Казанский кремль взял курс на «ручное управление»

Что стоит за сменой руководства в управлении АП РТ, курирующем духовную сферу?

В управлении по взаимодействию с религиозными объединениями аппарата президента Татарстана сменилось руководство. Вместо Ильнура Гатауллина, руководившего управлением последние три года, его возглавил Альберт Гарипов, далекий от межконфессиональной дипломатии. Эксперт Института национальной стратегии, религиовед Раис Сулейманов полагает, что прежнее начальство не  оправдало надежд казанского кремля из-за того, что слишком мягко выстраивало взаимоотношения с уммой и митрополией.

Что стоит за сменой руководства в управлении АП РТ, курирующем духовную сферу?
Раис Сулейманов считает, что Ильнур Гатауллин (на фото в синем костюме) оказался слишком мягким. И это не устроило кремль. Фото: архив МК

Смена руководства в управлении по взаимодействию с религиозными объединениями аппарата президента Республики Татарстан может означать курс на ещё большее "закручивание гаек" в отношении ДУМ РТ и Татарстанской митрополии РПЦ, которое, скорее всего, возложат на нового начальника управления. Прежнего начальника Ильнура Гатауллина (занимал пост с 2012 по сентябрь 2015 гг.), как сообщают источники в Кабмине РТ, понизили в должности: теперь он – заведующий отделом государственно-конфессиональных отношений.

Раис Сулейманов, фото: фейсбук

Эксперты, внимательно анализирующие ситуацию в этнорелигиозном пространстве Татарстана, отмечают, что с именем Гатауллина было связано урегулирование проблемы с всплеском активности ваххабитов в Татарстане после теракта 19 июля 2012 года, когда был ранен тогдашний муфтий Ильдус Файзов, а известного мусульманского богослова Валиуллу Якупова расстреляли насмерть в подъезде собственного дома. Гатауллин предложил поменять муфтия, слишком раздражавшего ваххабитов своей активной деятельностью против них. Вместо Файзова поставили более терпимого к ваххабитам Камиля Самигуллина, мало кому известного до этого 27-летнего имама одной из пригородных мечетей Казани. В итоге ваххабиты были довольны такой ротацией кадров, их активность спала, что было особенно важно накануне Универсиады летом 2013 года. Наиболее радикальную часть ваххабитов, впрочем, отставка Файзова не остановила, и после Универсиады, на безопасное проведение которой были стянуты силовики со всей России, осенью 2013 года ваххабиты решили начать сжигать церкви и обстреливать нефтезаводы из самодельных ракет. В 2014-2015 годах большая часть ваххабитов, готовых взять в руки оружие, покинуло территорию Татарстана, уехав на «джихад» в Сирию. Именно этим можно объяснить спад террористической активности в регионе.

Надо отдать должное Гатауллину: тот долгие годы занимается религиозными вопросами, является достаточно компетентным специалистом по исламу в Аппарате президента РТ, однако, по-видимому, его политика в отношении муфтията могла показаться вышестоящему руководству слишком "мягкой".

То же самое можно сказать и про Татарстанскую митрополию РПЦ, в которой с появлением нового правящего архиерея Феофана (Ашуркова) стала заметна тенденция к большей самостоятельности. Гатауллина не стали увольнять, как это сделали с его заместителем Владимиром Козловым. Последний курировал православие в Татарстане, и ему поставили в вину именно то, что он не мог найти подход к Московской Патриархии, которая никак не согласовывает свои кадровые решения в регионе с Казанским Кремлем: назначение нового ректора семинарии Евфимия (Моисеева) в 2014 году, избрание Пармена (Щипилева) епископом в Чистополе в мае 2015 года и, наконец, замена в июне 2015 года сверхлояльного татарской этнократии татарстанского митрополита Анастасия (Меткина) на самостоятельного Феофана (Ашуркова) – все это происходило без консультаций с властями Татарстана. Такая самостоятельность РПЦ вызывает раздражение у татарской этнократии. Козлова сделали «крайним» и уволили. Поскольку на исламском направлении внутренней политики Татарстана вроде как таких резких изменений не было, Гатауллина увольнять не стали, а только понизили, сделав заведующим Отделом государственно-конфессиональных отношений в том же самом Управлении.

Теперь же с учётом того, что новый начальник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями АП РТ Альберт Гарипов ранее никак не был связан с религиозной сферой (он долго работал в Министерстве экономики Татарстана, возглавлял там отделом мониторинга аудита, потом перешел на работу в Аппарат Кабмина РТ), он может идти по другому пути, чем его предшественник: вместо «мягкости» Гатауллина, будет взят курс на «ручное управление» религиозной сферы. Т.е. каждый шаг муфтия, его заместителей, митрополита, епископов будет отслеживаться, вплоть до вмешательств в любые сферы их деятельности. Выстраивание административной "вертикали власти" в отношении ДУМ РТ не нравится его руководству. Даже поставленный муфтием Камиль Самигуллин в последнее время выражает в своём окружении большое недовольство тем, как Аппарат Президента РТ регламентирует его деятельность, пытаясь вмешиваться во все назначения и дела уммы. Если так пойдёт дальше, не исключено, что нынешний муфтий попытается выйти из под опеки Аппарата Президента РТ, и тогда его постараются заменить на более лояльного функционера.

То же самое можно утверждать и о Татарстанской митрополии РПЦ. Абсурдная поддержка полностью оскандалившегося с гей-скандалом "ручного" митрополита Анастасия только усугубила ситуацию и привела к его замене на "непредсказуемого" Феофана. Таким образом, получается, чем больше местные власти "закручивают гайки", тем непредсказуемее становится ситуация в религиозной сфере. По крайней мере, так произошло на православном направлении: все кадровые назначения Патриархии были полной неожиданностью для Казанского Кремля. Курировать православие в Аппарате президента Татарстана теперь будет Максим Муратов. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру