Водитель. Профессия-призрак в мире роботов

10 августа 2017 в 12:08, просмотров: 884
Водитель. Профессия-призрак в мире роботов
Фото: pixabay.com

«МК-Поволжье» продолжает цикл статей о развитии рынка труда и трансформации ремесел в условиях развития новых технологий. Сегодня речь пойдет о профессии водитель, которая, по мнению экспертов, попадет в список исчезающих.

Безусловно, рынок будет диктовать новые условия труда, и со временем водитель из управляющего автомобилем превратится в человека, обслуживающего тот или иной вид транспорта. Так, в своем исследовании трансформации рынка труда Организация экономического сотрудничества и развития настаивает на цифровизации сфер деятельности с последующим сокращением более чем 240 миллионов рабочих мест по всему миру.

- В первую очередь исчезнут профессии, связанные с рутинным трудом, зачастую не требующие высокой квалификации. Это операторы, водители, сборщики, кассиры, консультанты, – говорит руководитель Центра мониторинга НТР Анна Заборенко. – Нужно четко понимать, как изменится ситуация на рынке труда на фоне потенциала ключевых отраслей национальной экономики в области автоматизации труда и что в этом случае делать.

Водитель – действительно работа, связанная с рутинным трудом. Это человек, управляющий транспортным средством или же тот, кто учит вождению, находясь непосредственно в транспортном средстве.

Современный водитель перед выездом из гаража проверяет наличие топлива, масла, воды, исправность механизмов автомобиля и системы электрооборудования. А по возвращении в гараж выполняет ежедневное техническое обслуживание – мойку, заправку топливом и маслом, смазку, осмотр и так далее. В процессе вождения водитель должен быстро оценить и проанализировать сложившуюся обстановку и заблаговременно принять необходимое решение: снизить скорость, осуществить необходимый маневр.

Добавим, есть целый ряд качеств водителя, которые помогут превратить профессию в вечную. Это, в частности, техническое мышление, пространственное воображение, распределение и переключение внимания. Не говоря уже о развитом глазомере, хорошей реакции и высокой концентрации внимания. Нужно лишь понимать, где следует применить все указанные качества.

Робот-таксист

Об изменениях на рынке труда редакция «МК-Поволжье» поговорила с игроками рынка, которые уже приступили к цифровизации профессии водителя. Так, компания «Яндекс» создала приложение «Яндекс.Такси», исключившее из цепочки водитель – клиент диспетчера. Следующим шагом может стать и работа над беспилотными видами такси.

- У Яндекса есть целый набор технологий, который позволяет такси быстро приезжать по заказу и довозить пользователя от точки А до точки Б. Например, алгоритм точнее проложит самый короткий маршрут, учитывающий пробки. Картографический сервис уже сейчас «знает» не только все адреса домов, но и организации, которые в них расположены, – говорит региональный представитель компании «Яндекс» Александра Репьева.

Технологии машинного обучения лучше диспетчера прогнозируют спрос на поездки в разных районах города и помогают направлять водителей в зоны повышенного спроса. Алгоритм пешеходной маршрутизации в момент заказа такси автоматически предлагает пассажиру, например, перейти на другую сторону дороги, чтобы поездка была дешевле, а такси приехало быстрее.

- Именно технологии сейчас позволяют делать поездки доступнее для пользователей и при этом обеспечивать водителям достойный заработок, – продолжает наша собеседница. – И технологии продолжают активно развиваться. Так, в середине мая «Яндекс.Такси».Такси провело испытания беспилотного автомобиля. Это не означает, что машина без водителя приедет на ваш вызов уже в ближайшее время. Пока проект только в начале пути, но технологии, которые позволяют создавать такие машины, уже существуют и есть в распоряжении «Яндекса».

Ремонтник автомобильного транспорта. Или на пути к вечной профессии

Созданием беспилотного автомобиля заняты и на КАМАЗе. И здесь уже сейчас понимают, как будет трансформироваться профессия водителя в будущем. На вопросы редакции отвечал глава пресс-службы предприятия Азат Булатов.

