Как стало известно «МК», это не первое предупреждение ООО «УК ЖКХ Приволжского района» со стороны УФАС. И если жилищникам не удастся оспорить предписание ведомства в суде, велики шансы, что команде Груничева удастся завершить процесс принудительного разделения гигантской управляющей компании - за систематические нарушения закона о защите конкуренции. Так что для жилищников этот процесс – судьбоносный.
Последнее предупреждение
«УК ЖКХ Приволжского района» оспаривает решение по делу 05-331/2014, вынесенное УФАС Татарстана в ноябре 2014. Представители антимонопольной службы выявили нарушение в порядке начисления управляющей компанией платы за жилищные услуги (обслуживание, управление, капитальный ремонт и т.д.).
Согласно жилищному законодательству тарифы на эти услуги должны каждый год утверждаться общим собранием жильцов. Но на собраниях тарифы не утверждаются, поскольку собраний никто не проводит. Таким образом, полагают в УФАС, ООО «УК ЖКХ Приволжского района» как доминирующий хозяйствующий субъект нарушает федеральный закон «О защите конкуренции».
Жилищники, в свою очередь, перевели стрелки на собственников квартир. За противостоянием жилищников и УФАС в суде наблюдала корреспондент «МК».
Доводы «УК ЖКХ Приволжского района» изложил представитель истца Марат Волков.
- С решением антимонопольного органа не согласны, так как орган управления многоквартирными домами - не управляющая компания, а непосредственно собственники, - заявил он.
Мол, в договорах, заключенных с собственниками еще в 2006 году, прописано, что тарифы на содержание общедомового имущества ежегодно утверждаются муниципальным образованием.
- На общем собрании утвердили тем самым тарифы, утвержденные исполкомом, - заверил Волков.
- То есть вы считаете, что в ежегодных собраниях нет необходимости? – уточнила судья Резеда Сальманова.
- Мы являемся исполнителем. Заказчики - собственники. Право проведения инициировать - это обязанность только собственника. Инициировать собрание мы не можем.
- Известно ли управляющей компании, что тарифы должны устанавливаться общим собранием каждый год и по каждому дому? – задала вопрос представитель ответчика Оксана Сафина.
- Они должны, но поскольку мы инициатором не можем быть…
- Следующий вопрос. Что вы предприняли, чтобы действовать в соответствии с законодательством?
- В случае несогласия с тарифами любой собственник может инициировать собрание. Если дом находится в удовлетворительном состоянии - могут уменьшить тариф. Если в плохом - утвердить больший тариф. В данном случае мы являемся исполнителями.
- Вы осуществляете функции по управлению домом. И вы столкнулись с тем, что тарифы необходимо утверждать по каждому дому каждый год, но общего собрания - нет, утвержденных тарифов – нет. Что вы сделали? Куда направляли в письма? Обращались в исполком? В государственную жилищную инспекцию? На основании чего ваше руководство приняло решение, что вы должны действовать в соответствии с тарифами, устанавливаемыми исполкомом каждый год? – допытывалась Сафина.
- В рамках заключенных договоров. Поскольку общим собранием утверждены.
- То есть вы действовали на основании договора от 2006 года? – уточнила судья
- Да.
«Все устраивает»
- Мы считаем, что здесь нарушение управляющей компанией антимонопольного законодательства и жилищного законодательства. В жилищном законодательстве четко указано, что тарифы должны утверждаться каждый год для каждого дома отдельно и что собственники несут бремя содержания общего имущества только в том объеме, в каком требуется для конкретного дома. Дома разные. Есть новые, есть старые. Есть, которым требуется ремонт. Есть, которым не требуется. Чтобы у граждан был стимул платить, они должны нести бремя содержания только своего имущества. Это установлено законодательством. Но управляющая компания ничего не делает, чтобы действовать в соответствии с законом, - объяснила позицию УФАС Сафина.
Договоры между «УК ЖКХ Приволжского района» и собственниками квартир от 2006 года, на который ссылался истец, заключались с нарушениями законами, добавила представитель антимонопольного ведомства. Ведь вопрос о порядке утверждения тарифов на общих собраниях тогда даже не выносился на повестку:
- Управляющая компания могла бы обратиться за разъяснениями законодательства. Никаких действий не предпринималось. В том числе, самого разумного, на наш взгляд, - инициирования общего собрания. Есть судебная практика, которая подтверждает, что управляющая компания могла это сделать.
Впрочем, полагает представитель УФАС, у УК нет стимула работать эффективно. Жилищников сложившаяся ситуация устраивает.
- В «УК ЖКХ Приволжского района более 500 домов. Граждане платят по одному тарифу. Происходит перекрестное субсидирование. Мы задавали вопрос: «Как планируете, что надо делать?» Ответ: «Из средств, которые собрали». Сначала собирают, потом определяют, что и где необходимо сделать. В законе все совершенно по-другому! Сначала устанавливаем, что необходимо, потом устанавливаем тариф и только потом собираем средства, - разложила по полочкам Сафина.
«Уютный дом» - следующий
Не внесло ясности и третье лицо. В качестве последнего к участию в деле привлекли исполком Казани. Но его представитель не смог дать суду четких ответов. И в итоге Резеда Сальманова назначила новое заседание, на котором планируется выслушать представителя структурного подразделения исполкома - комитета ЖКХ.
Решение проблемы УФАС видит в принудительном разукрупнении «УК ЖКХ Приволжского района», которое позволит создать конкурентную среду на рынке управления многоквартирными домами, пояснила Оксана Сафина. В идеале у собственников появится возможность выбирать более качественную управляющую организацию. А у жилищников - заинтересованность в том, чтобы работать как можно более эффективно.
Разукрупнения управляющей компании УФАС (уже в качестве истца) добивается и в другом процессе, идущем сейчас в Арбитражном суде. А на очереди, как сообщил на днях глава татарстанской антимонопольной службы Александр Груничев, - другая гигантская управляющая компания - «Уютный дом».
Процесс разукрупнения гигантских управляющих компаний ЖКХ и ТСЖ начался пять лет назад. В апреле 2010 года правительство Татарстана приняло постановление «О мерах по развитию конкуренции в сфере управления многоквартирными домами». Согласно ему, предполагалось «определить рекомендованную норму оптимальной управляемости многоквартирными домами в составе одной управляющей организации в объеме не выше 100000 кв. метров общей площади».
Но постановление Кабмина имело рекомендательный характер, и благое начинание завершилось разукрупнением всего лишь одного мега-ТСЖ – «Центр», в ведении которого находилась большая часть многоквартирных домов в Советском районе Казани. Сейчас, по прошествии пяти лет, выяснилось, что реальным инструментом, позволяющим раздробить управляющие организации, владеет УФАС.
Вопрос в том, удастся ли антимонопольному ведомству реанимировать давние планы Кабмина.