ОНФ «За честные закупки»: ФЗ-44 плох, но Улюкаев Геллера не услышал?

Одной из тем обсуждения на ежегодной конференции ОНФ в РТ стала борьба с коррупцией в сфере госзаказа

В качестве модератора объединенной дискуссионной площадки «Общество и власть: прямой диалог» и «Качество повседневной жизни» выступил сопредседатель регионального штаба ОНФ в РТ Игорь Бикеев. А главным спикером, чье выступление было встречено аплодисментами, стал генеральный директор республиканского Агентства по госзаказу Яков Геллер, озвучивший простой и действенный рецепт противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок – «конкуренция».

Отметив, что в Татарстане активно ведется работа проекта ОНФ «За честные закупки», Игорь Бикеев сообщил:

- В 2016 году ходе мониторинга на официальном портале Единой информационной системы в сфере закупок было выявлено свыше 100 сомнительных и расточительных закупок.

По его словам, бюджетные организации не только тратят деньги на покупку автомобилей представительского класса и жестких дисков для компьютеров по цене, в три с лишним раза превышающей среднерыночную, но и умудряются втридорога покупать продукты питания. Например, кое-кто изловчился закупить кисель по цене от 500 до 1000 рублей за килограмм, тогда как его цена в розничной торговле колеблется в пределах 85-150 рублей.

По мнению докладчика, для того, чтобы исключить коррупцию в сфере государственных и муниципальных закупок, необходимо производить все их строго в соответствии с 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ФЗ-44 – это закон о легализации договоренностей

Генеральный директор республиканского Агентства по госзаказу Яков Геллер, которому предоставили слово после Бикеева, категорически не согласился с такой постановкой вопроса:

- Сейчас, когда я слышу, что ФЗ-44 допускает такое, что кто-то покупает машины с панорамным стеклом, а кто-то - колбасу за 500 рублей, когда она стоит 100 рублей, то напомню, что мы, специалисты, говорили разработчикам ФЗ-44, который отменял ФЗ-94: «Ребята, этого делать нельзя. Вы создаете закон о легализации договоренностей».

Я присутствовал в кабинете первого вице-премьера России Игоря Шувалова, когда тот откинулся на спинку кресла и сказал по поводу недавно принятого ФЗ-44: «А чего ж мы наделали? Мы хотели, как лучше, а получилось еще хуже». А теперь говорят, давайте еще и тех, кто по ФЗ-223 («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») работает, тоже заведем под ФЗ-44. И это считается панацеей какой-то. Глупости! ФЗ-44 – это закон о легализации договоренностей, - сказал Геллер.

По его мнению, если бы к этому закону прилагался каталог потребностей, где указано, какую машину, бумагу, колбасу и т. д. можно выбрать при осуществлении покупок для государственных и муниципальных нужд, то не стоял бы вопрос о том, как контролировать тех, кто покупает машины с панорамными стеклами и другие дорогие игрушки. Но увы, как отметила сегодня в прямом эфире одного из федеральных телеканалов руководитель проекта ОНФ «За честные покупки» Анастасия Муталенко, в Министерстве экономического развития РФ, глава которого Алексей Улюкаев по подозрению в коррупции был помещен вчера под домашний арест, над этим документом работают уже два года. И не известно, когда он появится, и появится ли вообще.

Давайте слушать специалистов

- Я призываю вас к одной простой вещи: давайте будем слушать специалистов, - продолжил гендиректор Агентства по госзаказу РТ. - Специалисты есть, и вопрос об отмене ФЗ-44 и написании действительно закона о федеральной контрактной системе надо выносить на уровень президента России. Потому что, то, что сейчас написали, это не федеральная, не контрактная и не система.

Я извиняюсь, коллеги, вы делаете много хороших дел, но если я услышал, что нужно ФЗ-223 привести к ФЗ-44, то мне кажется, что вы собираетесь передвигать мебель в вагоне, который идет не по тем рельсам не в ту сторону.

У меня все-таки за плечами 14 лет в госзаказе и звание (победы во всероссийских конкурсах – прим. ред.), которое мы уже заработали с нашим агентством. Но я не помню, чтобы кто-то пришел ко мне и сказал: «Геллер, а как ты думаешь?» И я не слышал, чтобы к Александру Станиславовичу Груничеву (руководитель УФАС по РТ – прим. ред.), кто-то пришел и спросил: «Груничев, а как ты думаешь, как это дело улучшить?», - сказал Геллер и вспомнил историю из своего студенческого прошлого.

- В Ленинграде я присутствовал на творческом вечере актера и режиссера Ролана Быкова. Он выступал, искал слова, делал паузы, размышлял, находил интонации, было интересно. Потом, когда дело дошло до вопросов, встал один парень и сказал: «Не понимаю. Месяц назад я был на таком же вашем вечере в Москве, и вы точно так же в тех же местах останавливались, как будто подыскивали слова, делали паузы… Это у вас роль такая?» И я на всю жизнь запомнил, хотя прошло уже, наверное, больше 45 лет, как Быков посмотрел на него и сказал: «Знаете, молодой человек, убеждения высказывают одними и теми же словами. Если убеждения глубокие, то и слова одни и те же».

Топор не поплывет

- То, что я сейчас буду говорить, я говорил много раз, с разных трибун, - констатировал Яков Геллер. - Выступал с этими же слайдами на ту же тему на всероссийском форуме участников тендерных процедур. И модераторы обещали, что это дойдет до сведения первых лиц.

Все подвержено законам, есть свои законы и у экономики. И о чем бы мы не рассуждали, мы должны говорить о выполнении законов. Как закон Архимеда. В отличие от старой русской частушки «По реке плывет топор из села Кукуева. Ну и пусть себе плывет, железяка …такая-то», знаешь ты закон Архимеда или нет, топор не поплывет. И не надо пробовать, и экспериментировать. А мы все время экспериментируем. Опустим под прямым углом, нет, не поплыл. А под таким углом? Нет, опять не поплыл. Экономика, как и физика, это тоже свод законов. Знаешь ты их или не знаешь, но когда ты начинаешь их нарушать, топор тонет.

По мнению Геллера, один из законов экономики гласит: если государство хочет помогать бизнесу, у него есть всего две корзинки возможностей. В одной – льготы и преференции (по аренде, по налогам, по подключениям, по лизингу, по предоставлению грантов и т. д.). В другой – обеспечение бизнесу доступа к закупкам и продажам регулируемых заказчиков, то есть тех организаций, деятельность которых в той или иной мере регулируется государством.

- Отсюда и рождалась логика ФЗ-94, когда мы (Яков Геллер входил в число разработчиков этого закона – прим. ред.) его писали еще в 2004 году, - сказал глава Агентства по госзаказу РТ. - Это был прорывной закон - обеспечить бизнесу доступ к закупкам и продажам на конкурентной основе. А конкуренция и есть единственная защита против коррупции, другой нет. Никакая комиссия, никакой лежачий полицейский не поможет. Перед лежачим полицейским просто уменьшаешь скорость, а барьер создается не знаком «кирпич», а забором. Вот ФЗ-44 или ФЗ-135 «О защите конкуренции» как будто повесил «кирпич». 90 процентов под «кирпич» не едут, но обязательно найдется 10 процентов, которые посмотрят, есть ли там гаишник под елочкой, и если нет, то можно проскочить.

Геллер утверждает, что есть пять условий доступа бизнеса к государственным и муниципальным закупкам, и они известны еще со времен Адама Смита. Все экономисты-капиталисты от Чемберлена до Фишера и Дэн Сяопин, между прочим, тоже основывают экономику именно на этих пяти принципах. А именно: должны быть обеспечены, во-первых, совершенная информированность рынка, во-вторых, свободный вход на рынок и выход с него, в-третьих, продукция должна быть идентична и взаимозаменяема. В-четвертых, должны быть созданы условия, при которых продавцы и покупатели не могут вступать в сговор ни между собой, ни группами, ни пересекаясь, и пятое правило – это наличие множества мелких продавцов и покупателей.

- Сказать, что государство ничего не делает, невозможно. Два из ресурсов Агентства по госзаказу, которые мы сделали в Татарстане, стали всероссийскими, - без ложной скромности заявил Яков Геллер. - Это электронные площадки по закупкам для бюджета и продажам. И на всех этих площадках мы материализовали анонимную, равнодоступную электронную процедуру, которая подминает под себя все эти пять принципов. Но это все, что мы смогли сделать хорошего в рамках плохого закона ФЗ-44.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру