Майстер Экхарт говорил: «То, что человек получает в созерцании, он должен вернуть в любви». У мастеров японской гравюры и то и другое получается полно и вдумчиво, легко и проникновенно. Ну как можно писать одну и ту же гору сотни раз, как это сделал Хокусай? Как тонко передать изящно-воздушный симбиоз птиц и цветов, подобно Байрэю Коно?
Это может сделать только тот, кто истинно любит свой мир, окружающий и внутренний. В работах мастеров, которые представлены в Галерее современного искусства РТ на выставке «Картины ускользающего мира», мгновение, пролетевшее более двухсот лет назад и запечатленное художником, неизменно отзывается. Не только удовольствием эстетического наслаждения, но и едва уловимой ассоциацией «Со мной что-то похожее было», настроением и желанием творить, передавая тем самым свою любовь. Удивительно, как близки и интересны могут быть люди, с которыми разделяют тысячи километров и сотни лет...
Узнавая что-то новое о своих «исторических знакомцах». Словно получаешь теплый привет из прошлого. И таких открытий на выставке «Картины ускользающего мира» знатоки, любители и просто заинтересовавшиеся посетители могут сделать немало.
Так, японец Накадзима Тамэкадзу родился в 1760 году, а знаменитый художник Кацусика Хокусай появился лишь 46 лет спустя. И это один и тот же человек. Только прославился он ближе к своему пятидесятилетию. Зато за свою жизнь оставил нам в наследство более 30 тысяч работ в стиле «укиё-э» — такое название носит графика эпохи Эдо (XVII – пер. пол. XIX вв.). И, кстати, в его альбоме «36 видов Фудзи» их… 46! А в трехтомнике «100 видов Фудзи» их действительно сотня, но они уже не так эпически величественны и ярки, а более лиричны и монохромны.
Или, например, театр кабуки. Сцены из пьес так любили изображать художники. На самом деле основательницей жанра была танцовщица Идзумо-но Окуни. Она была так искусна в танце, что по желанию публики свои выступления перенесла с городских улиц в театр, дополнив представление чтением стихов, пением и сценами из жизни обычных людей. Однако женщин скоро изгнали с театральных подмостков – как разлагающих моральные устои общества. Их места заняли мужчины. Наверное, в женских ролях они были более морально устойчивыми.
На выставке можно пройти не только экскурсию со специалистом, но и посетить мастер-класс по изготовлению икебаны. Составить свой букет, который можно будет прочесть словно письмо, правда, еще более недолговечное, чем бумага. Кстати, единственный цветок, который можно подарить самураю – ирис. Так что, если вы в своем окружении сыщите такого, дарите ему этот символ несгибаемой мужественности.
Эстетика Дзен утверждает, что каждая вещь, каждое проявление этого мира красиво своей, особой, неповторимой и неповторяющейся красотой и задача души, пришедшей в этот мир скорби», познать и понять эту красоту.
Выставка в Галерее современного искусства РТ продлится до 11 декабря 2016 года.