- Как, по-вашему, исчезнет ли со временем профессия водителя?

- Процесс замещения людей роботами в автомобилестроении начался уже давно. Многие операции, проводимые на предприятиях, выполняются роботами. Этот процесс, конечно, со временем затронет и другие сферы. И водители грузовиков не исключение. Большинство автопроизводителей уже сегодня инвестируют в автономные автомобили. И ПАО «КАМАЗ» в их числе. КАМАЗ ведет разработку беспилотных технологий, которыми будут оборудованы грузовые модели и спецтехника. Но пока о замене водителей роботами говорить рано. Но в любом случае профессия водителя полностью не исчезнет, а скорее трансформируется.

- Как будет меняться профессия водителя в будущем?

- На первых этапах роботизации грузоперевозок наличие водителя в кабине будет обязательным. В случае непредвиденных ситуаций или сбоя программы водитель сможет взять управление в свои руки. А при обычных условиях водитель будет лишь контролировать процесс. С развитием беспилотных технологий профессия водителя сведется к дистанционному контролю автомобиля на дороге, проведению диагностики систем автомобиля и исправлению ошибок.

- Кто заменит водителя и что делать тем, кто не хочет лишиться профессии? В какую отрасль следует пойти? Какая смежная или близкая профессия могла бы подойти?

- Водителей заменят системы беспилотного управления, состоящие из радаров, лидаров и различных датчиков. Для управления и контроля над всеми этими функциями нужны будут грамотные IT-специалисты. Скорее всего, появятся новые специальности, связанные с технологиями автономного вождения, которых сейчас не существует.

- Есть мнение, что на рынке всегда будет востребована профессия «ремонтник автомобильного транспорта». Согласны ли вы с этим утверждением?

- В определенной степени профессия ремонтника будет востребована и в будущем. Только его функции будут смещены в сторону электроники, которая будет составлять основу автомобилей. Часть процессов ремонта и обслуживания также будет автоматизирована.

Добавим, сейчас работа по проекту «Авторобот» на заводе ведется в трех направлениях: SmartPilot, AirPilot и RoboPilot. Первое – создание умных помощников для автомобиля, которые помогают водителю: могут затормозить автомобиль в случае опасности, осуществляют адаптивный круиз-контроль. Второе направление, AirPilot – создание машин с дистанционным управлением. Третья система, RoboPilot, позволяет машине работать вообще без водителя или в режиме автопилота, когда водитель имеет возможность отвлечься на некоторое время от управления грузовым автомобилем.

Куда пойти учиться?

  • Казанский автотранспортный техникум им. А.П. Обыденнова

Казанский автотранспортный техникум создан в 1945 году и является одним из ведущих специальных учебных заведений Республики Татарстан и Российской Федерации. Техникум осуществляет подготовку профессиональных специалистов среднего звена. В настоящий момент в техникуме ежегодно обучается 800 студентов на дневном отделении и 500 на заочном отделении. Ежегодно выпускается более 300 специалистов. Здесь обучают по специальностям «Организация перевозок и управление на транспорте» или, например, «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

  • Казанский машиностроительный техникум

В настоящее время в техникуме реализована двухступенчатая модель образования – начальное профессиональное образование и среднее профессиональное. Студенты проходят практику и трудоустраиваются на крупнейшие российские и иностранные заводы, в фирмы, организации. Также в техникуме созданы все наиболее благоприятные условия для обучения детей с ограниченными возможностями. Выпускники техникума всегда конкурентоспособны на рынке труда. Здесь можно обучиться специальностям автомеханика, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования или, например, «Технология машиностроения».

  • Казанский техникум железнодорожного транспорта

Казанский техникум железнодорожного транспорта является филиалом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения». Техникум готовит высококвалифицированных специалистов по ряду программ среднего профессионального образования. Здесь можно обучиться таким специальностям, как автоматика и телемеханика на транспорте, организация перевозок и управление на транспорте или техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.




Партнеры