Дело «Мебельки». Мать жертвы просит помощи у Нафикова с Чайкой

Женщина уверена: в 2001-м её сын пал в ходе войны внутри ОПГ. Почему же следствие не возобновляет дело?

 Как стало известно «МК», после публикации статьи «Киллеры нарасхват» следователи СК возобновили работу по делу о заказных убийствах, к которым привела война внутри казанской ОПГ «Мебелька». Впрочем, следствие дало ход не всем эпизодам.

Женщина уверена: в 2001-м её сын пал в ходе войны внутри ОПГ. Почему же следствие не возобновляет дело?
Ответит ли за смерть Юрия Андреева (слева) Ильдар Бурганов?

Тем временем нашему корреспонденту удалось узнать детали биографии одного из главных фигурантов этого дела - Ильдара Бурганова. На условиях анонимности участники казанских ОПГ и другие «авторитетные» источники поделились своими воспоминаниями о его прошлом.

Боец из кулинарного техникума

В школьные года никто не мог предположить, что скромный второгодник Ильдар Бурганов cможет возглавить одну из ОПГ Казани. Сегодня бывшие одноклассники из школы N71 с трудом вспоминают его: «Был такой, но с ним никто не общался, даже вспомнить нечего».

После школы он поступил в кулинарное училище, учился на повара. Правда, порадовать казанцев кулинарными изысками ему не довелось, он «заваривал» другие каши.

Бурганов стал привлекать к себе внимание старших бандитов в районе, когда начал заниматься боевыми видами спорта. Тренировался в центе атлетической подготовки у тренера Виктора Шехмана в обычном подвале обычной «хрущевки» около магазина «Океан». Хорошие физические данные заметно выделяли его на фоне остальных участников ОПГ. По району ходили слухи, что он мог одним ударом свалить человека.

В то время физическая сила (кто сильнее, тот прав) играла большую роль.

Как ни странно, несмотря на более чем скромные оценки в школе и кулинарное будущее, со временем в Бурганове проявились организаторские способности. В начале восьмидесятых ему удалось сбить костяк ОПГ «Мебелька».

Некоторое время он делил власть с Рашидом Ахметовым. Поначалу ОПГ, что называется, «делила асфальт». Проще говоря, дрались с соседними группировками.

В одной из такой драк в 1983 году был тяжело ранен милиционер, и Бурганов вместе с несколькими участниками драки был осужден по статье 206 ч.2 УК РСФСР на четыре года и десять месяцев. По одной из версий, на зоне, в Пановке, он работал в столовой («Был баландером. Суп раздавал», - рассказал нам источник), по словам других - был бригадиром, «закрывал наряды».

Короли одного двора

В конце восьмидесятых появились первые кооперативы, малые предприятия. Оказавшись на свободе, Ильдар Бурганов быстро прибрал их «к рукам». Все, кто торговал или что-то производили, на территории от Московского рынка до улицы Мусина, стали платить «дань» «Мебельке».

Тогда эту группировку еще называли «Королевский двор», и многие жители этого района помнят нарисованные на стенах домов короны. Но «король» двора не застал расцвета своего детища.

В 1991 году у себя дома был убит лидер ОПГ «Дом обуви» Михаил Налетов. Покойный был «идейным вдохновителем» многих операций по «работе» с предпринимателями, и отводил команде Бурганова роль исполнителей.

После убийства выяснилось, что пропал «общак», который Налетов хранил дома. Это убийство, как и исчезновение «общака», многие авторитеты и правоохранительные органы приписывали Бурганову. Так или иначе, но после этого убийства он бросает «Королевский двор» и оказывается в Москве.

Начало девяностых – самое мутное время новой российского истории. По данным правоохранительных органов, Бурганов в то время занимался в Москве разным бизнесом, а в 1993 году ему удалось «провернуть операцию» - «кинуть» на несколько миллионов чеченцев, которые занимались махинациями с поддельными авизо. Видимо, эти деньги и позволили ему уехать в Венгрию.

Но, судя по всему, оказавшись в цивилизованной Европе, Бурганов не стремился стать добропорядочным европейцем. Какое-то время ходили слухи, что в Венгрии он организовал группу, участники которой занимались угонами машин «под заказ». Источник в правоохранительных органах рассказал, что уже через несколько лет Бурганова и еще нескольких человек из его группы стал вести «Интерпол». После того, как авторитет был объявлен в розыск, он вернулся в Россию.

«Убийственный список» Болтакова

Бывшего «Короля двора» в Казани встретили прохладно. К тому времени «Мебелька» стала уже авторитетной ОПГ, контролировала солидный бизнес, а половина членов перебралась в Москву и, что называется, легализовалась.

Новый лидер Юрий Андреев (Кент) не захотел делиться своей властью, да и сами «мебельщики» не горели желанием видеть Бурганова своим «королем». Большей частью, потому, что он стал предлагать несовременные «методы работы» из начала девяностых – рэкет и «кидальные» варианты. Это уже никого не интересовало.

Бурганов встречает своего старого знакомого Болтакова, который к тому времени соперничал с «московской» частью «Мебельки» в вопросе контроля над «Легпромбанком».

Болтаков начинает внушать Бурганову, что он должен вернуть власть в свои руки: «Ты организовал «Мебельку», ты и должен ею руководить».

На встрече с Кентом в Москве Бурганов требует вернуть ему «королевский титул» и соответственно контроль над бизнесом. Кент отвечает отказом. 20 марта 2001 года он был убит киллером во дворе дома на Волгоградской, где жил.

Через полгода был совершен взрыв машины еще одного авторитета «Мебельки» - Ш. Газизянова (Малого). Последний пытался разобраться, кто заказал убийство Кента. По чистой случайности, сам Малой не пострадал – погиб член ОПГ «Воровские» Порохов, который прикреплял мину к днищу машины Малого. Кстати, по версии правоохранительных органов это покушение было заказом Бурганова. Об этом говорят сегодня и свидетели стороны обвинения.

В январе 2002 года в закусочной на проспекте Ибрагимова было совершено покушение на близкого друга Кента - Харисова (Хариса). Накануне покушения Болтаков предупреждал его: «Если не отдадите власть нам с Бургановым, то будет плохо», и показал список будущих жертв, среди них были Харис, И. Дерзаев и Г. Гришагин из «московского» отделения «Мебельки». Об этом рассказал Харисов следователям после выздоровления.

В то же время Бурганова знакомят с бывшим сотрудником милиции Никитиным, который руководил бандой киллеров, и тот помогает найти киллера для устранения И. Дерзаева и Г. Гришагина. Бурганов лично показывает ему дома в Москве, где они живут.

Но никитинский киллер оказался настолько сентиментальным, что не смог убить Г. Гришагина - только потому, что возможность ему представилась в то время, когда «объект» провожал в школу дочь.

«Не могу при ребенке», - признался исполнитель Никитину. Впрочем, его пули настигли Игоря Дерзаева: около подъезда дома, где жил последний, в него было выпущено шесть пуль. Впрочем, авторитету удалось выжить.

Также по версии правоохранительных органов, Бурганов и Болтаков были причастны к подготовке на покушение на коммерсанта Ф. Валеева – киллеры поджидали его несколько раз около офиса «Легпромбанка» на Зубовском бульваре (спасла вооруженная охрана) и пытались попасть в его квартиру на Ленинском проспекте, проделав отверстие в крыше дома. Коммерсант чудом не пострадал.

В 2002 году Бурганов, имевший в то время связи не только в криминальной Казани, но и в Петербурге, знакомит Никитина со своим приятелем, который имел зуб на бизнесмена из Выборга Петрова. Приятель Бурганова заказывает убийство Петрова, но оно по стечению обстоятельств не состоялось. Правда, исполнитель Вадим Рузбакиев уже в суде указывал на Петрова, как на человека, которого он должен был убить.

«Подарок» на 8 марта

Через несколько лет банда Никитина попалась на серии заказных убийств, совершенных для группировки «Перваки». Следователи случайно узнали о связях банды с Ильдаром Бургановым. Никитин был арестован и вскоре стал давать признательные показания.

Узнав про его арест, Бурганов просит своего приятеля Юрия Трифонова заставить задержанного держать рот на замке.

Трифонов подкарауливает жену Никитина (причем это случилось 8 марта), и, приставив к виску пистолет, просит передать мужу, чтобы тот изменил показания - дескать, «заказывал» убийства не Ильдар Бурганов, а его брат Альберт, который к этому времени уже умер от рака. Никитин действительно меняет показания, но в суде все равно была доказана его вина, и он был осужден на 25 лет.

Впоследствии оперативникам удалось склонить киллеров из банды Никитина к сотрудничеству. По их мнению, на сегодня собрана большая доказательная база причастности Ильдара Бурганова к покушениям на И. Дерзаева и Г. Гришагина. В прошлом году он был арестован.

Бизнес уровня девяностых

Если верить рассказам источников, то деньги на услуги адвокатов пытались собрать с помощью казанских «авторитетов», но почти все отказались: «Кто?. Бурган?.. Да пошел он…»

За десять лет после возвращения из Венгрии, Бурганов сумел настроить против себя всю криминальную Казань. Его методы ведения бизнеса остались на уровне начала девяностых, как говорят многие источники. На условиях анонимности, они привели множество примеров, как Бурганов, обещая хорошую долю в прибыли, брал аванс и… исчезал. Если первое время после возвращения в Россию ему еще доверяли, не отказывали в общении, то в последнее время перед арестом с ним перестали общаться все криминальные лидеры.

Не успел он вернуться в Россию, как «кинул», по словам источника, бизнесменов из Чувашии – отправил в Европу состав с цементом, а денег бизнесмены так и не дождались. Они нашли фирму-посредника и три года напрасно судились с ней в Арбитражном суде. Другие собеседники рассказали корреспонденту похожие истории про цистерны спирта.

Справедливости ради надо сказать, что «кидал» Бурганов не всех, а только тех, кто не смог бы потребовать ответа. По словам источника, он даже перестал платить взносы в общак. Когда потребовали внести «членский взнос» (к тому времени набежало порядка ста тысяч), Бурганов пообещал и… пропал.

В марийском городе Волжске Бурганов построил небольшой дом, одно время пробовал заниматься бизнесом, для чего купил пасеку. В том же Волжске открыл вместе с турецким предпринимателем магазин дешевой одежды, но вся прибыль по выстроенной им схеме перетекала в кафе и там растворялась.

Через какое-то время турок, так и не разобравшись в хитросплетениях бургановской бухгалтерии, уехал. В начале двухтысячных, он владел казанским кафе «Чардаш». По странному стечению обстоятельств, кафе стало излюбленным местом представителей секс-меньшинств.

Потерпевшая потеряла связь со следствием

Следователи СК почему-то не торопятся возобновлять дела, несмотря на собранные доказательства.

На прошлой неделе мать Юрия Андреева, обеспокоенная неторопливостью следствия, обратилась к Генеральному прокурору России Юрию Чайке и прокурору Татарстана Ильдуса Нафикову с заявлением (его текст есть в редакции), где рассказала, что перестала получать какие-либо уведомления от следователей СК. Женщина просит возобновить дело об убийстве своего сына.

«Уголовные дела до настоящего времени не возобновлены, следственные действия не проводятся, перспектива предъявления обвинений по данным эпизодам СУ СК РФ по РТ Бурганову и Никитину не рассматривается» - пишет она в заявлении.

Может быть, вмешательство высокопоставленных прокуроров окажет влияние на то, что обвиняемые все-таки предстанут перед судом. Поживем – увидим?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру