Эксперт «МК»: ВСМ нельзя пускать в Казань

Городской активист Илья Евлампиев предлагает свой вариант прохождения трассы

 Общественники назвали три причины, по которым ВСМ нельзя строить на территории Казани. Если их не устранить, скоростная трасса нарушит экологию региона и парализует работу транспортной инфраструктуры всей страны.

 

Городской активист Илья Евлампиев предлагает свой вариант прохождения трассы

 Как именно будет проходить ВСМ через Татарстан, неясно и спустя год после казанских публичных слушаний по этому вопросу. Городской активист Илья Евлампиев поделился с нашим изданием своими соображениями. Его аргументы (с незначительными сокращениями) мы публикуем на страницах «МК» в двух частях.

В первой части – подробно о том, почему ВСМ не должна проходить через Казань, через неделю – о том, какие плюсы Татарстану и его столице сулит вариант прохождения магистрали по северному пути, без заезда непосредственно в город. Именно на этом варианте, как самом компромиссном и наиболее перспективном из всех прочих, настаивают казанские общественники. Вопрос, прислушается ли к ним власть.

При первом знакомстве с вариантами прохождения ВСМ, выложенными на сайте Минтранса РТ перед общественными слушаниями 30.07.2013, удалось ознакомиться с двумя «полярными вариантами» и несколькими промежуточными.

Особую тревогу вызвал предполагаемый в качестве основного «красный вариант», проходящий в непосредственной близости от Лебяжьего озера, – прямо через окружающий его заповедный лесной массив. Этот же вариант затрагивал перспективные и уже строящиеся жилые массивы у поселка Залесный. Такое расположение линии могло принести непоправимый урон главному городскому лесопарку.

Аэроэкспресс + «Сапсан»=

Впрочем, «красный вариант» содержал намек на альтернативный путь. На схеме присутствовала синяя линия, от которой, на подходе к Казани, ответвлялся уже пунктир, обходящий город с севера.

Именно эта трассировка прохождения ВСМ представляется наиболее приемлемой. Ведь все прочие так или иначе затрагивают либо заповедные леса, либо жилье. Нужен лишь скоростной подвоз от этой станции к метро, городским вокзалам и, возможно, к аэропорту.

Необходимый вид транспорта в Казани уже есть — это аэроэкспресс.

Проходит он как раз с юга на север, но доходит лишь до центра города. В рамках реализации «северного варианта» абсолютно логичным видится продление аэроэкспресса дальше на север от вокзала Казань-1: по существующим практически неиспользуемым железнодорожным линиям – на Адмиралтейскую слободу, дальше - через пороховой завод, Телевышку и Левченко на вокзал Казань-2.

Там, посадив дополнительных пассажиров, вышедших из метро, — по существующим путям мимо Жилплощадки и по новым — мимо Семиозерки и Каймар — к станции ВСМ. Это было легко представить даже детально: допустим, скоростной поезд проходит через Казань четыре раза в день (ситуация, когда Казань является конечной станцией ВСМ, не будет длиться вечно — ВСМ пойдет дальше на восток).

За час до этого пассажиры садятся на аэроэкспресс в аэропорту. Через 20 минут — на станции Казань-1. Еще через 15 — на станции Казань-2.

… Вот аэроэкспресс подходит к перрону ВСМ, пассажиры выходят. Тем временем на противоположную сторону подходит только что замедлившийся со своей крейсерской скорости 400 км/ч скоростной поезд. Высадка и посадка занимают немного времени, и вот уже поезд мчится в Челны и Екатеринбург, а вышедшие пассажиры едут в аэроэкспрессе на нужный им вокзал, не покупая для этого специальных билетов: все входит в цену билета на скоростной поезд.

Именно так: для пассажиров поездка на ВСМ должна начинаться именно с момента посадки в аэроэкспресс и заканчиваться высадкой с него – так же, как поездка в автобусе-шаттле по летному полю до самолета считается неотъемлемой частью полета. Такая организация ВСМ и интермодальных перевозок вполне соответствует духу заявления гендиректора ОАО «Скоростные магистрали» Александра Мишарина о необходимости связывать график движения ВСМ с мультимодальными системами и городским транспортом.

А теперь о том, почему все-таки ВСМ крайне нежелательно тянуть непосредственно через Казань. Назовём самые весомые причины.

Илья Евлемпиев

Причина № 1. Ущерб природе – массовая вырубка леса

Вернемся к истории почти годичной давности: на публичных слушаниях основной вариант, наносящий максимальный ущерб природе, был заменен на не представленный ранее в документации вариант с прохождением скоростной железной дороги как можно ближе к существующей.

По факту это по-прежнему означало вырубку прилегающих к существующей железной дороге деревьев в лесопарке, а также — снос и выселение прилегающих к существующей железной дороге поселков. Такая трассировка вызвала рост социальной напряженности, ряд митингов и пикетов. В связи с этим сравнительно недавно проект был еще раз пересмотрен и в интернете общественности был представлен так называемый «фиолетовый вариант».

Особенностью новой трассировки стал уход от задеваемых предыдущей трассировкой жилых домов. Однако новый вариант еще глубже залез в лесопарк Лебяжье, прошел в непосредственной близости от астрономической обсерватории имени Энгельгардта, вклинился между озерами Лебяжье и Изумрудное — в общем, вновь нещадно обошелся с природоохранной территорией.

Учитывая, что строительство линий ВСМ предполагает широкую защитную зону, объемы вырубленного леса могут, в конечном счете, оказаться весьма внушительными.

Есть и другие минусы.

Самый главный — стратегически важная для всей России магистраль пройдет через территорию города, отрезав 1/3 жилых массивов, что может сковать развитие города в этом направлении.

Причина № 2. Строим ВСМ – парализуем Россию

Достаточно вспомнить, какие сложности возникали при строительстве железнодорожного моста над проспектом Универсиады. По однопутному Южному ходу на месяц приостанавливалось железнодорожное движение нескольких электричек и поездов дальнего следования. Но при этом у перекрываемой железной дороги существовал мощный дублер — Северный ход.

В случае прохождения ВСМ по Северному ходу Южный ход не сможет послужить адекватным дублером – поезд будет очень сильно задерживаться, чтобы пройти Казань насквозь. Так, – например, потребность связать какую-то из улиц Авиастроительного района через железную дорогу – допустим, надвинув через пути автомобильный мост по улице Восход – может парализовать всю Россию.

Еще один минус, который может сказаться на жизни горожан, — обустройство ВСМ вдоль Северного хода значительно усложнит реализацию проекта кольцевой городской электрички. И сейчас-то потребность пропускать грузовые составы по Северному ходу существенно усложняет эту задачу. А со строительством ВСМ требования к организации безопасности станций кольцевой электрички существенно возрастут, что затянет реализацию проекта и приведет к его удорожанию.

Между тем, напротив, существует идея выноса грузового движения севернее Северного хода, чтобы освободить его под движение внутригородское, пассажирское.

Причина № 3. Заходим в Казань – теряем время

Ну и последним минусом, хотя, возможно, и не для казанцев, является скорость прохождения поезда через Казань. На публичных слушаниях была озвучена информация, что поезд в черте города сбросит скорость с крейсерской 400 км/ч до вполне традиционных 70 км/ч.

Что именно будет считаться чертой города?

Логично предположить, что скорость до 70 км/ч поезду придется сбрасывать уже в районе Займища. Противоположный выезд из города в Советском районе отстоит на 30-40 километров. Получается, что для скорости 70 км/ч наш город достаточно велик в поперечнике — из-за снижения скорости поезд потеряет лишние полчаса.

Для уже приехавших казанцев это будет, наверное, некритично, а вот для жителей Екатеринбурга — может иметь существенное значение.

Таким образом, не заходя в черту города, поезд имеет возможность сбрасывать скорость до нуля и разгоняться до крейсерской без каких-либо участков с ограничениями.

Конечно, для казанцев этот выигрыш по времени скомпенсируется временем, потраченным, чтобы доехать от станции ВСМ севернее города до станций аэроэкспресса в черте города. Но для рентабельности всего проекта в целом перенос путей к северу от города будет иметь только положительное значение. 

продолжение следует

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Красный свет для ВСМ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру