«Единственное место в Казани»
Для лыжной трассы место подходит идеально – северный склон возвышенности, температура всегда на 3-5 градусов ниже, чем в Казани. Плюс – впечатляющие вложения в трассу за последние пять лет. Освещенность трассы протяженностью 4 километра, корпуса для переодевания, туалеты, паркинг – необходимый набор условий для того, чтобы здесь могли заниматься спортсмены и любители, создан. Для прокладки лыжни закуплена специальная техника.
Одних только деревьев на участках, по которым пролегает лыжная трасса, за последние пять лет было высажено несколько тысяч. А общие вложения компании «Казанские стальные профили» (КСП) в трассу и организацию соревнований перевалили за 20 миллионов.
Выгоды от таких вложений главным образом некоммерческие. Профессионалы оценивают уровень трассы, как приближенный к международному. Не случайно здесь с удовольствием тренируются и соревнуются спортсмены – не говоря уж о местных жителях.
С 2010 года на трассе близ Чебаксы были проведены в общей сложности 44 лыжные гонки республиканского и даже всероссийского масштабов. Особенно богатыми на соревнования выдались предыдущие два зимних сезона – Казанский лыжный марафон, первенство РТ по биатлону, состязания суворовцев, студентов, сотрудников госучреждений и предприятий...
Для города, претендующего на право называться спортивной столицей России, существование такой трассы – дело чести. А если учесть еще, что энтузиасты из КСП обустроили трассу, которой могут пользоваться все от профи до любителей, за свой собственный счет…
Вложили бы и больше, заверили «МК» в КСП. Вот только развернуться в полную мощь пока не получается.
«Дальнейшее развитие лыжегоночной трассы требует установку информационного табло, укрепление грунта, возведение переходных мостов и контруклонов, - объясняет нашему изданию Ирек Гарипов, заместитель директора ООО «Казанские стальные профили». – Но всего этого не сделаешь без определения перспектив участков».
- Это единственное место в Казани, где для соревнований все условия созданы. Дистанция соответствует всем стандартам, которые положены по правилам соревнований, - заверил «МК» доцент кафедры спортивных дисциплин Казанского федерального университета, спортивный судья Фанис Газизов.
Он сетует, что Казань в плане развития инфраструктуры для занятий лыжным спортом выглядит пока не очень.
- Везде у нас лыжные стадионы есть – в Ижевске, Уфе, Ульяновске…Ситуация получается странная. В Заинском районе есть лыжный стадион. И там же строится у нас биатлонный комплекс, - перечисляет Газизов. - Но как можно сравнивать Казань, где больше миллиона жителей живет, и Заинск, где около 30 тысяч? Получается в Заинске - два стадиона, а в столице нет условий!
- А что мешает превратить в полноценный лыжный стадион трассу в Чебаксе? – интересуюсь я.
- Для стадиона нужно очень много делать. На той трассе, которую они (КСП – «МК») готовят, эти земли им не принадлежат. Вот брошенные гаражи, ангары – его (Фанис Газизов имеет в виду Алексея Сёмина, точнее, его бизнес-империю, ASG – «МК»). Они числятся, как постройки. Их трогать нельзя. За них, извините за выражение, бешеные деньги просят. Даже если они (КСП – «МК») все свои металлические профили продадут, они все равно не купят эту землю. Вот если бы правительство Татарстана и Казани по этим вопросам подвижки сделали бы, тут были б вообще прекрасные условия, - рассуждает Газизов.
«Отдать, чтобы выиграть больше?»
Порядка 3 км трассы проходит по участку инвестиционной группы ASG – компании, возглавляемой Алексеем Сёминым. Миллиардер из списка «Форбс» не раз рассказывал в своих интервью: головокружительный рост цен на землю, которую в девяностых и начале нулевых можно было приобрести за копейки, он предвидел с самого начала.
Скупала бизнес-империя земли явно прозапас. Правда, есть подозрение, что участки близ Чебаксы относятся к активам, до которых у ASG еще очень нескоро дойдут руки.
Разумеется, инвестгруппа не прочь продать участки. Однако в КСП жалуются на непомерно высокие цены.
Возможно, на контакт с представителями города или республики бизнес-империя Алексея Семина пойдет более охотно, размышляет Ирек Гарипов.
К примеру, ASG могла бы заключить с исполкомом Казани договор о совместной деятельности по использованию земель. Или даже – безвозмездно передать территорию городу под развитие спортивной инфраструктуры.
Между прочим, это предложение не лишено смысла. Достаточно вспомнить, что в 2012-м ASG уже заключала с мэрией Казани соглашание о государственно-частном партнерстве.
Вот что, в частности, говорится о соглашении на сайте ASG: «В рамках соглашения, подписанного Мэром Казани Ильсуром Метшиным и главой ASG Алексеем Семиным, группа компаний передала городу в муниципальную собственность 300 гектаров земель в Высокогорском районе РТ…
Все условия данного соглашения были поддержаны Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. В преддверии международного спортивного форума Группа компаний ASG развивает ряд перспективных проектов в сфере гостиничной, торговой и жилой недвижимости общей площадью 200 000 кв.м. Объем инвестиций ASG в развитие казанской агломерации составил более 5 млрд. рублей».
В феврале 2012 года я в числе прочих журналистов присутствовал на пресс-конференции Алексея Сёмина, на которой он довольно подробно комментировал свою сделку с мэрией. Соглашение, подписанное с мэрией, выглядело – по крайней мере, со стороны - как вынужденное для ASG. Холдинг Сёмина передал городу 300 га земель в Высокогорском районе РТ и взял на себя затратные обязательства по реставрации примерно двух десятков зданий в историческом центре Казани.
На фоне муссировавшихся до этого слухов, что участника списка Forbes вот-вот заставят делиться землей, которой у него скопилось слишком много, такой поворот выглядел закономерным итогом.
Но лендлорд был воодушевлен и утверждал, что подобного развития событий ждал давно – почти с тех самых пор, как начал скупать землю. Вот как сам Алексей Сёмин описал тогда детали сделки.
В обмен на территорию площадью 300 га в Высокогорском районе (место близ санатория «Крутушка») ASG получит от мэрии небольшие участки («где-то сотка, где-то – две», как описал их сам Семин), разбросанные по всей Казани.
Правда, все они будут граничить с земельными участками, уже принадлежащими инвестгруппе. Таким образом ASG расширит свои владения в черте города. «Мы давно планировали так или иначе их у города приватизировать», - пояснил миллиардер, посетовав, что «эти цифры несоизмеримы с указанными объемами, они на несколько порядков меньше». Однако в перспективе, выразил надежду Сёмин, от соглашения выиграют все, включая ASG.
«Если бы речь шла о том, что землю обнесут забором, и она будет стоять пустая, мы, естественно, на эту сделку не пошли бы ни в коем случае. Государство сегодня в России – и думаю еще на долгие годы – является крупнейшим инвестором. Появление крупного инвестора на наших участках приведет к тому, что туда будут протянуты коммуникации, проложены дороги – и очень интересный район, который на сегодня никак не раскручен, станет намного привлекательней. Наш интерес в том, что возрастет капитализация близлежащих земель (которые, заверил Сёмин, по-прежнему принадлежат инвестгруппе – прим. авт.)».
Упомянул тогда председатель совета директоров ASG и социальную ответственность бизнеса. Для которого, к слову, условия игры теперь несколько изменились.
«В девяностые можно было и нужно было только брать. В сегодняшних условиях работает другая модель: чтобы больше выиграть, нужно больше отдавать».
Золотые слова. Может, инвестгруппе ASG стоит и в случае с Чебаксой вспомнить опыт 2012 года – и отдать, чтобы выиграть еще больше?
«Ниже цена априори не будет»
В ответе на запрос «МК» пресс-секретарь ASG Владимир Синицын сообщил, что «тема действительно активно обсуждалась в течении последних двух лет».
Вот только в ASG, похоже, не хотят уступать лыжню.
«На наш взгляд постановка вопроса о том, что энтузиасты эффективно не могут развивать не принадлежащий им участок, некорректна. По сути это самозахват участка, к которому мы относились достаточно лояльно, понимая, что временное использование участка под социальные нужды коммерческим интересам не угрожает. Однако агрессивная позиция временных пользователей, к сожалению, заставляет пересматривать подходы к подобным вопросам», - предупреждает Синицын, не уточняя, правда, каким образом будут пересмотрены подходы.
По словам пресс-секретаря ASG, кадастровая стоимость участков около 200 млн руб. – «с этой суммы мы платим земельный налог, то есть априори стоимость участка ниже быть не может».
Но это только по кадастру. Конечная цена для покупателей, если таковые найдутся, скорее всего, будет еще выше: "Более точная рыночная стоимость определяется уже на этапе проектирования и формирования инвестиционного проекта".
Правда, никаких реальных претендентов на участок у бизнес-империи Сёмина, судя по всему, пока нет.
«Пока реализация конкретных инвестиционных проектов на данных участках не ведется – район достаточно активно развивается, у земли есть потенциал к существенному росту стоимости, и ее освоение будет осуществляться в наиболее благоприятный для этого период, сейчас ведется подготовительная работа, проводятся инженерные изыскания, проектные работы, изучение спроса», - перечисляет Владимир Синицын.
Впрочем, в ASG дают понять, что готовы к переговорам, если поступит соответствующее предложение от власти.
«Что касается государственно-частного партнерства – мы неоднократно говорили о том, что у нас единые с городом задачи, развитие города во всех проявлениях благотворно сказывается как на качестве жизни, так и на росте благосостояния населения, соответственно на росте капитализации наших объектов. Безусловно, обеспечение населения социальной инфраструктурой это в первую очередь государственная задача, одна из главных задач. Также понятно, что самостоятельно решить подобные задачи ни один энтузиаст не способен. Какими бы благими целями он не руководствовался, без поддержки государства не обойтись. Имея нелегкий опыт в реализации проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства, преимущественно - социально направленных проектов, мы, тем не менее, всегда готовы к диалогу и сотрудничеству», - резюмирует Синицын.
Возможно, всем сторонам уже настала пора сесть за стол переговоров. И КСП, и спортсмены к этому уже давно готовы. Дело, похоже, за представителями городской и республиканской власти.