Исполком Казани санкционировал вырубку чужого леса?

Это утверждает руководитель-лесничий ГКУ «Пригородное лесничество» Минлесхоза РТ Ильнур Кашафеев

На минувшей неделе СМИ сообщили о том, что официальный дилер нескольких автомобильных брендов планирует вырубку лесополосы рядом с поселком Медгородок в Приволжском районе Казани. Но вместе с его жителями на защиту деревьев встал Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу. Там считают, что Казгордума незаконно включила в черту города Казани более трех с половиной тысяч гектаров леса.

Это утверждает руководитель-лесничий ГКУ «Пригородное лесничество» Минлесхоза РТ Ильнур Кашафеев

По словам руководителя-лесничего ГКУ «Пригородное лесничество» Министерства лесного хозяйства Татарстана Ильнура Кашафеева, департамент направил соответствующий иск в Верховный суд РТ. При этом он твердо рассчитывает на положительное решение, поскольку уже «есть решения судов об изъятии из незаконного владения данных участков и возврате их в лесной фонд».

Автодилер отмолчался

Пока жители Медгородка давали журналистам интервью о том, что их никто официально не известил о публичных слушаниях на тему выделения автодилеру земельного участка под строительство автосалона, горисполком дал официальный ответ, который, правда, достаточно невразумительный. Что-то вроде забавной фразы из уст юного героя советского кинофильма «Уроки французского» по одноименному рассказу Валентина Распутина: «Вот если бы, то конечно, тока нет». С одной стороны, городские власти «предварительно согласовали» участок земли площадью 2349 кв. метров под строительство автосалона и даже выдали бумагу на его «условно-разрешенный вид использования». А с другой — в исполкоме утверждают, что «на данный момент на территории работы по вырубке зеленых насаждений не ведутся» и «могут начаться только после выдачи соответствующего официального документа». Хотя куда уж официальнее может быть документ, чем сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 21.01.2016 № 1 (333), где опубликовано заключение о результатах публичных слушаний по данному участку: «замечаний и предложений не поступило. Считать публичные слушания по данному вопросу состоявшимися». То есть можно лес рубить и строить на его месте автосалон. Или все-таки нет?

Корреспондент «МК-Поволжье» попытался получить ответ у руководства группы компаний «КАН АВТО», и девушка по имени Аида, представившаяся помощником Александра Николаевича (Колесова), который является ее владельцем и президентом, пообещала, что на вопросы, заданные по электронной почте, ответит директор по развитию Илья Савинов. Однако ответа пока не последовало.

А между тем вопросы, отправленные ему, предельно простые, и ответ на них вряд ли бы занял больше пяти минут: «Предлагали ли «КАН АВТО» другой участок, где не надо ничего вырубать?», «Были ли вы в курсе, что этот участок спорный и за него лесники судятся с мэрией Казани?», «Утверждение горисполкома Казани, что «работы могут начаться только после выдачи соответствующего официального документа» — это фигура речи или это действительно так?», «Какими будут дальнейшие действия «КАН АВТО»?». Будем надеяться, что руководство группы компаний ответит на них после этой публикации.

Внесли в кадастр — взялись за топор

Прокомментировать ситуацию с планируемой вырубкой деревьев мы попросили известного эколога, доктора биологических наук, профессора, заведующую кафедрой природообустройства и водопользования Института управления, экономики и финансов КФУ Нафису Мингазову.

— К сожалению, после того как прошла кадастровая оценка земель и многие участки обрели своих хозяев, сложилась такая ситуация, что к муниципальным землям стали относить в основном территории природных объектов. Озера, реки, лесные участки, лесополосы, сады, парки и скверы. Поэтому порой новое строительство идет как раз за их счет, и это меня очень печалит. Зеленые насаждения, как вы понимаете, растут не быстро. И даже от программы «Зеленый рекорд», в ходе которой было посажено 100 тысяч деревьев, эффект будет не сразу, потому что это еще очень молодые деревья. А вырубка леса, примыкающего к Приволжскому району Казани, приводит к тому, что уничтожается взрослый лес — а это буферная зона экологического каркаса города.

