Юрий Быков: «Дурак» утонул

Режиссер «Метода», «Жить» и «Майора» объяснил, почему его мало ругали за «очернение» России

Кинорежиссер  «новой волны» Юрий Быков представил казанцам фильм «Дурак». Показ нашумевшей драмы о противостоянии маленького человека и системы в кинотеатре «Мир»  завершился обсуждением фильма. Быков  рассказал, почему его герой не мог спасти и спастись, как зарабатывают российские режиссеры и зачем он сбежал со съемок сериалах о Цапках.

Режиссер «Метода», «Жить» и «Майора» объяснил, почему его мало ругали за «очернение» России
Фото Андрея Григорьева

Досье МК

«Дурак» - полнометражный художественный фильм, драма. Премьера в России состоялась в конце 2014 года. Действие фильма происходит в маленьком безымянном городке.  Жизни 800 человек общежития висят буквально на волоске из-за безразличия местных властей. В любую секунду здание может рухнуть. Сантехник Дима Никитин пытается заставить городские власти начать эвакуацию.

О герое

- Дима Никитин – герой. Он остался верен себе до конца. Реальность – это компромисс. Счастье – умение отдалить чужое несчастье от себя. Нельзя быть счастливым, наблюдая,  как рядом с тобой страдает и умирает человек.  Драматическое кино – печально. Даже в античности драма – это катарсис.

 «Дурак» посвящен судьбе отдельного человека, задача которого – остаться верным себе. Нельзя бороться со стихией. Вернее,  бороться можно - победить нельзя. Но можно победить страх смерти. Мне кажется, это главная задача людей, которые ощущают в себе потенциал к этому. Дима - не прагматик. Он бежал спасти людей.

Дом не имеет большого значения. Рухнет – не рухнет. Не сегодня, так завтра. А может быть, вообще не рухнет.

О кино

- Я шесть лет отработал клоуном-аниматором в детском клубе. Я закончил 4 курса ВГИКа и попытался работать театральным артистом. Но зарплата меня не устроила, и я сбежал. Я человек, можно сказать, периферийного склада характера и быть мужчиной-иждивенцем мне некомфортно. Поэтому, когда я понял, что в театре придется пить водку и считать себя хорошим артистом без перспектив, решил, что надо как-то зарабатывать деньги. И занялся кино. Мои коллеги, создающие сейчас новую волну в российском кино,  - почти все без официального профильного образования. И я попытался.

О «Станице»

На «Дураке» я ничего не заработал. Зарабатываю на сериалах. До «Метода» был такой опус «Инкассаторы». Была попытка создать сериал «Станица», с которого я благополучно сбежал. Я очень четко осознал, что от меня не зависит ничего с точки зрения режиссуры. Режиссер на телесериале – человек, который кивает головой. «Тебе всё нравится?» – «Да». Сериал посвящен событиям в станице Кущевской. Мне обещали сериал на большую аудиторию о том, что пора жить по-новому. А оказалось, что это фильм о Маше Шукшиной, которая ищет дочь. Мелодрама. К чести актеров - они потом скрывались от всяческих интервью: пошел слух, что Цапки заплатили. Сериал был весьма лицеприятно снят с точки зрения раскрытия главных персонажей.

К чести своей – я не стал брать справку о том, что я психбольной, а честно заплатил 2,5 миллиона рублей по иску за уход с телесериала «Станица». Я повзрослел.

О «Методе»

- На «Методе» достаточно комфортно работалось. Молодая, внятная команда. Хабенский – очень комфортный с точки зрения работы с ним. Проект «Метод» начался не с меня. Я был подобран как фигура устраивающая Первый канал, продюсера Александра Цекало и артиста Константина Хабенского. Своего я внес -  бороду, кепку, синий мерседес, старый мельзавод.

О хэппи-эндах

 - Однажды Денис Шведов, один из героев моей первой картины «Жить», рассказал, что ростовские бандиты написали ему письмо.» Слушай, братан, какой ты классный мужик, но финал провалил. У него ружье, ты  - здоровый пацан, припадок кончился, пылью в глаза, и с ноги, с разворота… Завалили и разбежались».

Да, как-то я не подумал, что так можно было вывернуться из этой ситуации.

Хэппи-энд -  искусственное явление в драматическом кино. Но оно прижилось. Человек хочет на что-то надеяться. На то, что если даже пошел неверной дорогой, возникнет какой-то поворот и раз  -  все поженились. В жизни так не бывает и не должно быть. За всё надо платить. За любой поступок. Все выдающиеся примеры выдающихся людей очень трагичны. Даже у моего любимого Чехова. Я думаю, что скоро к этому приду. Как Антон Палыч.

Об экранизации

- Когда литературу адаптируешь под кино – ты врешь. Потому что берешь слова и пытаешься превратить в кинообраз. В кино эмоция важнее, чем слова. Человеческое лицо важнее.

Об истории

- Есть два исторических события, которые мне интересны. 26 августа 1812 года. Стенка на стенку и все понимают, что все помрут. Очень интересно, чем руководствовались одни и чем другие. И Курская дуга. Вообще события батального свойства, когда речь идет о жизни и смерти, с четким понимаем себестоимости собственной жизни и собственной смерти. Я два года езжу в Бородино и могу считаться специалистом по этой битве.

О Майдане

- Я хотел и до сих пор хочу снять фильм о событиях произошедших в Украине. О конфликте между центральной и левобережной Украиной и Донбассом. Хочу понять, какие претензии у украинцев к русскоязычному населению. И наоборот. Где этот  водораздел.

В Киеве майдан состоялся при поддержке народа. Но попытки устроить майдан на Донбассе провалились. Народ не поддержал. Раскол между западной и восточной Украинами  – это раскол между Востоком и Западом. Между двумя цивилизациями.

Это будет художественный фильм, не документальный.  Ты должен  уважать документальный материал и под него подстраиваться. А художественная правда у тебя под контролем, ты ею манипулируешь как хочешь.

О чиновниках

 - Чиновники – это каста.  Активные, прагматичные люди, которые знают, что жизнь игра, в которой хороший игрок выигрывает, плохой проигрывает. Хорошему достаются женщины, автомобили, квартиры.  А Бога, в общем, нет. Поэтому – «танцуй пока молодой».

О режиссерах

- «Дурак» посвящен Алексею Балабанову. Я уважаю Алексея Балабанова, не являюсь поклонником творчества. Оно достаточно мизантропично. В последние годы он изучал патологию человека. Но он был последовательным и честным человеком, который категорически не принимал эту реальность. Написание сценария «Дурака» совпало с его смертью, и я подумал, что можно отдать дань уважения таким образом.

Мой ориентир – Алексей Герман-старший. Его лучшие фильмы - «Двадцать  дней без войны», «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин». А учился я на американском социальном кино 1970-х. Оно просто и емко скроено и рассказывает о насущных вещах. События, которые тогда происходили, на следующий год находили отражение в кинематографе.

Европейское кино - более абстрактное, пространное, внутричеловеческое  - не всегда мне близко. Европейцы не столько задавались вопросами куска хлеба, сколько экзистенциальными вопросами.

О Мединском

- Расставлю все точки над «i» - в титрах к «Дураку» Минкульт и Владимира Мединского  благодарю не я. Благодарят сопродюсеры. Я не обладаю правами на фильм. Обладает Алексей Учитель и студия «Рок фильм». Реакция Мединского на «Дурака» мне неизвестна.  Я встречался с Владимиром Ростиславовичем однажды, совсем по другому поводу. Нас  - молодых режиссеров – приглашали на встречу о судьбах российского кино. Он нас послушал, выпил кофе, сказал «спасибо» и мы разбежались.

Мы с Владимиром Мединским  живем в разных мирах. Он управляет госструктурой, которая отчасти финансирует проблемное кино. После «Левиафана» это будет делать сложнее.  «Дурак» вышел одновременно с «Левиафаном». Но за очернение российской действительности чаще критиковали «Левиафана». А «Дурак» «утонул». Критика вообще - зона столичного медиапространства. «Дурака» в нем нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру