Выйти в одиночный пикет к «Татнефть-арене» тогда, когда на церемонию открытия ЧМ-2015 начнут съезжаться гости, в том числе - самый высокий гость, Президент России Владимир Путин. Выйти с надеждой – пускай эфемерной – что самый главный человек в России заметит, возмутится и прикажет разобраться. Потому что больше надеяться не на что и не на кого.
Юрий Федорович Шабаев собирался встать у «Татнефть-арены», обвесившись плакатами как «человек-бутерброд». На плакатах – несколько фраз о том, как пенсионера ограбили сильные мира сего.
Об истории Юрия Шабаева истории «Московский Комсомолец Поволжье» писал еще два года назад. Вернувшись на временно заброшенные огороды, садоводы из Шигалеево узнали, что на них хозяйничают другие люди, а участки проданы. Хозяйкой участка Юрия Шабаева, отсутствовавшего по состоянию здоровья, оказалась супруга предправления ТСЖ «Азино-2», депутата Казгордумы Александра Поливина - Сария Поливина.
Выяснилось, что в 2006 году собрание СТ «Заречье-2», на котором присутствовали всего 95 человек, решило исключить из членов садоводства за неуплату членских взносов в течение нескольких лет и необработку земли 290 человек, а их участки продать. Затем на основании ходатайства правления товарищества к администрации Пестречинского района – оформленного, к слову, задним числом! - вышло постановление об оформлении участков в собственность новых хозяев. Причем бесплатно. «Отчисленных» садоводов о принятом решении почему-то не известили. Попытки садоводов вернуть отобранные огороды через суд оказались безрезультатными.
Забегая вперед, скажу: свои плакаты 76-летний казанский пенсионер Юрий Федорович Шабаев так и не развернул. Не решился. Он – инвалид первой группы по зрению, слепой. В одиночном пикете человек имеет право стоять, не подавая никаких предварительных уведомлений. Но если к нему кто-то подойдет – плакат необходимо немедленно свернуть, так как его могут признать уже не одиночным стоянием, а массовой акцией. Власти же, которая не любит, когда картину всеобщего благополучия нарушают даже отдельно взятые недовольные граждане, дай только повод зацепиться.
В том, что неприятности последовали бы, ни у Юрия Федоровича сомнений не осталось, ни у пришедшего его поддержать корреспондента «МК».
Около 19:00 у «Татнефть-Арены» наблюдается скопление полицейских, сотрудников ГИБДД, молодых людей в штатском, радостных, нарядных, спешащих зрителей. Два пожилых человека – высокий старик и ведущая его под руку миниатюрная женщина (супруга Юрия Федоровича, блокадница) кажутся здесь чужими. Так и есть. В руках у Юрия Федоровича – в трубку свернутый ватман.
Недвусмысленные намеки на то, что просто постоять с плакатом и уйти Юрию Федоровичу не дадут, начались еще до поездки к «Татнефть-арене». Шабаев рассказал, что написал письмо в исполком с просьбой обеспечить его безопасность на время пикета, а к нему явился высокий полицейский чин – и настоятельно рекомендовал в пикет не выходить. Подходили к нему стражи порядка и позже - когда Юрий Федорович с супругой шли от остановки на улице Адоратского к «Татнефть-арене».
Мы встаем в сторонке от основного людского потока – у автозаправки. Юрий Федорович начинает рассказывать мне свою историю. Но дорассказать не успевает – к нам подкрадывается молодой человек в штатском с гарнитурой в ухе. «Что случилось?», - вежливо, но настойчиво интересуется он у Шабаева. Не случилось ничего. Плакаты по-прежнему свернуты. Юрий Федорович объясняет, что сейчас выйдет в пикет. «Юра, кто это? Спроси! Кто вы?», - беспокоится его жена. Молодой человек поспешно отходит и встает в десятке метров. К нему подходят еще несколько таких же серьезных молодых людей. Глаз они с нас не спускают до самого конца…
Следом подходят полицейские. Старший представляется по форме, спрашивает, что случилось. Юрий Федорович объясняет: случилось. Его ограбили. Сотрудник полиции безукоризненно вежлив и участлив. Слушает, переспрашивает, уточняет, записывает. Складывается впечатление, что еще чуть-чуть – и он лично поедет задерживать захватчиков участка.
Однако и ему досказать свою историю Юрий Федорович не успевает – к нам спешит еще один молодой человек в штатском. Но на этот раз никакой тайны – это сотрудник исполкома Казани. Он так же, как сотрудник полиции, безукоризненно вежлив и внимателен. Какие-то детали из рассказа Юрия Федоровича записывает себе в смартфон. Берет контакты пенсионера, дает свои – и договаривается созвониться в ближайшее время.
- Я не могу запретить вам стоять в одиночном пикете. Но по-человечески: сегодня не советую, посмотрите, что творится, - просит он.
Юрий Федорович соглашается. Позже Шабаев признается: итогами несостоявшегося пикета он доволен. Его выслушал исполком.
Правда, вряд ли это хоть как-то поможет в дальнейшей борьбе.