Сейчас продолжается работа над Генпланом города, но сколько я ни хожу на эти совещания, я так и не вижу итогового решения о создании экологического каркаса Казани. А что такое экологический каркас? Это — система непрерывно обводненных и озелененных территорий, которые соединяются между собой и обеспечивают качество окружающей среды города. У этого каркаса есть свои элементы — ядро, клинья и буферные зоны на выходе, так называемое зеленое кольцо. Участок, о котором вы говорите, — это буферная зона, и планомерное уничтожение элементов каркаса может привести к тому, что создание экологического каркаса Казани станет просто невозможным.

В столице Татарстана очень плотная застройка, поэтому в ней обязательно должны быть зеленые клинья, обводненные территории, зеленые лесополосы — крупномасштабные, большие, с открытыми пространствами, через которые в город приходит чистый воздух и происходит проветривание.

Я считаю, что власти должны кардинальным образом изменить свое отношение к природным объектам в черте города, потому что именно они обеспечивают надлежащее качество окружающей среды. Я не устаю повторять, что любое строительство в Казани надо вести за счет территорий, не занятых природными объектами. Любой кусочек природы в черте нашего любимого города надо беречь как зеницу ока.

Я очень хорошо понимаю жителей, которые протестуют против засыпок, вырубки пусть даже двух деревьев, потому что очень важно. И очень хотелось бы, чтобы это понимало все наше городское сообщество, начиная от рядовых граждан, журналистов, экологов и завершая самым высшим руководящим составом. Потому что то, чем мы с вами дышим, чем мы с вами живем, обеспечивается этими уже немногочисленными реками, озерами и зелеными полосами.

«Страшно смотреть»

— Знаете, в те времена, когда городом руководил Камиль Исхаков, среди казанских журналистов бытовала такая конспирологическая версия, что он методично вырубает деревья, потому что так велит ему генетическая память, которая досталась Исхакову в наследство от далеких предков-кочевников. Ведь во время набегов у них было только два главных естественных врага — леса и водные преграды. Но в Казани уже давно другой мэр, а деревья по-прежнему вырубают, да и берега Волги и Казанки засыпают достаточно интенсивно.

— Это беда не только Казани. Я очень люблю нашу республику и наш город. С огромным уважением отношусь к градостроителям, создающим настоящие шедевры. Но каждый случай негативного отношения к природе для меня лично как эколога фиксируется как преступление. Потому что дерево не может возразить, река не может закричать от боли. Они не могут этого сказать, но природоохранные службы должны все это очень жестко контролировать, и не согласовывать. Ведь мы с вами живем в иную эпоху, чем та, когда герой романа Чернышевского «Что делать» сказал, что природа не храм, а мастерская и человек в ней работник. Отнять у природы — давно уже не наша главная сверхзадача. Сейчас в России идет активизация экологического общественного сознания и экологически ориентированного бизнеса. Достаточно вспомнить акции Президента России В. Путина по выпуску в природу редких видов. Сегодня не то что непорядочно, непрофессионально, а просто стыдно, грубо и бессовестно строить за счет природных объектов. Не 19-й, и не даже не 20-й век…

Просто больно смотреть, что сделали с Казанкой, я про последствия намывов и замор рыб и даже птиц, и что происходило со всеми нашими водными объектами в условиях очень жаркого лета. Гибель рыб в 50 местах... Страшно смотреть, как уничтожаются гектары взрослого зеленого леса, когда в течение двух лет действия программы «Зеленый рекорд» город сажал деревья, и за каждое из них еще отчитывались, крупномеры посадили или не крупномеры. Если мы хотим, чтобы город у нас был без астмы, без онкологии, без сердечных заболеваний, нам надо создавать его экологический каркас и строго и жестко предусмотреть это в генплане Казани.

Несколько лет назад наша республика приняла Хартию Земли. Считается, что мы — регион, который живет в соответствии с ее основополагающими принципами. Но по Хартии Земли недопустимо уничтожение биологического разнообразия, должен быть экологически ориентированный бизнес и очень строгое сохранение природных объектов. И раз мы провозгласили, что живем по Хартии Земли, значит, должны все это очень строго контролировать. Чтобы она соблюдалась не на словах, а на деле. И чтобы после очередного уничтожения природного объекта природоохранные органы не разводили руками — мы не знаем, как это все случилось.

— И потом, ведь в России и в Татарстане следующий год объявлен Годом экологии.

— Мало того, нынешний год был годом водоохранных зон, а предшествующий ему был годом парков и скверов. Подряд три экологических года. И как можно в такие годы принимать такие негативные, губительные для нашей природы решения?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру