Это сенсационное заявление почему-то прошло мимо ушей большинства моих коллег. Очевидно, они сочли, что швейцарские друзья Рустема БОГДАНОВА его просто разыграли. Ведь во всей остальной Европе, США и Канаде, где об экологии заботятся больше, чем у нас, альтернативы раздельному сбору ТКО не существует. Между тем все оказалось не так-то просто, точнее, просто, но не так, как можно было подумать. По словам Рустема Богданова, в подавляющем большинстве цивилизованных стран практикуется двухконтейнерная система сбора ТКО – один предназначен для так называемых влажных пищевых отходов, а по сути всех пищевых отходов, другой - для всего остального.
По той же схеме предполагается пойти и в Татарстане. Но вовсе не для того, чтобы потом отсортировать бумагу, стекло и пластик с целью их дальнейшего использования в качестве вторичного сырья. А с целью захоронения или сжигания. По той простой причине, что для переработки пригодны только 5 процентов ТКО, о чем корреспонденту «МК-Поволжье» сообщила Ольга ГУДИМОВА, директор ООО «Поволжская экологическая компания», того самого, которое принимает у населения энергосберегающие лампы по 18 рублей за штуку, но зато батарейки – бесплатно.
- Скажите, а в Европе сколько процентов ТКО идет на переработку?
- Примерно 25 процентов. И вовсе не потому, что европейцы умеют делать что-то, чего не умеем мы. Просто в отличие от нас они перерабатывают пищевые отходы. Делают из них компост, удобрение. Кстати сказать, производство первичного стекла обходится дешевле, чем использование стеклянной посуды в качестве вторичного сырья. Но, затевая всю эту историю с раздельным сбором мусора, следует принимать во внимание то, что сегодня в России человек за вывоз ТКО платит примерно 50 рублей в месяц, а в Европе, где этим занимаются уже давно, порядка 600 рублей в переводе на наши деньги.
Не вполне согласна с ней доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой природообустройства и водопользования Института управления, экономики и финансов КФУ Нафиса МИНГАЗОВА.
- Я не являюсь узким специалистом в данной области, но сортировка мусора является общепринятой мировой тенденцией и практически в любой стране этому уделяется очень много внимания. Теперь этим стали серьезно заниматься и в России, где во многих городах появляются раздельные мусорные баки, причем не только на две-три категории, но есть даже на пять и на шесть. И это правильно, потому что отходы – это вторичное сырье. Использование их в этом качестве приносит двойную пользу – не наносится вред экологии, а кто-то зарабатывает на этом неплохие деньги, потому что это экономически выгодная отрасль. Для переработки годится очень многое. Я вижу, что люди сдают посуду, металл, пластик и, естественно, в большом количестве макулатуру. То есть как минимум пять-шесть позиций ТКО можно сдавать вполне официально за деньги, и есть малоимущие люди, которые живут за счет этого. Несколько лет назад по заказу администрации Вахитовского района Казани мы занимались нормированием отходов от разных категорий предприятий, организаций, и оказалось, что у очень многих основу отходов составляет макулатура. И вот тогда я обратила внимание на то, как много фирм в Казани готовы заниматься переработкой мусора. Просто этой проблемой надо заниматься, заниматься профессионально и не уповать на мнение только одного или двух-трех человек.