15 листов компромата
Судебное заседание, не успев толком начаться, было перенесено на сорок минут – заявители (КПРФ) предоставили суду и всем участникам процесса дополнения к своему иску. На 15 страницах коммунисты Зюганова объясняли, почему оппонентов следует забраковать.
Уже после перерыва стороны – представители КПРФ, «Коммунистов России» и избиркома Казани – предоставили свои объяснения. В КПРФ уверены, что избирательная комиссия проверила подписи избирателей, предоставленные КР, не должным образом, пропустив множество нарушений и тем самым нарушив принцип равенства участников избирательного процесса.
Представитель КПРФ, юрист Марат Султанов, заявил, что недостоверных и недействительных подписей у комроссов больше, чем это разрешено законом. Если при проверке подписей выясняется, что партия предоставила более 10% «некачественных» подписей, то ее список не может быть зарегистрирован. В КПРФ уверены: «Коммунисты России» предоставили от 17,4% до 100% таких подписей.
Султанов пояснил: согласно протоколу первичной проверки от 8 августа, из заявленных 4970 подписей было отобрано 1356 для проверки. Из них 140 были признаны недействительными, что составляет 10,32% от выбранных. Так как проверка выявила более 10% «некачественных» подписей, по закону, проводится вторая. Для второй отобрали 678 подписей и выявили еще 59 недостоверных и недействительных подписей – 8,7% от числа проверенных.
Согласно итоговому протоколу от 10 августа, всего избиркомом было проверено 2034 подписи, недостоверными и недействительными оказалось 199 штук или 9,78%. Для достижения порога в 10% и, следовательно, - решения об отказе в регистрации «Коммунистов России» избиркому не хватило признать недействительными или недостоверными всего пять подписей.
«Попробуйте собрать столько же»
КПРФ предоставила сразу несколько аргументов, которые, по их мнению, доказывают, что оппоненты собрали недостоверных и недействительных подписей больше, чем это позволяет закон. Во-первых, Султанов указал, что на всех подписных листах (кроме одного) у комроссов неверно указана должность уполномоченного лица, что, по его мнению, является грубым нарушением и поводом для признания 100% подписей недействительными. Что же касается единственного листа, где нет ошибки в должности уполномоченного лица, то этот документ вовсе относится к другим выборам – выборам депутата Казгордумы по Арбузовскому одномандатному округу.
Еще 120 подписей, которые были забракованы УФМС – недостоверные паспортные сведения и другие нарушения – просто не учли в комиссии. Султанов также отметил, что в итоговом протоколе не учтены мнения экспертов по 25 подписям, которые утверждали, что данные в листах вносились одним человеком.
- Если моменты, которые связаны с субъективной оценкой – правильность написания и почерк, но в других аспектах субъективизма быть не должно – неверные данные паспортов и т.д. Логики в действиях избиркома вообще не находим. Всего было три заключения экспертов, которые не были учтены. Как может комиссия цензурировать данные экспертов? – заключил Султанов.
Первый секретарь «Коммунистов России» Альфред Валиев на все доводы КПРФ заявил лишь, что все их подписи собирали у «реальных людей» и пожелал оппонентам попробовать собрать столько же. На стороне комроссов выступал и представитель избиркома Казани.
– Название должностей являются незначительным нарушением. Поэтому все списки считаю законными. Лишний подписной лист – недействительный, это доказала экспертиза, – заявил юрист избиркома, отметив, что все же рабочей группой были допущены нарушения. – Хочу признать ошибку рабочей группы по папке №9. Там, действительно - по небрежности, я считаю - 12 подписей были не учтены.
Султанов обрушился на представителя избиркома с яростной атакой и довольно быстро загнал его в угол. Последний вынужденно согласился, что «не отвечает на вопросы» и в итоге оставил решение о регистрации партии на усмотрение суда.
Очередной перерыв – уже трехчасовой – был объявлен по ходатайству прокурора. Та взяла тайм-аут, чтобы ознакомиться с доводами КПРФ, после чего согласилась с требованиями «зюгановцев» и попросила суд удовлетворить их иск.
Почти полтора часа судья Яна Малкова провела в совещательной комнате, а когда вернулась в зал, зачитала резолютивную часть: «иск КПРФ удовлетворить, решение о регистрации партийного списка «Коммунистов России» отменить».
При снятии партийного списка «Коммунистов России» в этом году по единому округу в Казгордуму остаются только парламентские партии – «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Единая Россия». «Коммунисты России» еще могут обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции, что они и собираются в ближайшее время сделать.
Для подачи апелляции у «КР» есть пять дней со дня вынесения решения. Как рассказали «МК» в рескоме партии, обжаловать решение Вахитовского райсуда они намерены уже в пятницу. Суд должен будет рассмотреть дело и вынести решение в течение следующих пяти дней с момент подачи документов.
Битвы титанов
КПРФ в Казани не впервые через суд устраняет своих политических конкурентов. В прошлом году на выборах депутатов татарстанского парламента судебные тяжбы между коммунистами Зюганова и Сурайкина также закончилась победой КПРФ – правда, запоздалой.
19 августа 2014 года (как видим, даже даты рассмотрения дел совпали) судья Верховного суда Татарстана Эдуард Каминский рассмотрел заявление первого секретаря ТРО КПРФ Хафиза Миргалимова, который просил отменить решение республиканского центризбиркома о регистрации партийного списка «Коммунистов России».
Претензии КПРФ к «Коммунистам России» сводились к трем основным доводам: по мнению заявителя, «Коммунистами России» не была произведена оплата изготовления подписных листов из избирательного фонда; папки с подписными листами «КР» ЦИК не заверил своей печатью; качество подписей «Коммунистов России» неудовлетворительно. Комроссы и избирком были не согласны с этим. Но судья решил, что подтвержденных нарушений недостаточно для снятия партии с выборов, и отказал КПРФ в удовлетворении иска.
Партия обжаловала решение в Верховный суд РФ. Первый раз неудачно - нарушив процессуальный срок. Но со второй попытки суд принял их жалобу. И 30 сентября, спустя две недели после дня голосования, установил, что список «КР» был зарегистрирован незаконно.
Впрочем, переплюнули КПРФ в деле устранения политических конкурентов татарстанские справороссы. Они во время прошлогодней предвыборной гонки в Госсовет умудрились затеять тяжбы сразу с двумя партиями – «Родиной» и «Яблоком». С первыми судились за товарный знак – эмблему «Родины», авторские права на которую якобы сохранялись за СР. Сначала справороссы проиграли Верховный суд РТ. Затем, 2 декабря, суд по интеллектуальным правам удовлетворил требования справороссов о признании их правообладателями товарного знака «Родина». Чуть позже Верховный суд России все же отказал СР.
Операция по снятию «Яблока» оказалась куда более успешной. Конкуренты, именно благодаря иску СР, выбыли из предвыборной гонки. Самих справороссов, правда, тоже прокатили на парламентских выборах. После чего лидер татарстанского отделения «Справедливой России» Рушания Бильгильдеева призналась: устранить политических конкурентов ей велело вышестоящее руководство. Примечательно, что в 2014-м лидер СР Сергей Миронов дважды наведывался до выборов в Казанский кремль. Руководство республики, само собой, отрицало наличие каких-либо договоренностей с «конструктивной оппозицией».
Осторожно, спойлеры!
Второй секретарь КПРФ в Татарстане и депутат Госсовета республики Артем Прокофьев заявил «МК», что не видит в регистрации избиркомом «Коммунистов России» «никакого другого намерения, кроме как таким образом оттянуть голоса избирателей КПРФ».
– Эта партия не пытается убедить избирателей в чем-то, не пытается создать собственную поддержку. Они целенаправленно и системно занимаются тем, что мимикрируют под КПРФ – эмблема, название. Почему другие партии с фальшивыми подписями не допускают, а их регистрируют? – негодует парламентарий.
– Спойлер* всегда действует в интересах какой-то большой силы, чаще всего - власти. В качестве спойлера, правда, в этой ситуации работала КПРФ, а не «Коммунисты России», – считает профессор КНИТУ и доктор политических наук Владимир Беляев. - Последние оставались единственной оппозиционной партией в Татарстане среди тех, кто выдвинулся в городскую думу. За них проголосовал бы весь оппозиционный электорат. Формально сейчас в Татарстане выдвигается партия власти и те, кто пляшет под ее дудку. Больше всех пляшет КПРФ. Они боятся, что их будут путать с «КР», а на самом деле – наоборот.
Новая тактика казанского избиркома?
Игорь Веселов, координатор движения «За честные выборы» в Татарстане, не согласен с мнением Беляева о том, что противоборство КПРФ и «КР» навязано «сверху».
- Существует законодательство и его просто нужно соблюдать. И не будет никаких вопросов. Сейчас же вопросы - к избиркому Казани, - рассуждает Веселов. – Комиссия у нас интересный орган. Они должны соблюдать законность и принимать законные решения, а здесь они сами признаются, что приняли заведомо незаконное решение. Если они говорят, что эти подписи там есть, но все равно регистрируют "КР". У меня вкрадывается такое подозрение, что наша избирательная комиссия избрала новую тактику. Сами они боятся не регистрировать кандидатов и политические объединения. При этом, когда нужно точно их снять, они их регистрируют, зная про нарушения, и после любая партия обращается в суд, снимая оппонента. Избирком потом говорит: "это же суд решил вас снять, а не мы". Фактические полномочия избирательной комиссии на сегодняшний день переданы суду, в данном случае – Вахитовскому. Я считаю, что такую комиссию нужно распустить.