Фильм «Хайтарма» режиссера Ахтема Сеитаблаева о депортации крымских татар стал во всех смыслах сенсацией фестиваля. Показанный вне конкурса, он вызвал ажиотаж среди зрителей и собрал аншлаги. А «под занавес» казанского кинофорума выяснилось: из конкурсной программы фильм убрали по звонку «сверху». Совсем, как в старые добрые советские времена.
Объясниться председателя отборочной комиссии московского кинокритика Сергея Лаврентьева заставили настойчивые вопросы журналистов. Прежде всего, журналистов – крымских татар. Изначально картина планировалась к показу на открытии фестиваля: «Просили написать заключение. Написал, что горячо поддерживаю идею показать картину на открытии, потому что, как мне кажется, есть моменты исторические, которые нельзя замалчивать. Чем дольше замалчиваем - тем хуже».
Тем временем в Симферополе, где состоялась премьера «Хайтармы», разразился скандал.
Фильм жестко раскритиковал генконсул РФ в Симферополе. Особенно он возмутился тем, что на премьеру привезли российских летчиков - учеников прототипа главного героя - летчика Аметхана Султана. Напомним, в центре сюжета «Хайтармы» – летчик, дважды герой Советского Союза Аметхан Султан. В мае 1944-го года после освобождения Севастополя Аметхан отправляется в отпуск в родную Алупку. На его глазах происходит депортация крымских татар.
И началось…
«Мне сказали, что открытия не будет, но покажем в конкурсе. Первого числа (первого августа, когда состоялась пресс-конференция по итогам работы отборочной комиссии – авт.) «Хайтарма» стояла в списке конкурсных картин. Но потом кто-то – не помню, кто - из руководства фестиваля сказал, что, памятуя историю с симферопольским скандалом, Министерство иностранных дел просило в конкурс картину не включать», - рассказал Сергей Лаврентьев.
И отборочная комиссия с мнением МИД согласилась. Более того – выяснила для себя, что картина-то, оказывается, не так хороша, как казалось на первый взгляд!
«Я подумал, что спецпоказ - это даже лучше, чем конкурс, потому что эта картина хорошая, но шедевром мирового киноискусства не является», - продолжил Лаврентьев. Ему и коллегам открылось, что в самом начале фильма «есть ритмические провалы». А главное – вдруг пропала уверенность, что если б картина «была в конкурсе, получила бы главный приз».
Впрочем, объяснил Лаврентьев, это даже к лучшему. Потому что если б картина не взяла главный приз, начались бы пересуды. И потому что легкий скандал (под легким скандалом киноэксперт подразумевал как раз исключение картины из конкурса) – реклама фестивалю. «В результате все кончилось к общему удовольствию. Это лучше для картины, для фестиваля и для всех нас», - оптимистично подытожил кинокритик.
Тем не менее даже внеконкурсный показ «сомнительного шедевра» собрал аншлаги – два зала, где демонстрировалась лента, были битком…