Мегапланы казанской подземки

Казметрострою предложили новый план развития веток метро

 Вторую ветку казанского метро начнут строить не раньше 2016 года. Пока город строит только планы на новые станции, IKEA готова вложить 1 млрд руб. в станцию около ТЦ «Мега». Другая станция может появиться рядом с крупнейшим жилым микрорайоном «Салават Купере», недалеко от поселка Залесный. Эксперты считают, что в связи с этими планами уже сегодня можно ожидать удорожания земли и развития инфраструктуры вблизи будущих станций.

 

Казметрострою предложили новый план развития веток метро

 Миллиард от гипермаркета

Как стало известно этим летом, IKEA предложила властям Татарстана частично оплатить строительство станции метро в Казани около торгового центра «Мега» – на пересечении улицы Сахарова и проспекта Победы. Для этого нужно немного сдвинуть маршрут второй линии метро и приблизить выходы к магазину. На это компания готова выделить 1 млрд рублей — правда, пока неизвестно, на основе частно-государственного партнерства, то есть с долей в проекте, или просто так, безвозмездно.

Один из основных аргументов в пользу идеи шведов – высокий уровень пассажиропотока в районе ТЦ: только «Мегу» посещает ежегодно 12,5 млн человек, или примерно 34 тысячи человек в день.

Правительство РТ одобрило предложение руководства компании. В июне президент РТ Рустам Минниханов встретился с генеральным директором ООО «ИКЕА МОС» Армином Микаэли. По итогам встречи была создана специальная рабочая группа.

Как рассказал «МК» руководитель Дирекции по строительству подземных транспортных сооружений Анатолий Церцеил, окончательное решение пока не принято, однако дирекции уже поручили разработать варианты размещения дополнительной станции в районе «Меги». «Строительство одной станции обходится в среднем в 4-6 млрд руб. – в зависимости от проекта, длины переезда... Думаю, станция около торгового центра будет максимально дешевой», - сказал он. В пресс-службе российского офиса IKEA детали проекта не раскрывают.

Следующая станция – «Салават Купере»

Другая станция метро может появиться возле крупнейшего жилого микрорайона «Салават Купере», который начали строить несколько недель назад недалеко от посёлка Залесный. Идею провести туда метро озвучил мэр Казани Ильсур Метшин. Он отдал распоряжение проработать вопросы, которые связаны с включением нового жилого микрорайона в план строительства метро.

Корреспонденту «МК» Анатолий Церцеил сообщил, что вопрос о строительстве станции с ним пока не обговаривался. Однако уже более года в местной прессе обсуждается возможность строительства ветки в этом направлении, правда, в контексте создания станции недалеко от завода «Казаньоргсинтез», где работают более 9 тысяч казанцев. В том случае, если станция появится в Залесном, казанская подземка, скорее всего, пройдет через завод. Акционеры предприятия не раз выражали свою заинтересованность в таком варианте развития событий и даже, по данным некоторых местных СМИ, готовы вложить в него свои средства.

 

фото raskalov-vit.livejournal.com

Казань возьмут в кольцо?

Не стоит забывать, что все планы по строительству этих станций имеют очень далекую перспективу: речь идет о проекте развития на ближайшие 10 лет. Пока же в Казани строится последняя станция первой ветки метро – «Дубравная», которую впоследствии закольцуют со второй линией. По словам Анатолия Церцеила, «Дубравная» должна быть сдана к 2016 году. Строительство её ведется за счет республиканского бюджета: до 2015 года на это выделено 2,5 млрд рублей.

Вторая ветка метро — Савиновская, по словам гендиректора «Метроэлектротранса» Асфана Галявова, будет включать 12 станций. Стоимость её строительства, по прогнозам, составит 70 млрд рублей.

Прежде сообщалось, что существуют три варианта дальнейшего развития метро: от Московского рынка, от «Суконной слободы» или от «Дубравной». Анатолий Церцеил сегодня склонен утверждать, что вторая линия пойдёт от «Дубравной» по улице Фучика, через 10 микрорайон, на Сахарова, Губкина, через Компрессорный завод – к стадиону «Казань-Арена»

Такой вариант развития событий во многом продиктован Чемпионатом мира по футболу 2018 года. Потому как матчи группового этапа будут проходить как раз на 45-тысячном стадионе «Казань-Арена». Интересен этот проект и для горожан: на Горках и в Азино живет около 250 тысяч человек, которые с трудом добираются до места учебы и работы на наземном общественном транспорте.

Кроме того, по словам метростроевцев, в Азино хороший грунт – не нужно осваивать технологии строительства метромостов и станций глубокого залегания.

Заметим, ранее сообщалось, что новая ветка пойдёт от станции «Яшьлек» около Московского рынка – так, говорил прессе глава МУП «Казметрострой» Марат Рахимов, было бы быстрее добраться до стадиона, с Азино же тянуть метро к нему долго — можно не успеть до 2018 года.

Европа давно пересела на метро

«МК» обратился к своим экспертам прокомментировать проект возможного строительства станций метро около ТЦ «Мега» и жилого микрорайона «Салават Купере».

Ильдус Янышев, депутат Казгордумы и директор по связям с госорганами и международными организациями компании «Дельта»:

— Станция около «Салават Купере», на мой взгляд, это сомнительно.

Хотя, возможно, появление метро в Залесном снизит трафик на Горьковском шоссе, и какая-то часть людей пересядет с автомобилей на метро. Тогда традиционных пробок при въезде в город не будет. Поэтому с точки зрения перспективы — туда метро тянуть надо. Сейчас, может быть, это не так актуально, но через 5-10 лет люди будут более активно пользоваться метро, как это произошло в Европе. У нас люди пока покупают автомобили, а в мире уже многие состоятельные люди сделали обратный шаг — пересели с автомобилей на метро. Думаю, что станции также нужны на Высокой горе и около аэропорта, в районе строительства «Смарт Сити». Ну и самое главное для инфраструктуры города — строительство моста через Волгу в районе Боровое Матюшино в направлении наукограда «Иннополис».

А вообще, станция метро — это всегда удорожание земли минимум в два раза, привлечение инвесторов, активное строительство жилья, бытовой инфраструктуры. Если станцию метро из Казани провести даже в чистое поле — там тут же зародится город.

Денис Фомахин, председатель Гильдии архитекторов, дизайнеров и декораторов РТ, руководитель компании Cork House:

— Я много езжу по городам России и вижу, что казанская транспортная система хорошо развита. После Универсиады добавились развязки, пробок стало намного меньше. Я рад этому, мы сильно отличаемся в положительную сторону от таких городов ,как Самара, Нижний Новгород. И я рад, что «Икея» не просто дала кому-то взятку, а на официальном уровне решила вложиться в инфраструктуру города. Считаю, что поселок Залесный — место очень перспективное, со временем этот район станет одним из самых хороших. Там есть земли для строительства плюс зона коттеджей. Кстати, выиграет технополис «Новая Тура», куда свезли все рынки Казани.

Вадим Семененко, коммерческий директор «СтройГрад-Каскад»:

— Около «Икеи» очень много пустой земли, которая застроится в перспективе 15-20 лет. Я знаю, что там уже строят микрорайон на 100 тысяч кв.м. Это серьезно, и я идею поддерживаю. Но вот станции на окраине города — этого я не понимаю. «Оргсинтез», Залесный — для меня это загород. Я сторонник того, чтобы метро хорошо работало внутри города, а за городом пусть автобусы соединяют станции метро с микрорайонами. Я считаю, что проблему пробок на Горьковском шоссе можно решить дешевле. Сейчас там трасса федерального значения проходит через жилой район, и её останавливают светофоры. Можно расширить дорогу, развязки построить, сделать больше воздушных пешеходных переходов, построить узкую дорогу-дублер, чтобы люди парковались, к магазинам подъезжали.

Айрат Гиззатуллин, гендиректор ОАО «Тасма» и представитель «Гильдии девелоперов России» в РТ:

— Обе станции важны. С точки зрения развития «Салават Купере» как большого жилого района — вопрос транспортной доступности самый главный. Сегодня дополнительную нагрузку давать на Горьковское шоссе и проблематичный район Залесного, на мой взгляд, не перспективно. Рассматриваются разные схемы организации автомобильных дорог в этот район, но, конечно, практика лучших городов говорит о том, что лучше использовать электротранспорт, метро, чтобы можно было без дополнительной нагрузки на автодорожную сеть перемещать большие массы людей. Что касается «Икеи», то я считаю, она выбрала хороший инструмент в конкурентной борьбе с другими ТЦ. Это вполне ложится в практику работы ведущих девелоперов во многих городах России. Например, ТГРК «Корстон» участвовал в строительстве развязки на улице Ершова.

Марат Галеев, председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

— Вопрос сложный, он требует серьезных расчетов пассажиропотоков. Это самая непростая задача. Есть, например, опыт Макдоналдса. Это глобальная компания, и она позиционирует себя не как производителя продуктов питания — такие бутерброды все могут делать. Успех их бизнеса определяется нахождением точек строительства заведений. И там, где наибольший трафик, они ставят свои точки, и они становятся успешными. Станции метро связаны с такой же логикой. Но требуется серьезная исследовательская работа, а субъективные оценки – давай сюда или туда, – это не очень грамотно, это эмоции.

Что касается Залесного, то мне кажется, что в таком отдаленном районе возможно сочетание подземного с наземным метро для удешевления строительства. Но мне кажется, что пока, в настоящее время, всё же неверно выбирать ту ветку, которая приведет к какому-то тупику в конечной станции.

Одно ясно — потребность развития метро в Казани большая. Мне приятно говорить на эту тему в том ключе, что всего лишь 10-12 лет назад многие из нас подвергали сомнению возможность строительства в Казани метро, и моллов. Я и сам думал: насколько все это будет работать? Но оказалось, что всё это очень хорошо работает.

Мунир Гафиятуллин, гендиректор ОАО «Спорткульт – автотовары «Скат»:

— Гонконг — островная часть Китая. Там сто лет назад вообще не было подводных переходов для автомобильного транспорта. И предприниматели пришли к мэру города с просьбой разрешить им построить сообщение между двумя островами. И мэр разрешил, но с одним условием, что через 99 лет этот переход должен стать собственностью города. И все было построено, и ровно через 99 лет переход стал городской собственностью. Потом появилось ещё много переходов между островами, но они были дорогими по сравнению с этим первым – он стал самым дешевым. И в знак признательности мэру города его дни рождения празднуются всеми горожанами, ему поставили памятник, и до сих пор его добрым словом вспоминают. И я рад, что есть возможность включить в проект метро деньги бизнеса, если при этом метро останется собственностью города. Но соотношение должно быть больше, надо, чтобы «Икея» вложили половину, надо поторговаться. Ведь район «Икеи» застраивается очень сильно. Да и не секрет, что сегодня молодежь любит торговые центры.

В отношении Залесного мэр прав. Такие предложения сами по себе оживляют рынок. Ведь стоимость квартир в Залесном сейчас очень низкая. И поверьте мне, как только информация распространится о том, что там будет метро — пусть даже неизвестно в каком году, — стоимость квартир в районе в разы поднимется, если уже не поднялась. Люди понимают, что общественный транспорт до места жительства — это востребованное жилье.  

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Мегапланы казанской подземки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру