Корнилова возмутило, что его поколение «кормят» литературой, пропагандирующей татарский национализм.
«И будет как в Чечне»
«Когда я был еще студентом КНИТУ-КАИ, мне все эти мифы внушались во время самостоятельных занятий по истории Татарстана, поскольку преподавателями был рекомендован учебник Сабировой и Шарапова», - пожаловался Чайке молодой человек.
Сейчас же его, уже как выпускника, возмущает то, что студенты Татарстана продолжают учиться по этой книге.
«Я нашел целый спектр исторических мифов относительно истории Татарстана, которые формируют чувства исключительности представителей татарского этноса, одновременно формируя негативное восприятие русского этноса и самого нашего государства – России», - говорится в письме.
– В частности, в тексте учебника говорится о том, что русские – это оккупанты, - расшифровал «МК» суть своих претензий Роман. - Одна из глав посвящена борьбе за независимость Татарстана. И весь учебник подводится к тому, что Татарстан должен быть независимым государством. Для чего это делается? Не знаю, но, видимо, авторы преследуют какую-то свою цель. Я учился не у Сабировой. Но этот учебник взял для подготовки к зачету. И он удивил меня немного, даже возмутил…
Корнилов ни разу не писал подобных заявлений, но надеется, что его обращение поможет. В любом случае, по его наблюдениям, оголтелый национализм в Казани еще не выплеснулся на улицы из интернета:
- В повседневной жизни я не замечал проявлений «пропаганды», а вот в соцсетях часто натыкаюсь на группы, где сидят татарские националисты, - пояснил нам Корнилов.
И отметил, что в последнее время много говорят об обострении антироссийских настроений.
- Убийство Валиуллы Якупова, заявления о том, что кто-то засел в лесах, о том, что в Сирии воюют татарские националисты, - перечислил молодой человек. - Думаю, эти учебники могут привести к еще большому обострению таких настроений, терактам. И будет как в Чечне.
Мифы древнего Татарстана
Сгущает ли Корнилов краски в своих прогнозах, вопрос спорный. А вот авторы учебника совершенно точно не скупятся на мазки, описывая историю татарского народа так, как это видится им.
Один из мифов, который можно встретить в книге, рассказывает даже не о древней - о древнейшей цивилизации.
«Народу, к которому относят себя татарские националисты, приписывается исключительная древность, - комментирует Роман, приводя в пример очередную цитату. - «Татарстан — одна из древнейших стран на северо-востоке Европейского континента. Еще в V—II тысячелетии до н.э. территория Татарстана входила в систему региональной неолитической культуры, названной «уральской культурой». Исторически как страна и как государство Татарстан локализовался в конце первого тысячелетия под названием древнетатарского государства Волжская Булгария на территории Волго-Урала.
То есть Татарстану авторы учебника нарисовали очень почтенный возраст – не менее 7 тыс. лет, объясняет Роман.
Еще одно найденное им искажение: татарский народ объявляется первым и единственным, издревле проживающим на данной территории. Существование на этих землях других народов или государств отрицается или замалчивается, возмущается Корнилов, а татарам к тому же учебник приписывает былое владычество над огромными территориями и другими народами.
И вообше, считает Корнилов, авторы спорного текста «доказывают», что Россия и Татарстан – два разных враждующих субъекта исторического процесса:
«Термины «оккупационные войска», «оккупационная администрация», «колонизация» и т.п. употребляются в учебнике лишь с одной целью - показать читателю, что отделение Татарстана от Российской Федерации – вопрос времени».
При этом в ряде глав авторы учебника создают негативное впечатление о русском народе как об оккупанте и колонизаторе, возмущается Корнилов.
Минобраз в переплёте
Вторая деталь, которая не дает покоя Корнилову, - как вообще этот учебник получил гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений»?
Дело в том, что учебник для студентов вузов, изданный (или переизданный) в 2009 году, не может иметь грифа Минобрнауки России и использовать гриф Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. С 2007 года, уточняет Корнилов, Минобрнауки не принимает решений по рекомендациям к изданию учебников для студентов вузов. Это ведомство также не должно оценивать позиции авторов учебников.
Зато образовательные учреждения имеют право самостоятельно принимать решения о публикации учебных изданий и комплектовании своих библиотечных фондов.
«Министерство образования и науки РФ не следит за процессом образования в Татарстане, а также не намерено противодействовать пропаганде взглядов татарских националистов, прикрывающихся грифом Минобрнауки РФ. Учебник не был и не мог быть рекомендован федеральным министерством образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. Таким образом, указанный выше гриф размещен на спорном издании без каких-либо законных оснований», - пояснил «МК» Корнилов.
Комплекс неполноценности
Эксперты «МК» в письме молодого борца за правду увидели очередной «звоночек» пропаганды неравенства русских и татар, живущих в одной республике.
- Явление, на которое обратил внимание Корнилов – это сознательное искажение и фальсификация, - прокомментировал «МК» руководитель Приволжского филиала Российского института стратегических исследований (РИСИ) Раис Сулейманов. – Оно ведется не только через учебную литературу, но и через научную, научно-популярную, художественную литературу, которую мы видим в Татарстане. Последние 20 лет откровенно антироссийской литературы издано в таком количестве, что мы уже не удивляемся тому, откуда появляется татарская молодежь, которая ненавидит свою страну, ненавидит своих соседей, русских родственников - только за то, что они русские. И речь идет даже не о том, чтобы любить, а просто - относиться спокойно.
Директор правозащитного центра всемирного русско-народного собора Роман Силантьев отметил, что учебник разжигает рознь и содержит массу уничижительных оценок русской нации:
- Авторы пишут, что Татарстан – это независимое государство. Такие вещи недопустимы. Татарстан – обычный субъект Российской Федерации, неотъемлемая часть России. К сожалению, такие учебники встречаются, в том числе и школьные. Где-то - пара фраз, абзацев, а какие-то пособия целиком посвящены таким «идеям».
Сулейманов убежден, что пропаганда татарского национализма ведёт свое начало с создания академии наук РТ. Институт истории, считает он, был создан с целью написать «правильную» историю татар.
- Тенденций положительных или отрицательных пока что нет, зато сейчас уже видны плоды этой пропаганды, - рассуждает эксперт. - В 2011 году журналистка татарстанского телеканала "ТНВ" Эльмира Исрафилова делала сюжет о русских родителях, которые выступили за русский язык. Она публично назвала русских оккупантами и пообещала "перегрызть горло любому за татарский язык". Произошел жуткий скандал. На Исрафилову подавали заявления, но после «отмазали» и даже повысили в должности. О чем это говорит? Она, молодая девушка, воспитана на этих книжках и учебниках, поэтому видит в русских оккупантов. И то, что из нее прорвалось, - это очень показательно. А русские, которые читают эти учебники, видят такие выражения как «ты оккупант», «ты завоеватель», и у них формируется чувство вины, комплекс неполноценности. Это делается с одной целью – сформировать молодое поколение, ненавидящее Россию, и в перспективе не воспринимающее Россию как свое государство, а как нечто враждебное, чужое, от чего надо отделиться.
Имидж «ненормального»
Силантьев утверждает, что пропаганда ведется с 1991 года.
- Тогда шла кампания за суверенитет Татарстана, и стали этот суверенитет как-то обосновывать, - объяснил он. - В том числе и посредством оскорблений в адрес русских, поддержкой откровенно нацистских организаций. По количеству русофобских выступлений Татарстан всегда был на одном из первых мест. И хотя по сравнению с 90-ми годами пропаганда снизилась, но, в целом, ситуация такая же – и учебники выпускаются с пропагандой, и идет позиционирование… Конечно, националистические движения потеряли авторитет, мало людей собирают. Но сейчас ваххабиты агрессивные, которые теракты устраивают…
Но в итоге, уверен Силантьев, эта пропаганда начала наносить урон имиджу Татарстана.
- Складывается впечатление, что в Татарстане вытесняют русских и православных, - поясняет он. - Многих людей изумляет сама необходимость защищать русский язык в России. За пределами Татарстана имидж у республики как у региона, совершенно нестабильного и ненормального. И с каждым терактом, с каждым действием, направленным на дискриминацию русского языка, этот имидж крепнет. На самом деле это миф, что Татарстан воспринимают как некий островок стабильности и надежности. Большая часть населения республики воспринимает его как регион с повышенной террористической угрозой и неадекватной политикой в религиозной сфере. В том числе, все это происходит благодаря таким учебникам. Молодежь, которая идет в ваххабиты, учится на них. Кинематограф подливает масло в огонь. К примеру, в фильме «Зулейха» «проклятые попы» крестят «несчастных татар»… А чего стоят высказывания типа «кряшены – это предатели татар»!
Некоторые представители власти понимают всю эту ситуацию, а кто-то продолжает говорить, что у них все хорошо, - вздыхает Силантьев.
- Конечно, по сравнению с Сирией и Египтом в Татарстане все хорошо, - сравнивает эксперт. - Но, если не будет положительных тенденций, в республике может разгореться война. Причем, по исламскому сценарию – ваххабиты, серия терактов, ракетные обстрелы.
Хороший идеолог должен быть “на волне”
Хороший идеолог, который берется писать учебники, должен быть всегда “на волне”. Политическая ситуация поменялась – перепиши книгу. Но, судя по всему, Сабирова упустила этот момент. Так считает кандидат исторических наук Александр Овчинников, который по просьбе «МК» высказал свое мнение об учебнике.
Учебник Сабировой и Шарапова - прекрасный пример мифологизации истории. Сами авторы являются не столько историками, сколько идеологами. Это бывшие пропагандисты «единственно верного учения». С начала 1990-х годов вместо марксизма-ленинизма власти дали команду на пропаганду этнонационализма. Однако хороший идеолог всегда осторожен в своих построениях – он знает, что политическая ситуация может измениться, и от него потребуется корректировка ранее написанного.
Поэтому казанские историки, занимающие высокие административные посты и близкие к властям, всегда оставляют поле для маневра.
Сабирова забыла об этом правиле, и сейчас ей очень трудно опровергать ее же слова о стране и государстве «Татарстан» в эпоху древности и средневековья, о «русской колонизации Татарстана», о государственной границе между Россией и Татарстаном в середине XVI в., подчеркнуто нейтрального описания созданной гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны организации Идель-Урал, выступавшей за поражение СССР и становление благодаря этому «демократической татарской государственности» и многое другое.
К сегодняшнему дню федеральные и татарстанские элиты вроде бы договорились об условиях контроля за ресурсами региона, поэтому из трудов местных историков постепенно исчезают негативные оценки роли российского государства в истории татар. У Сабировой же, учитывая ее огромную административную загруженность, видимо, просто не было времени для «чистки» текста. Необходимо было для отчетности переиздавать старый вариант, что и было сделано.
В результате автор учебника, а через нее и вся татарстанская политическая система, стали очень удобной мишенью для критики. Но политика – это искусство возможного, и силы, организующие кампанию против учебника, во многом правы.
Учебник носит не столько образовательную (при описании древней истории края авторы показали свою полную безграмотность, как историки), сколько идеологическую нагрузку (с фактами авторы обращаются «вольно», тасуя их в заданной идеологической плоскости, назвать это «научной концепцией» не представляется возможным).
Материал учебника формирует идеологические клише, подрывающие устои современного российского государства и мешающие формированию образа российской гражданской нации, формирует у студентов с русской этничностью «комплекс вины». Студенты же с татарской этничностью, прочитав учебник, вполне могут прийти к «собственным» (как им кажется) выводам о необходимости «восстановления исторической справедливости», что может быть использовано деструктивными силами для эскалации напряженности в регионе - что, вполне возможно, уже происходит.
Необходимо специальное лингвистическое исследование на предмет того, продуцирует ли материал учебника отрицательные представления о современных этнических русских и православных Татарстана или нет. Дело в том, что, по моему мнению, этнические русские эпохи средневековья позиционируются с негативной стороны, и постоянно противопоставляются татарам.
Причём неподготовленный читатель может легко перекинуть мостик в сегодняшний день и сделать соответствующие «выводы»: «Захватив Казань, русские войска провели в городе три крупные операции: выселили всех жителей Казани; разрушили все татарские архитектурные памятники Кремля и города, включая кремлёвские стены и ворота, дворцы и мечети; разграбили имущество выселенных, включая их дома. На время исчезла татарская Казань. Наведение оккупационного порядка начинается в других местностях Татарстана» (стр. 114 учебника);
«В ответ на кровь и смерть, принесённые агрессией, на разорение, нищету и христианизацию (построение логического ряда явно подводит к негативному восприятию христианства. – А.О.), на жестокое подавление религиозных чувств и национального достоинства народ Татарстана ещё долго сопротивлялся оккупантам и после 1556 г.» (С. 114 учебника).
Я думаю, Сабировой сейчас нужно не «занимать глухую оборону», не использовать свои связи для возможного административного давления на критиков учебника (это приводит к ещё больше эмоциональной напряжённости), а провести круглый стол, пригласить туда бывшего студента, написавшего заявление в прокуратуру, несогласных с ней коллег-историков (на научных конференциях критиковать этот учебник просто не дают – знаю по себе), журналистов – и в конструктивном русле обсудить противоречия.
P.S. Редакция «МК», в свою очередь, попыталась связаться с Данией Сабировой во время подготовки материала. Увы, эта попытка не увенчалась успехом. Произошло ли так по причине «глухой обороны» или крайней занятости автора пособия, нам неизвестно. Не оставляем надежды.