Досье МК
«Дурак» - полнометражный художественный фильм, драма. Премьера в России состоялась в конце 2014 года. Действие фильма происходит в маленьком безымянном городке. Жизни 800 человек общежития висят буквально на волоске из-за безразличия местных властей. В любую секунду здание может рухнуть. Сантехник Дима Никитин пытается заставить городские власти начать эвакуацию.
О герое
- Дима Никитин – герой. Он остался верен себе до конца. Реальность – это компромисс. Счастье – умение отдалить чужое несчастье от себя. Нельзя быть счастливым, наблюдая, как рядом с тобой страдает и умирает человек. Драматическое кино – печально. Даже в античности драма – это катарсис.
«Дурак» посвящен судьбе отдельного человека, задача которого – остаться верным себе. Нельзя бороться со стихией. Вернее, бороться можно - победить нельзя. Но можно победить страх смерти. Мне кажется, это главная задача людей, которые ощущают в себе потенциал к этому. Дима - не прагматик. Он бежал спасти людей.
Дом не имеет большого значения. Рухнет – не рухнет. Не сегодня, так завтра. А может быть, вообще не рухнет.
О кино
- Я шесть лет отработал клоуном-аниматором в детском клубе. Я закончил 4 курса ВГИКа и попытался работать театральным артистом. Но зарплата меня не устроила, и я сбежал. Я человек, можно сказать, периферийного склада характера и быть мужчиной-иждивенцем мне некомфортно. Поэтому, когда я понял, что в театре придется пить водку и считать себя хорошим артистом без перспектив, решил, что надо как-то зарабатывать деньги. И занялся кино. Мои коллеги, создающие сейчас новую волну в российском кино, - почти все без официального профильного образования. И я попытался.
О «Станице»
На «Дураке» я ничего не заработал. Зарабатываю на сериалах. До «Метода» был такой опус «Инкассаторы». Была попытка создать сериал «Станица», с которого я благополучно сбежал. Я очень четко осознал, что от меня не зависит ничего с точки зрения режиссуры. Режиссер на телесериале – человек, который кивает головой. «Тебе всё нравится?» – «Да». Сериал посвящен событиям в станице Кущевской. Мне обещали сериал на большую аудиторию о том, что пора жить по-новому. А оказалось, что это фильм о Маше Шукшиной, которая ищет дочь. Мелодрама. К чести актеров - они потом скрывались от всяческих интервью: пошел слух, что Цапки заплатили. Сериал был весьма лицеприятно снят с точки зрения раскрытия главных персонажей.
К чести своей – я не стал брать справку о том, что я психбольной, а честно заплатил 2,5 миллиона рублей по иску за уход с телесериала «Станица». Я повзрослел.
О «Методе»
- На «Методе» достаточно комфортно работалось. Молодая, внятная команда. Хабенский – очень комфортный с точки зрения работы с ним. Проект «Метод» начался не с меня. Я был подобран как фигура устраивающая Первый канал, продюсера Александра Цекало и артиста Константина Хабенского. Своего я внес - бороду, кепку, синий мерседес, старый мельзавод.
О хэппи-эндах
- Однажды Денис Шведов, один из героев моей первой картины «Жить», рассказал, что ростовские бандиты написали ему письмо.» Слушай, братан, какой ты классный мужик, но финал провалил. У него ружье, ты - здоровый пацан, припадок кончился, пылью в глаза, и с ноги, с разворота… Завалили и разбежались».
Да, как-то я не подумал, что так можно было вывернуться из этой ситуации.
Хэппи-энд - искусственное явление в драматическом кино. Но оно прижилось. Человек хочет на что-то надеяться. На то, что если даже пошел неверной дорогой, возникнет какой-то поворот и раз - все поженились. В жизни так не бывает и не должно быть. За всё надо платить. За любой поступок. Все выдающиеся примеры выдающихся людей очень трагичны. Даже у моего любимого Чехова. Я думаю, что скоро к этому приду. Как Антон Палыч.
Об экранизации
- Когда литературу адаптируешь под кино – ты врешь. Потому что берешь слова и пытаешься превратить в кинообраз. В кино эмоция важнее, чем слова. Человеческое лицо важнее.
Об истории
- Есть два исторических события, которые мне интересны. 26 августа 1812 года. Стенка на стенку и все понимают, что все помрут. Очень интересно, чем руководствовались одни и чем другие. И Курская дуга. Вообще события батального свойства, когда речь идет о жизни и смерти, с четким понимаем себестоимости собственной жизни и собственной смерти. Я два года езжу в Бородино и могу считаться специалистом по этой битве.
О Майдане
- Я хотел и до сих пор хочу снять фильм о событиях произошедших в Украине. О конфликте между центральной и левобережной Украиной и Донбассом. Хочу понять, какие претензии у украинцев к русскоязычному населению. И наоборот. Где этот водораздел.
В Киеве майдан состоялся при поддержке народа. Но попытки устроить майдан на Донбассе провалились. Народ не поддержал. Раскол между западной и восточной Украинами – это раскол между Востоком и Западом. Между двумя цивилизациями.
Это будет художественный фильм, не документальный. Ты должен уважать документальный материал и под него подстраиваться. А художественная правда у тебя под контролем, ты ею манипулируешь как хочешь.
О чиновниках
- Чиновники – это каста. Активные, прагматичные люди, которые знают, что жизнь игра, в которой хороший игрок выигрывает, плохой проигрывает. Хорошему достаются женщины, автомобили, квартиры. А Бога, в общем, нет. Поэтому – «танцуй пока молодой».
О режиссерах
- «Дурак» посвящен Алексею Балабанову. Я уважаю Алексея Балабанова, не являюсь поклонником творчества. Оно достаточно мизантропично. В последние годы он изучал патологию человека. Но он был последовательным и честным человеком, который категорически не принимал эту реальность. Написание сценария «Дурака» совпало с его смертью, и я подумал, что можно отдать дань уважения таким образом.
Мой ориентир – Алексей Герман-старший. Его лучшие фильмы - «Двадцать дней без войны», «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин». А учился я на американском социальном кино 1970-х. Оно просто и емко скроено и рассказывает о насущных вещах. События, которые тогда происходили, на следующий год находили отражение в кинематографе.
Европейское кино - более абстрактное, пространное, внутричеловеческое - не всегда мне близко. Европейцы не столько задавались вопросами куска хлеба, сколько экзистенциальными вопросами.
О Мединском
- Расставлю все точки над «i» - в титрах к «Дураку» Минкульт и Владимира Мединского благодарю не я. Благодарят сопродюсеры. Я не обладаю правами на фильм. Обладает Алексей Учитель и студия «Рок фильм». Реакция Мединского на «Дурака» мне неизвестна. Я встречался с Владимиром Ростиславовичем однажды, совсем по другому поводу. Нас - молодых режиссеров – приглашали на встречу о судьбах российского кино. Он нас послушал, выпил кофе, сказал «спасибо» и мы разбежались.
Мы с Владимиром Мединским живем в разных мирах. Он управляет госструктурой, которая отчасти финансирует проблемное кино. После «Левиафана» это будет делать сложнее. «Дурак» вышел одновременно с «Левиафаном». Но за очернение российской действительности чаще критиковали «Левиафана». А «Дурак» «утонул». Критика вообще - зона столичного медиапространства. «Дурака» в нем нет.