В редакцию нашего издания обратился житель Кукморского района Татарстана юрист Ирек Закиров. Он сообщил, что его землячку — многодетную мать Ирину Лезину местные власти практически выселяют на улицу с четырьмя детьми. Оказалось, что дом, в котором она проживает, признан аварийным еще 2009 году. Теперь всем его обитателям предстоит «впрячься» в социальную ипотеку, но переехать в новостройки.
Проблема состоит в том, что у матери-одиночки, получающей на себя и детей пособие по утрате кормильца, нет ни материальных средств, ни желания идти на предложенные администрацией условия: либо доплачивать миллион рублей, правда, в течение 15 лет, либо переселяться в иное жилище на условиях найма. По этому вопросу в Кукморском районном суде прошло уже пять судебных заседаний, впереди шестое — 8 февраля.
Корреспондент «МК-Поволжье», разбираясь в ситуации, выслушал точки зрения обеих сторон и выяснил немало интересных фактов.
Ирина Лезина приехала в Татарстан 18-летней девушкой из Якутии. Поселиться она решила в Кукморе, где на накопленные средства сама приобрела квартиру в доме № 6 по улице Ворошилова. Выбор на него пал, потому что дом был хоть и старым, дореволюционной постройки, но добротным. Да и цена предлагалась приемлемая. С годами Ирина счастливо вышла замуж за местного жителя, родила четверых детей: дочь, сына, а затем близнецов. Пять лет назад, когда младшим близняшкам исполнилось по два года, муж попал в страшную автокатастрофу. В машине, кроме мужчины, были его отец и родной брат. Не выжил никто.
— Детей пришлось поднимать самой, моей родни здесь нет, а мужнина не помогала, общего языка нашли, — рассказала Ирина Лезина. — Теперь как гром среди ясного неба — выселение. Летом исполнится 20 лет, как я живу в доме на Ворошилова, и ни разу за все эти годы не то чтобы капитального, текущего ремонта не было! Мы, жильцы, сами красили и штукатурили подъезды и фасад. Несмотря на то что у нас нет ни канализации, ни централизованного водоснабжения, лучше жить в собственном доме, а не по найму, как мне предложили. Лучше носить воду с колонки на улице, как мы делаем сейчас, и пользоваться удобствами во дворе, но жить в своей собственной — кстати, приватизированной квартире.
Интересно, что старинный дом после обследования комиссией в 2009 году был признан аварийным и подлежал сносу. На тот момент, как рассказала Лезина, местные власти объявили, что на месте снесенных корпусов дома № 6 будет выстроен современный торговый центр. Однако никто не спешил заняться переселением жильцов. И вдруг в 2016 году новая комиссия определяет, что дом — да, аварийный, но теперь он является «нововыявленным объектом культурного наследия Татарстана» и подлежит реконструкции. Теперь дальнейшая судьба дома представляется еще более занятной.
Дом Комаровых в прежние времена
Дом в самом центре Кукмора был построен в 1870-е годы по инициативе известных промышленников, братьев Комаровых, зачинателей производства знаменитых кукморских валенок. Николай и Сергей Васильевичи обустроили здесь свое родовое гнездо. Построенный из красного кирпича, оштукатуренный и побеленный, двухэтажный особняк являл собой образец городского многокомнатного дома богатых купцов и предпринимателей второй половины XIX века. Сто пятьдесят лет он служил верой и правдой, достойно сохранился и к сегодняшнему дню. Революция, как полагается, выгнала прежних хозяев с насиженного места, в доме поселились рабочие и колхозницы. В отдельно стоящем просторном здании валяльной фабрики сегодня работает музей.
— Особняк Комаровых сегодня находится во вполне удовлетворительном состоянии, — считает директор Кукморского краеведческого музея Лябуда Давлетшина. — Целы деревянные полы, потолки перекрытия, в хорошо сохранился камин, правда, сегодня он уже не используется. Надворные постройки были снесены, сам двор, захламленный и запущенный, уже вычищен, освобожден от грязи. Вопрос о передаче дома на Ворошилова, 6 будет, конечно, рассматриваться, но это дело не одного дня. Поступило несколько предложений о его дальнейшем использовании, видно, что много заинтересованных лиц в этом деле. Лично мое мнение, и я его озвучила, состоит в том, что дом хоть и необходимо передать в ведение музея, но использовать как музей я не считаю целесообразным. Как именно его эксплуатировать, я озвучила местным властям.
С «МК-Поволжье» директор музея предложениями относительно будущего Дома Комаровых делиться не стала.
«Страусиная» политика?
Наш корреспондент надеялся получить четкие и ясные пояснения о судьбе здания и семьи, которая последней осталась в этом доме, от главы Кукморского района Сергея Дмитриева. Поэтому неустанно принялся звонить в его приемную на протяжении двух дней. Безуспешно. То, как отвечали по телефону приемной, глава в поездке по району, то у него видеоконференция, то внутреннее совещание, после которого, по словам секретаря, он успевает только надеть пальто, чтобы спешно отправиться по другим делам. Как выяснилось, такие же ответы получили и наши коллеги из другого татарстанского СМИ.
Таким образом, пока вопросы о том, что именно будет в доме на Ворошилова, почему именно сейчас, а не в 2009 году занялись срочным расселением жильцов и кто станет владельцем здания, остаются без ответа. Возможно, они последуют после предстоящего суда.
Дом старый, но свой
— На основании чего была определена рыночная стоимость квартиры администрацией Кукморского района, непонятно, — говорит Ирек Закиров. — Бремя доказывания лежит на стороне заявляющей требования, однако, во избежание неясности и для определения рыночной стоимости объекта, ответчик обратился в оценочную организацию, которая провела рыночную оценку недвижимого имущества. Согласно отчету № 50/2 рыночная стоимость недвижимого имущества составляет 796 000 рублей, а семье Лезиных предложили лишь чуть более 400 тысяч рублей. Исходя из чего следует, что компенсационная выплата не отражает реальную стоимость недвижимого имущества и меньше практически в два раза.
В многострадальном доме восемь квартир. Жители пяти из них уже переехали в новые трехэтажные дома, согласившись на условия социальной ипотеки. Как считает Ирина Лезина, ее бывшие соседи в основном пенсионеры и такое решение они приняли под нажимом собственных детей, которые и будут платить за них кредит. Еще две квартиры занимает семья Желябовых. Однако, по словам Лезиной, на последнем суде они приняли условия администрации и тоже откажутся от своих «квадратов» в старом доме. Ирина утверждает, что они и не жили здесь, у этих людей есть еще одно жилье, поэтому они не особо борются за свои права, хотя и поставили недавно пластиковые окна в квартире на первом этаже. Осталась одна — Ирина Лезина.
На вопрос редакции, чего же хочет она конкретно, четкого ответа долго не удавалось получить. Все же женщина сформулировала: она приметила в Кукморе дом, одна половина которого пустует, вторая жилая. Количество квадратных метров там, по ее словам, совпадает — около 43. Причем женщина самостоятельно берется за внутреннюю и внешнюю отделку нового жилья — ей это не впервой. Однако в администрации утверждают, что вторичного жилья у них нет.
— Сейчас у меня выходит около трех тысяч рублей на оплату жилья и коммунальных услуг, в случае аналогичной квартиры на условиях найма я буду платить 2700 рублей. Но это меня не устраивает — я хочу жить в собственной квартире, а не арендовать жилье. Если же соглашусь на ипотеку, буду вынуждена отдавать половину пенсии, и это не считая коммунальных услуг, — подвела итог разговору Ирина Лезина.
— Свободного муниципального жилья у нас действительно нет. По условиям оплаты социальной ипотеки мы всячески готовы идти навстречу семье Лезиных, принимая ее положение. Готовы предоставить ей отсрочку в оплате ипотеки, причем сумма ежемесячного взноса будет ежегодно пересматриваться. Стоимость старого жилья пойдет на первоначальный взнос, как это сделали остальные, — мы уже переселили 25 семей из четырех аварийных корпусов дома на Ворошилова. Не удается договориться только с Лезиной, — прокомментировала ситуацию заместитель главы Кукморского района Равия Каримуллина.
Как сделать аварийным дом центром притяжения туристов
— После окончательного расселения проживающих в доме район будет инициировать в Министерстве культуры республики экспертизу на предмет внесения здания в реестр объектов культурного наследия Татарстана, — рассказала руководитель Дома Дружбы народов в Кукморе Гульнара Гареева, которая по поручению Сергея Дмитриева занимается развитием туризма в районе. — Мое предложение — создание целого музейного комплекса на базе бывшего особняка. Здесь можно открыть музей техники изготовления валенок, торговые сувенирные павильоны, мастерские по изготовлению знаменитых кукморских валенок, металлической посуды и плетеных изделий, которыми славится наш район. Также в помещении планируется организовать гостиничные номера, помещения для проведения мастер-классов, во дворе — трактир национальной кухни. Благо площадь примерно в 1 га (включая сам дом и двор) это позволяет. Кроме того, двор предлагается замостить бутовым камнем и сделать на нем Ярмарочную площадь с русской печкой, чтобы и на улице в погожие дни проводить кулинарные праздники. Видим целесообразным в дальнейшем объединить Ярмарочную площадь с площадью парка Победы и набережной реки Нурминки, которую уже начали благоустраивать в прошлом году. Создание такого комплекса позволит включить Кукмор в туристический маршрут, тем более что и сейчас туристы к нам начали активно приезжать. Что касается вида собственности, глава Кукморского района четко обозначил: объект должен находиться в ведении муниципалитета, передача его в частные руки категорически невозможна.
Как все начиналось, или «Пьяный договор»
Размышляя о судьбе дома и его первых хозяев Комаровых, задаешься вопросом — а не кроется ли здесь какая-то давняя тайна? Как известно, каждый объект, человек, общественное явление имеет свой эгрегор — своеобразную энергетическую нагрузку, созданную делами, мыслями и чаяниями людей. Создается впечатление, что у дома на Ворошилова, 6 устойчивая энергетика обмана и наживы. Были ли счастливы люди, которые жили здесь? Хозяев практически ограбили, других людей по прошествии 150 лет, похоже, тоже объегорили.
Вспоминается исторический факт из жизни братьев Комаровых. Они были деятельными и успешными предпринимателями своего времени. Но, как часто бывает у истинных купцов, ради собственной наживы и славы не грех и обмануть, провести или попросту использовать в своих целях ближнего. Так, узнав о строительстве железной дороги в северной части России, они решили вмешаться в ее маршрут, чтобы он пролегал через Кукмор. Для этого они пригласили путейщиков, допьяна напоили рабочих-строителей и таким образов добились согласия. Дорогу действительно построили, сделав многокилометровую петлю в обход крупных городов ради Кукмора. Но купцы обещанных денег не заплатили. В отместку обманутые рабочие разместили железнодорожную станцию на самом высоком холме Кукмора, куда добраться нелегко не только пешим, но и тем более конным повозкам. Как говорится, как аукнется...