«Вы уедете, а мне тут жить»
В 7 часов 40 минут на территории деревообрабатывающего участка ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по РТ (лечебно-исправительное учреждение управление федеральной службы исполнения наказаний) упал металлический предмет. Прилетел он с лесочка, расположенного неподалеку. Охрана, естественно, отправилась посмотреть, что там прилетело с небес. А, увидев, сразу подняла тревогу – обнаруженные фрагменты предмета весьма были похожи на обломки ракеты-самоделки.
Через несколько минут сигнал тревоги прозвучал уже на Нижнекамском нефтехимическом заводе (НКНХ). Встревоженных сотрудников завода нервно успокаивали - «тревога учебная». И одновременно поднимали с выходных-отсыпных всю охрану завода. В строй поставили даже тех, кто лыка не вязал из-за бурного вечера. Людей выставили по периметру завода, усилили охрану внутри, и пустили патрули на территории. Одновременно с этим начали прочесывать и участки, где расположены ёмкости-хранилища сферической формы с углеводородным сырьём.
Если представить, что кому-то удастся подорвать эти ёмкости, то от Нижнекамска и окрестностей останутся одни воспоминания. Хорошенько тряханет и соседние Елабугу с Набережными Челнами.
Многие нижнекамцы еще со школьных уроков гражданской обороны вынесли мрачные шутки военруков на тему, как вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации. Если рванут ёмкости, говорили учителя, предпринимать что-либо будет уже бесполезно.
- Полиции понаехало! – качает головой одна из местных жительниц, в ту субботу случайно оказавшаяся в промышленной зоне Нижнекамска. – Меня остановили, спросили, чего я тут делаю. А потом потребовали немедленно убраться подобру-поздорову. Один спросил, не видела ли я кого тут подозрительного. А я знаю, кто подозрительный, а кто нет?
Представляться эта женщина отказалась категорично: «Вы уедете, а мне тут жить. Затаскают ведь за язык без костей».
Откуда пускали ракеты
Как стало известно «МК» из собственных источников, с 8 часов утра этого же дня окрестности населенного пункта «Соболеково», расположенного на выезде из Нижнекамска в сторону Челнов, прочесывали до 16 часов. Искали, откуда велась прицельная стрельба по резервуарам с химикатами.
К тому времени приехавшие специалисты взрывотехники из МВД и ФСБ уже подтвердили, что находка на территории ФКУ ЛИУ-1 не что иное, как самодельная реактивная ракета.
- Как искали? Да просто, - признался один из силовиков. – Как обычно, сначала опросили тех, кто нашел ракету – откуда летела, как упала. Одновременно специалисты изучали местность, вычислили по траектории полета ракеты предположительный участок, откуда могла вестись стрельба. Ну и потом начали прочёсывать этот участок.
Искали недолго. Сначала обнаружили опушку, на которой обнаружили самодельные пусковые установки в количестве пяти штук. На одной из них был снаряд-ракета, похожий на упавший. К каждому из пусковых устройств был приделан самодельный таймер. На четырех эти таймеры сработали, на пятой отказали, и ракета не улетела.
Искать, куда делись эти улетевшие ракеты, бросились немедленно. Прочесывали квадрат за квадратом, каждую пядь. Нашли. Одну в 80 метрах от места пуска, другую – в 250 метрах. Еще две разыскали чуть ближе к заводу. Как утверждают, на той же промзоне. Хорошо, что не взорвались.
Из всей этой информации можно сделать следующие выводы. Учитывая интерес силовиков к Соболеково, ракеты, скорее всего, были выпущены со стороны этого полузаброшенного поселка, где располагаются разрушенные теплицы, гаражи и небольшая промзона. Соболеково от промзоны «Нижнекамскнефтехима» отделяет трасса – выезд из города. Но не исключено, что злоумышленники подобрались еще ближе к НКНХ и расположили пусковые установки ракет на территории заброшенного плодопитомника.
Если целью были резервуары с сырьём, ракеты должны были лететь на юго-восток от этого места. Но, судя по всему, террористы либо всерьез просчитались с траекторией либо просто решили попугать силовиков. Ведь получается, что, например, ракета, приземлившаяся в ЛИУ, забрала значительно южнее резервуаров.
В любом случае террористы благоразумно положились на таймеры, предпочтя убраться подальше от места пуска. Ведь начти детонировать заводские ёмкости – и от самих преступников осталось бы лишь мокрое место. Не исключено, кстати, что сразу после установки ракетниц, злоумышленники выехали за пределы Нижнекамска. Дальше они могли повернуть либо на юг (Заинск, Альметьевск, Бугульма и дальше – Башкирия), либо на север (Набережные Челны, оттуда – либо казанское, либо мензелинское направление).
«Не сейте панику, журналисты»
В понедельник, 18 ноября, следственное управление СКР РФ по РТ распространило скромное сообщение:
«16 ноября 2013 года в городе Нижнекамске в ходе следственно-оперативных мероприятий проведенных СУ СКР по РТ совместно с другими правоохранительными органами на территории промзоны было обнаружено самодельное взрывное устройство. По данному факту следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан возбуждено уголовное дело.
В ходе предварительного следствия проведен осмотр места происшествия назначены взрывотехническая и судебно-биологическая экспертизы.
Проводятся необходимые следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего.
Руководитель следственного СКР по Республике Татарстан взял под личный контроль расследование уголовного дела».
А интернет и социальные группы города уже буквально взорвались известием об обнаруженных ракетах. Усиление и постов ДПС, и патрульных экипажей не осталось незамеченным в городе, который живет как на пороховой бочке из-за расположенного под его боком завода «Нижнекамскнефтехим».
«Вчера моего отца ДПС остановили на промзоне (а у него на лобовом стекле крепление весит под видеорегистратор), ДПС увидели крепление и говорят где регистратор, будем изымать флешку, вдруг там есть момент установки бомбы. Хорошо что регистратор дома остался. Потом бы как флешку забрали?» - пишет житель Нижнекамска.
На испуганные вопросы жителей города звучит «У нас все спокойно! Причин для паники нет». На запросы СМИ ответ аналогичный, добавляется только: «Не сейте панику, журналисты».
В ответ на все попытки корреспондента «МК» выяснить подробности инцидента от 16 ноября в СУ СКР РТ советовали обратиться к процитированному выше пресс-релизу. Со стороны УФСИН РФ по РТ последовало категоричное: «Мы вопросы следствия не комментируем! Обращайтесь в Следственный комитет». МВД охотно подтвердило лишь факт усиления бдительности в своих рядах – что по большому счету и так не ускользнуло от внимания татарстанцев.
К слову, весь гарнизон татарстанской полиции перешел на усиленный вариант несения службы. Те, кто уехал в Сочи обеспечивать безопасность Зимней Олимпиады, не в счет, зато те, кто остался, работают отныне с 8 до 20 часов, без выходных. Большая часть спецотрядов ОМОН и ОМСН проводят спецоперации в районах республики.
«Словно все мы – террористы»
Встревоженные «братья-мусульмане» то и дело пишут в соцсетях о задержаниях и даже арестах своих товарищей (по оружию или нет, остаётся только догадываться). Например, в ночь с 17 на 18 ноября на одной из страниц соцсети «ВКонтакте» появилась такая запись:
«СРОЧНО! Сегодня 17-го ноября оперативники ФСБ забрали брата мусульманина Басырова Радифа из дома в деревне увезли его в отдел УВД г. Нижнекамск .провели обыск у него в квартире .изъяли компьютер и одежду на экспертизу и учебные чертежи жены .до этого времени от него нет ни каких вестей .позвонить ему не разрешают а жену не допускают до следователя . по словам опер. его подозревают . в причастности к какой-то найденной коробке с взрывчатом веществом. около химического завода» (стиль и орфография сохранены – «МК»).
По Нижнекамску, Набережным Челнам, Елабуге и Сарманово также прокатилась волна арестов людей, заподозренных в причастности к подготовке теракта.
- Моего друга задерживали, - сообщил «МК» Булат Резванов. – Продержали пару дней, допрашивали, заставили пройти детектор лжи. Потом отпустили. Задерживают всех, кто мусульманин, словно мы все – террористы!
«Чем они платят за гостеприимство?!»
Напуганы многие. Даже те, кому бояться вроде бы нечего.
- Кому нужен теракт? Тем, кто рассчитывает пошатнуть мир и дружбу в нашем регионе, - рассказал на условиях анонимности представитель одной из многочисленных «южных» диаспор, проживающих в Татарстане. – Если раньше говорили, что террористы - сплошь представители Кавказа, то теперь среди тех, кто идет на чудовищные преступления, есть славяне. Они приняли ислам, но их наставниками стали те, кто в России представлен как приверженцы радикального течения в исламе, пропагандирующего превосходство и агрессию над другими людьми с другим вероисповеданием. Сейчас на Россию идет экспансия радикальных течений с целью создания всемирного государства мусульман – Арабский халифат. Но, кроме идеологических предпосылок, каждая экспансия несет в себе материальную заинтересованность. На каждой смерти, на каждом подрыве кто-то зарабатывает. И не те, кого, обвешенного бомбами, отправляют на смерть во имя Аллаха. Аллах никого не учил убивать людей за то, что они не похожи на нас.
По сути, каждый подобный теракт – нападение на муфтия в 2012 году и убийство его заместителя, подготовка других, к счастью, сорвавшихся акций по уничтожению невинных людей, это не что иное, как геноцид народа. Террористы говорят, что они таким образом борются с врагом. Какой у них может быть враг в Татарстане? Как правило, те, кто внушает ненависть к согражданам, - люди приезжие. Их республика в своё время приютила, дала возможность жить и работать. А чем они платят за гостеприимство? Эти гости ведут себя очень непорядочно.