Полчаса обвинений
Инициативу создания в республике сельскохозяйственного кластера поддержал Минсельхозпрод РТ. Барышев и татарстанские фермеры собрались за одним столом. Но начало разговора получилось тяжелым, признается бизнесмен. Сельхозпроизводители были агрессивно настроены по отношению к торговым сетям и слабо верили в возможность диалога.
- Мне пришлось полчаса выслушивать разного рода обвинения, - вспоминает Леонид Барышев. - Потом сказал: давайте представим, что мы по одну сторону баррикады и подумаем, почему так произошло. Оказалось, сельхозпроизводители не понимают, что рынок движется вперед, требования у сетей растут, и мы должны успевать, чтобы быть конкурентоспособными. Никто из них не может так просто поставить продукцию в магазины, как это было десять лет назад. А через пару лет федеральные сети будут заключать только федеральные контракты, и местные сельхозпроизводители вообще окажутся за бортом процесса.
Я не сторонник, чтобы они поставляли свою продукцию только нам. Пусть поставляют другим сетям. Но нужно, чтобы производственные комплексы у них были, а не у нас. Иначе получается, что мы привязываем крестьян к себе, это крепостное право. Мой проект отличается тем, что мы финансируем объекты, которые размещены у сельхозпроизводителей.
По словам Барышева, в качестве пилотного проекта компания инвестировала в хозяйство «Вятские зори» (руководитель – Полынкин). Суть сделки в следующем: сеть «Эссен» уже сейчас заплатила за оборудование, а по осени хозяйство отдаст долг переработанной продукцией.
- Есть еще один поставщик с похожим проектом, но он запустился самостоятельно, с ним будем расширять зону хранения, - рассказывает бизнесмен. - Ожидаем, что в этом году 3-4 проекта будет запущено, на следующий год планируем акцентироваться на отдельных видах овощей. Нам надо, чтобы в Татарстане появился хороший поставщик моркови, лука, репы и чеснока.
Овощной суверенитет
Кооперация торговых сетей с фермерами способна будет снизить нашу импортозависимость по овощам. Пусть даже пока в отдельно взятом субъекте федерации. Не секрет, что тот же чеснок, например, попадает на российский рынок, главным образом, из Китая. И если б только чеснок.
- В этом году Полынкин высадил специально под нас кабачки, мы попробуем сделать икру кабачковую «Сделано в Татарстане». Оборудование – итальянское, позволяет сделать овощные пюре, которые сейчас завозятся в основном из Китая. Понятно, что на первых порах это будет не серийное производство. Хотим попробовать. Итальянский мастер подберет рецептуру под татарстанские кабачки.
Главное, чтобы сами фермеры поддержали идею кооперации с сетями, считает Барышев. Оказалось, что не все готовы расширять ассортимент и уж тем более – вкладываться в переработку.
- Сейчас все они (фермеры – «МК») предлагают достаточно узкий ассортимент: картофель, свекла… Сроки хранения, как правило, невысокие, - сетует бизнесмен. - В минсельхозе на встрече мне говорили: приезжайте в сентябре и покупайте: у нас всё это будет. Но в сентябре я у вас куплю по 4 рубля, а в марте - по 36. Мне хранилище строить смысла большого нет. Иначе будет, как в старые советские времена – непонятно, у кого что взял, чья зараза, у кого загнило быстрей. Пусть хранением и пеработкой займутся хозяйства. А мы предлагаем открытую статистику, показываем, у кого по сколько покупаем. Но для фермеров было непонятно, почему они должны вкладывать в переработку, упаковку… А ведь это значительные деньги, которые они могут заработать. Сейчас пока по моркови хотим решить вопрос, как её сохранить, чтобы весной продавалась. Овощное направление должно частично заменить зерновое, которое постоянно колбасит от засухи и непонятных цен на зерновые. Выхлоп больше: производительность труда резко возрастает - поэтому считаем, что переориентация некоторых частных хозяйств на овощи будет правильной.
Хрен знает
Сам Барышев на тему овощей вышел случайно. Один из конкурентов занимался производством горчицы, а потом вдруг предложил своему татарстанскому коллеге выкупить у него цех в Воронежской области. Сам, как оказалось, вплотную занялся овощами. Взял несколько гектаров пашни, стал выращивать картофель, возить в Москву. Уверял: с овощей прибыли больше. И даже предложил Барышеву вступить в долю. Знающие люди подтвердили: если имеешь гарантированный сбыт, рентабельность действительно выше.
Овощная тема Барышева заинтересовала, хотя вот так сразу, рисковать он не готов.
- У нас нет культуры селекции, а под каждую почву, под каждую кислотность надо выводить свои сорта, - объясняет предприниматель. - Если в Воронеже тот же картофель хорошо растет, то у нас культуру надо районировать. Разрабатывали даже план, как выращивать в Татарстане. Первое, что пришло в голову – хрен. Потому что хрена потребляем много: около 50 тонн в месяц, то есть в год - 500 тонн.
Хрен – самый выгодный, его высаживают один раз, и он - многолетка, но никто не выращивал серийным способом. Почему хрен? Мой дед в свое время делал на этом бизнес. Высаживал на пустых полях брошенных деревень хрен, мы всей семьей каждое лето его собирали – и в пучки.
У деда была такая «Победа» зеленая с прицепом. Он вез хрен на рынок в Челны и каждый сезон по машине своему сыну зарабатывал. Так что этот рынок я знаю хорошо. Я его пощупал своими руками. И хрен очень хорошо на полях наших елабужских растет. Если правильно еще обработать, цена за килограмм будет порядка 40-50 рублей. Единственная проблема: его нужно правильно хранить, потому что иначе - теряет остроту.
Очередь в Новороссийске
- Объем инвестиций по сделке с Полынкиным - 20 млн руб., - озвучил сумму вложений Леонид Барышев. - Вложили их в качестве предоплаты за продукцию. Проинвестировали весной, оборудование придет в конце лета - как раз урожай, который он получит, и будем упаковывать. Он отгрузит нам на 20 млн руб., и мы его больше не беспокоим.
По словам предпринимателя, выполнив обязательства по контракту с «Эссен», фермерское хозяйство может поставлять свою продукцию, кому захочет. Барышев объяснил, почему он вкладывается в процветание местных фермерских хозяйств:
- Федеральные поставщики работают по длительным годовым контрактам с федеральными сетями, и нам очень трудно по осени добывать продукцию. Мы стоим в очереди на таможне в Новороссийске и ждем теплоходы, которые уже выкуплены на 50 процентов тем же «Магнитом». Эта ситуация повторяется из года в год и только усугубляется. Нам, независимым сетям, или объединяться и свой пароход покупать, или выращивать местное.
Отрадно, что поддерживать местного производителя оказалось всё-таки выгодней.