«Булгария» утонула случайно
Началось с реплики обвинения. Старший помощник татарского транспортного прокурора Евгений Дикарев настаивал на том, что теплоход «Булгария» затонул 10 июля 2011 года по стечению обстоятельств - это непогода, удручающее техническое состояние судна и неправильные действия экипажа. Напомним, что прокуратура настаивает на максимальных сроках наказания для подсудимых – на пятерых собранные доказательства «тянут» на 44 года и 4 месяца.
Затем уже настало время для опоннентов стороны обвинения. Адвокат госинспектора «Госморречнадзора» Владислава Семенова говорила о том, что ее подзащитному не была проведена судебно-психиатрическая экспертиза, хотя он и «проходил лечение нервного расстройства, находясь в СИЗО в 2012 году». Кроме того, защитник в качестве смягчающего обстоятельства привела еще один факт – мать Семенова тоже больна. Впрочем, почти все адвокаты настаивали на слабом здоровье своих подзащитных.
А представитель начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Ирека Тимергазеева и вовсе заявил о том, что смягчить вину всех подсудимых может один железобетонный аргумент.
- Смягчающее обстоятельство только одно – лица, которые были ответственными за задраивание илюминаторов, не были установлены. А это означает, что иллюминаторы были открыты случайно, - резюмировал адвокат.
Если следовать логики защиты, то «Булгария», через иллюминаторы которой хлынула вода, тоже затонула случайно?
- Бессовестные какие, - негодовали пострадавшие. – Да они вообще не закрывались! Мы за руку подводили экипаж, чтобы их закрыли!
Выслушав все доводы защиты, слово вновь попросил потерпевший Геннадий Игнарин. Он призвал подсудимых покаяться, признать свою вину, а не перекладывать ее целиком на экипаж судна.
- Что же касается ходатайства Инякиной по поводу ее амнистии… Якобы, у нее есть ребенок. Мы считаем, что это недопустимо. Потому что у её ребенка есть отец. А как быть нам? Как быть двоим моим внукам, которые потеряли на «Булгарии» отца? Они никогда не смогут назвать другого человека папой!.. Амнистию дают только тому человеку, который раскаялся и признал свою вину, и Игнарин в очередной раз попросил суд наказать фигурантов по максимуму.
«Если б я управлял теплоходом, то трагедии не было бы»
- Я воспринимаю трагедию как личную боль, - начал говорить первый помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов.
Его выступление, как станет ясно уже потом, окажется самым коротким на этом заседании. В очередной раз он выразит соболезнование всем, кто в этот трагический день потерял своих родных.
- Если бы я управлял этим теплоходом, то этой трагедии бы не было, - скажет напоследок старпом.
С соболезнования пострадавшим начал свое последнее слово начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Ирек Тимергазиев. Правда, тут же добавил, что его вины в том, что «Булгария» пошла на дно, нет.
Он вспомнил события 17 августа, когда его взяли под стражу.
- Надели наручники, все так красиво было. Даже по центральному телевидению показали, - заметил Тимергазиев.
И заявил, что даже спустя три года он ощущает на себе прессинг, а всего попытки донести правду о гибели судна, мол, не увенчались успехом. По его мнению, «Булгарию» потопила «не бумажка формата А-4 под названием «Акт предлицензионной проверки», а открытые иллюминаторы.
- Не бумаги перевернули судно, я повторяю, а конкретные люди, - настаивал Тимергазиев на халатном отношении к своей работе экипажа теплохода.
А в качестве главный аргументов в свое оправдание он назвал бездействие других контролирующих органов. Среди них – транспортная прокуратура и полиция.
- Наряды милиции ходили по пароходу. Они могли видеть эти беспорядки, но никто не сообщил об этом, - громко говорил Ирек Тимергазиев, обращаясь к судье.
- Слишком поздно он решил все это рассказать, - посетует после процесса в беседе с корреспондентом «МК» Гульнара Назарова, чудом спасшаяся, но потерявшая на затонувшем теплоходе 9-летнего сына. – Год как идет судебное разбирательство. Они все это время друг друга прикрывали, а теперь он решил их сдать с потрохами. Поздно, очень поздно!
«Я ничего не сделал, чтобы потопить судно»
На том, что Ространснадзор ни при чем, настаивал и Владислав Семенов, подчиненный Тимергазиева.
- Да, конечно, кто-то должен нести ответственность за 122 жизни. Но я со своей стороны не посыпаю голову пеплом, потому как своей вины не чувствую и не могу чувствовать, потому что ничего такого не сделал, - заявил Семенов. - Я ничего не сделал, чтобы потопить судно. Иначе за три года я бы себя изъел.
Невиновным в гибели 122 человек считает себя и старший эксперт Камского участка ФГУ «Российский речной регистр» Яков Ивашов. Он в отличие от Тимергазиева и Семенова был предельно краток и не столь красноречив. Заявил о том, что весь экипаж был полностью обеспечен плавсредствами, а судно было технически исправным и пригодным к плаванию.
После чего Яков Ивашов попросил судью его оправдать.
После слов представителя речрегистра в зале суда воцарилась тишина. Пострадавшие, гособвинение и адвокаты уже готовы были выслушать последнее слово главного фигуранта генерального директора компании «Агороречтур».
- Ну а Светлана Григорьевна, сегодня не будет выступать, - вдруг огорошил всех судья Сергей Якунин. Он не стал ничего объяснять причину своего решения. Лишь определил ближайшую дату судебного заседания – «где-то в середине июня».
Такого поворота событий не ожидал никто. Досталось за месячную отстрочку главной подсудимой.
- Инякина, ты все равно убийца! Сволочь! – выкрикивали потерпевшие, покидая зал заседаний. И это были еще самые печатные из фраз, которые летели в адрес арендаторши.