы и исходить из интересов детей, то неплохо, что в старшем звене в непрофильных классах со второй четверти будет плюс один час русского языка. Это положительный момент. А если входить в ситуацию с точки зрения учителей татарского языка и литературы, которые после первой четверти поставлены перед печальным фактом сокращения часов, это уже не очень хорошо. К тому же, как мне кажется, родители школьников, которые категорически против уроков татарского языка, не составляют большинство. На сегодняшний день ситуация достаточно запутанная, но педагогическое сообщество за то, что надо было такое развитие событий предусмотреть заранее. А если и решать вопросы столь кардинально, то это надо было делать в конце учебного года. Чтобы это не было как обухом по голове.
– Так все-таки у тех, кто написал заявление, что хочет, как родной изучать русский язык, уроков татарского останется столько же, станет меньше или не будет совсем?
– Если без всякой политики и дипломатии, то могу признаться, что и сама до конца не компетентна, потому что у нас каждый день происходит какой-то крен в разные стороны. Все взбудоражены, и новости каждый день у нас почти как сводки с фронта. Видимо, не просто было и тем, и этим, и верхам, и низам. И, по-моему, к какому-то прозрачному решению до конца так и не пришли. Если говорить о нашей школе, то в параллели выпускников в профильном классе из 22 учеников татарский выбрали 7 человек, а в двух непрофильных соответственно 7 и 20. При этом никакой агитации, а тем более давления со стороны взрослых не было.
Кто учил татарскому, будет улицу мести?
Похоже, едва ли не единственной в республике школой, где не только четко и ясно определились со своим завтрашним днем, но и сказали об этом в полный голос, стала казанская школа №165 с углубленным изучением английского языка. На днях в прямом эфире телеканала ТНВ член родительского комитета одного из классов Нина Максимова сообщила, что 3 из 6 часов татарского отошли к обязательному русскому, а родителям предложили выбрать, что будет изучать их ребенок в оставшиеся 3 часа, начиная со второй четверти. Как утверждает мама шестиклассницы 165-ой школы, 90 процентов всех родителей выбрали уроки татарского языка.
К этому стоит добавить, что в распоряжении редакции «МК-Поволжье» оказался весьма любопытный документ из числа тех, образцами которых директоров школ заботливо снабдили сотрудники правовой инспекции республиканского комитета профсоюза работников образования и науки, разместив их на официальном сайте рескома, чтобы они увольняли в одночасье ставших лишними учителей татарского языка и литературы на законных основаниях, в полном соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Текст «Уведомления №7» (орфография и пунктуация оригинала сохранены) гласит: «В связи с тем, что должность, занимаемая Вами 1.11.2017 года подлежит сокращению, а также на основании части 1 статьи 180 Трудового кодекса РФ уведомляем вас о наличии вакантных должностей, на которые вы можете быть переведены с вашего письменного согласия.
…Наименование должности – дворник, количество штатных единиц – 1, размер заработной платы – 7 800 рублей.
…в случае отказа от перевода на предложенные организацией должности трудовой договор с вами будет расторгнут 1.01.2018 в связи с сокращением штата»...
В этой связи невольно возникает вопрос, почему учителям татарского языка, в дипломах многих из которых написано, что они с тем же успехом могут преподавать и русский, предлагают в лучшем случае русский язык в начальных классах (с потерей в зарплате), а не в их же параллели? Ведь общее количество учебных часов не изменилось, а изменилось только соотношение числа уроков русского и татарского языка. Хочется верить, что рано или поздно мы получим ответ и на этот вопрос. Во всяком случае, официальный запрос в Министерство образования и науки РТ редакция «МК-Поволжье» уже направила.
P.S. Сегодня вечером Министерство образования РТ прокомментировало предложение директора 170 школы переквалифицироваться в дворники. В тексте официального заявления говорится следующее:
«Министерство образования и науки РТ сообщает, что в настоящее время во всех школах и муниципальных образованиях республики проводится индивидуальная и кропотливая работа по сохранению на рабочем месте всех учителей вне зависимости от изменения учебных планов. В случае нехватки часов педагогам предлагаются иные вакансии педагогических работников, осуществляется их переподготовка.
Указанное уведомление, прежде всего характеризует профессиональный уровень и компетентность директора школы №170 М.А. Дергуновой. Министерство образования и науки РТ рекомендует учредителю образовательной организации принять меры дисциплинарного взыскания в отношении директора 170 школы, допустившего подобное непрофессиональное поведение в отношении своих сотрудников».