Автоэксперт «МК»: В 2015-м китайский автопром захватит до 15% рынка России

Для производителей машин из Поднебесной на нашем рынке освобождается огромная ниша

 Предстоящий уход с российского рынка концерна General Motors открывает головокружительные перспективы китайским автопроизводителям. На руку Поднебесной - геополитическая обстановка и сформировавшаяся у россиян привычка к комфортной езде. Как вышло, что GM обеспечил такие выгодные позиции конкурентам с Востока, «МК Поволжье» рассказал автоэксперт Владислав Куранов.

Для производителей машин из Поднебесной на нашем рынке освобождается огромная ниша
Уходя, GM сделал царский подарок. Но не россиянам. Фото: Андрей Григорьев

 - Opel и Chevrolet объявили об уходе из России и грандиозной распродаже в связи с этим событием. Надо брать?

- Давайте посчитаем. Маржинальная нагрузка на автомобиль в районе 30-40 тысяч - не больше. А вам обещают скидку в 120 тысяч. Автопроизводителю это невыгодно. Надо еще учесть, что и Opel, и Chevrolet успели вложиться в массированную рекламу в России. Реклама стоит дорого, ее нельзя снять, она проплачена на год вперед, и все это закладывается в стоимость автомобиля. Получается, что надо либо в ноль отдавать, либо - никаких скидок. Но скидки обещаны. Поэтому что мы видим? Российский автомобиль подорожал сейчас на 40 тыс. - 60 тыс. руб. в зависимости от модели, «китаец» – 40 тыс.-60 тыс. руб. в зависимости от модели, а «европейцы» - на 100-200 тыс. руб.

Другой вопрос - кто будет брать? Массовый россиянин сейчас не купит «европейца» за 900 тыс. -1 млн. руб. И это, замечу, цена в базовой комплектации. Если брать кредит под процент от 19 до 23, за 5 лет с переплатой получается 1,5 млн.-2 млн. руб. Народ физически не тянет. Он переплачивает еще одну машину с четвертью. А если брать на 3 года – ежемесячные платежи под 30 тысяч. Сейчас зарплат таких нет. Кроме того, первоначальные взносы – от 20%. Под 15% больше не дают. И еще очень много отказов в банках. Сегодня автокредиты выдают только тем, у кого кристально чистая история и доход от 40 тысяч. Таким мало.

По большому счету подорожание автомобилей ударило по среднему россиянину. Того, у кого есть большие деньги, Opel никогда и не интересовал. Mercedes, Volvo, Audi – вот этот сегмент останется. А вот Opel потерял свою народность, нишу недорогой марки, пускай собираемой в России, но всё равно - немецкой. У французов, у Citroen - та же история. С4 – обычный седан собранный в России - стоит 800 тысяч. Это дорого. Многие продавцы думают, что бренд обеспечивает стабильность. Это ошибка.

Сложилась парадоксальная ситуация - как в 2006-2008 году, когда стартовали «корейцы». Тогда «кореец» смешной машиной считался. Но стоил меньше. И в 2008 году, когда наш народ «постучал по карманам», «кореец» стал хорошей машиной. Сейчас аналогичная история происходит с «китайцами». Есть еще нюанс – GM уходит с рынка потому, что прибыль считает в долларах. В свете последних политических решений их вообще не интересует рубли. А с китайцами мы рассчитываемся в рублях.

- Кстати, действительно ли Россия может остаться без GM? Может, это такой маркетинговый ход, типа «последней гастроли» Киркорова?

- Здесь трудно сказать. Наши не заинтересованы в остановке сборки. Так что, возможно, это действительно маркетинговый ход - дополнительно привлечь клиента на распродажу оставшихся машин.

- При всех выгодных геополитических раскладах у Китая есть серьезный конкурент – российский автопром.

- В чем отличие китайских машин от российских? У китайцев есть новейшее оборудование по сборке. А у нас - нет, потому что это продукция двойного назначения. Несколько лет назад Сбербанк рассчитывал купить Opel - не продали. Потому, что мы россияне. Побоялись утечки технологий. Если уж тогда не продали – сейчас тем более не продадут.

А у китайцев есть оборудование по сборке, им дают чертежи. И тем не менее китайцы не задрали цены на машины. Они реально выходят на рынок. С качественными, толковыми автомобилями. Качество меняется на глазах. Китайские автомобили идут с адаптацией под российского покупателя. Вот сзади меня стоит седан - если взять и откинуть, что это «китаец», просто взять и откинуть – то это седан с движком 1,8, 128 лошадей с гарантией 5 лет на движок. С климат-контролем, полным электропакетом, габарита «Тойоты камри». Но стоит 655 тыс. Аналогичный набор у «японца» - 1,3 млн руб. Цена двух автомобилей.

Сейчас «китайцы» занимают нишу Opel, Chevrolet и «корейцев». У людей произойдет переоценка ценностей - ездить все равно надо. При этом россиянин уже не хочет машину без кондиционера. Хочет большую, комфортную, с мощным движком. Он привык к «корейцу», к «опелю». А купить уже не может. И здесь никто, кроме китайца, ничего ему предложить не сможет.

Китайские машинки давно не смешные. Их упрекали в «пластмассовости». Но толщина металла - 0,8. Китайцы сами не производят прокат. Покупают в России, либо в Канаде. Количество замещения пластмассы минимально.

Конечно, часть рынка останется за ним АВТОВАЗом. У российского автомобиля своя специфика. Их по-прежнему будут брать на год-два - отъездил, продал, взял свежую. Это такая советская практика.

- Какую долю может занять китайский автопром на нашем рынке?

- Сложно сказать. Западные модели – массовые, занимали большую долю рынка. К тому же, если они действительно уйдут, это должно затронуть и сервисную группу. А если свернут гарантийную сервисную группу, эти автомобили на вторичном рынке будет не продаваемы. И Китай начнет занимать и эту нишу. Сейчас все «китайцы» по России занимают долю в 3,6 процента. У них хорошие шансы увеличить к концу года присутствие на 10-15 процентов. Это будет не так сложно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру