Конец истории с водителем, двигавшимся по улице Островского со стороны улицы Пушкина и резко затормозившим, от чего стоявшая в салоне пассажирка упала и сломала позвоночник, а сам он скрылся с места происшествия, оказался как в детективе. Когда убийцей оказывается тот, на кого меньше всего думаешь.
А он и не думал прятаться. Потому что не сажают?
- Во всех сообщениях о происшествии на улице Островского фигурирует автобус «ПАЗ 3237-03», но ведь все «Пазики» вместе с «Газелями» давно уже убрали с казанских улиц, или они все-таки еще занимаются пассажирскими перевозками? – поинтересовался корреспондент «МК-Поволжье» у инспектора по пропаганде отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Казани Оксаны Кононенко.
- Пусть вас не смущает, что он называется «ПАЗ», - ответила она. – Это не те «Пазики», что были раньше. Это такой же красный автобус наподобие «НефАЗа», который обслуживает пассажирский маршрут 74а. А по поводу того происшествия могу сказать, что после падения в автобусе женщина в начале никаких претензий не предъявила. И только дома почувствовала боль, и как потом оказалось, она действительно получила закрытый перелом шейного отдела позвоночника. Поэтому вины водителя в том, что он уехал с места ДТП, нет. Его нашли на следующий же день, то есть в принципе он и не прятался.
Сегодня сводка о покалеченных водителями красных автобусов казанцев пополнилась очередным сообщением. «13 октября в 14:00 напротив дома №1 по ул. Татарстан по вине водителя «НефАЗа» пострадал человек. Из-за резкого торможения стоявшая в салоне пассажирка упала, получив закрытый перелом лопатки, ушиб и подкожную гематому затылочной области головы». А 4 октября лихачи на красных автобусах умудрились всего за час устроить целых три ДТП с пострадавшими. В половине девятого утра пассажирский «МАЗ» въехал взад автомобилю Mitsubishi, в результате чего управлявшая им 41-летняя женщина получила ушиб позвоночника. Через час отличился уже водитель «НефАЗа», который, двигаясь по улице Фучика, тронулся с места с открытой дверью. Итог – 62-летняя пассажирка получила перелом лодыжки. А еще через 5 минут водитель другого «НефАЗа», тронулся, предварительно закрыв двери, но рванул с места так резко, что 58-летний пассажир упал, получив вследствие этого сотрясение головного мозга.
- При всех ДТП с пострадавшими заводится дело о его административном расследовании, - говорит Оксана Кононенко. - В районных подразделениях ГИБДД есть специальные сотрудники, которые его рассматривают и назначают все необходимые экспертизы для установления тяжести вреда здоровью, причиненного пассажиру. И уже на основании медицинских заключений делаются соответствующие выводы и выносятся соответствующие решения. А дела с тяжким вредом либо со смертельным исходом рассматриваются специальным следственным отделом на транспорте.
- Не припомните случая, чтобы водитель красного автобуса, покалечивший пассажира, получил реальный срок?
- К сожалению, или к счастью, я этими расследованиями не занимаюсь, поэтому ничего по этому поводу вам сказать не могу.
Ну что ж, отрицательный ответ – тоже ответ. Уж если бы подобные случаи были, то, наверное, инспектор по пропаганде отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Казани об этом знала бы.
«У колхозного маркета выходят?»
«Стоящие в салоне транспортного средства пассажиры во избежание травмирования во время движения должны держаться за поручни». То, что это корявое, но любому понятное объявление, которое красуется в салонах всех красных автобусах, не пустой звук, а руководство к действию, казанцы усвоили давно. Но беда в том, что иногда это просто физически невозможно. В частности, когда человек встает с сиденья, чтобы пройти к выходу или уступить место женщине или старику, проходит как минимум одна-две секунды пока он успевает взяться за поручни. А когда у тебя одна рука занята ношей, но кондуктор требует немедленно оплатить проезд, даже если ты полезешь за деньгами или электронным кошельком не в портмоне, а в карман, то не сможешь держаться за поручни еще дольше.
Водители же красных автобусов как будто только и ждут этого момента. Резко трогают с места и резко тормозят. Буквально накануне, когда автор этих строк ехал в редакцию на 47-м автобусе, на остановке «Энергетический университет» его прижал к обочине красный автобус 22-го маршрута. В точности так, как это показывают в сериалах про бандитов, когда их догоняет полиция. Выпустил пассажиров через среднюю и заднюю двери и отъехал от остановки первым. Наш по второму ряду попытался его обогнать, но тот все равно пришел к «Молодежному центру» раньше. Причем водитель 22-го не просто злорадно ухмылялся, а еще и закинул левую ногу в одном носке на приборную панель.
Мало того, что в борьбе за пассажиров частично совпадающих с ними маршрутов водители красных автобусов постоянно устраивают гонки, выписывая при этом опасные пируэты, за которые надо отбирать права насовсем, а не на время. С некоторых пор кондукторы красных автобусов взяли моду кричать на весь салон перед каждой остановкой: «У футбольного стадиона выходят? У колхозного маркета выходят?» И, не услышав утвердительного ответа, дают знак водителю, который зачастую, наплевав на людей, которые ждут на остановке именно автобус этого маршрута, пролетает мимо нее с ветерком.
«Здравствуйте. На остановке «ул. Дементьева» маршрут номер 89 проезжает мимо. Останавливается один автобус из 4-5 проезжающих. Вечером вообще не остановится пока не выбежишь на автобусную полосу». Зайдите на Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, там в разделе «Народный контроль» полно таких сообщений.
За месяц выучат любого
«Приглашаем на работу водителей автобусов и слесарей по ремонту автобусов. Проводим переподготовку водителей с категорий «ВС» на «Д». Зарплата высокая, премия ежемесячно. Льготный стаж для выхода на пенсию. Вахтовый метод доставки на работу и с работы». В конце - адрес и телефон отдела кадров. Такое объявление есть в каждом красном автобусе, а на многих оно красуется снаружи. Звоню в одно из казанских ПАТП, которое обслуживает самые длинные в Казани маршруты.
- Я по объявлению. Какие-то ограничения по возрасту есть?
- В 55 лет уходят на пенсию, - отвечает женский голос.
- Если есть удостоверение категории «В», то вы переучиваете?
- Да, есть такая возможность. Возраст какой у вас?
- 45 лет.
- Я сейчас, минуточку, - говорит она и в течение минуты в трубке звучит регтайм.
- Да? – заменяет музыку мужской голос
- Добрый день! Меня к вам переключили. Я – по поводу вакансии водителя. У меня есть права категории «В», возраст – 45 лет.
- «В» забита у нас до конца октября. Пока набора на «В» не будет. У нас лимит маленький. Одну группу из 24 человек набрали, они занимаются. Больше, 25 уже нельзя. ГИБДД сейчас за этим очень строго следит. Через месяц будем опять набирать. Позвоните, пожалуйста, завтра. Я немного освобожусь, запишем, договоримся, когда мы с вами потом будем созваниваться. Ладно?
- Спасибо. До свиданья.
- Давайте.
Вот такой разговор получился у нас с кадровиком крупнейшего в Казани пассажирского перевозчика. Из которого можно сделать следующие выводы. Водителей красных автобусов, при том, что зарплата у них, действительно, высокая, в городе хронически не хватает, хотя каждый второй, сидящий в них за рулем, явно является представителем бывших советских республик, и зовется у нас в обиходе гастарбайтером. Видимо, тех, кто раньше под девизом «10 минут страха, и вы дома» летал на «Газелях», просто пересадили в «НефАЗы», «МАЗы» и новые «ПАЗы».
В дополнение к ним в одном только ПАТП из автолюбителей с категорией «В» каждый месяц штампуют по 24 новых водителя красных автобусов. Но ведь есть еще и «С», и те, кто уже имеет права категории «Д». И все равно в следующем месяце будет набираться очередная группа. А потом еще и еще одна. Но что из них получится?
Например, ваш покорный слуга действительно имеет водительское удостоверение категории «В», но при этом 13 лет не сидел за рулем, с тех самых пор, как его получил. Опять же, чего греха таить, у нас по-прежнему можно без проблем просто купить права. И что же фактически человека с улицы всего за месяц выучат на водителя пассажирского автобуса и доверят ему жизни десятков людей? Выучат вряд ли, а вот доверят точно. Ведь не от хорошей жизни кадровик ПАТП попросил меня перезвонить на следующий день, хотя новая группа будущих камикадзе начнет занятия только в ноябре. Вполне возможно, что они обеспечат нам новые ДТП с потерпевшими и новые сломанные позвоночники, а потом уволятся и на их место придут другие такие же.