Почему Нурлат встал на дыбы

Что зреет на юге Татарстана – новая Кондопога или передел сфер влияния?

 Конфликт между приезжими и местными жителями в небольшом татарстанском городе Нурлате всколыхнул республику. МВД поспешило объявить это «бытовым конфликтом», но что же произошло там на самом деле? В этом разбиралась корреспондент «МК».

 

Что зреет на юге Татарстана – новая Кондопога или передел сфер влияния?
Нурлат лихорадит далеко не впервые. Ноябрь 2010: спецоперация по уничтожению трех террористов. Фото: МВД РТ.

 Стенка на стенку

Началось все действительно с бытового конфликта 27 июля. Поссорились, а потом и подрались две компании в местном кафе при автовокзале. В драке победило коренное население, и приезжим пришлось отступить, неся потери. По слухам, сам зачинщик субботней драки «Федя» получил побои, а его крутую иномарку закидали камнями.

Побежденным дали возможность реабилитироваться, и конфликтующие стороны «забили стрелку» на следующий день. Вот только на место встречи на окраине города с одной стороны честно пришли и приехали с других районов республики молодые парни, а «побежденные» вынули из рукавов тузов – казанский ОМОН. На пожелание полицейских тихо разойтись по домам, оскорбленные вероломством противника местные ответили отказом. С полицией ссориться никто и не хотел, наверное. Но подстегнутые алкоголем парни вели себя грубо и шумно. В итоге – предупредительная пальба в воздух, жесткое задержание и плотно упакованные в машине несколько десятков парней в металлических браслетах, и несколько человек, в том числе и полицейский, вынужденные обратиться к врачам из-за полученных травм.

Версий, из-за чего все началось, много. Например, некоторые считают причиной конфликта девушку того самого Феди, уроженца одной из кавказских республик. Другие, плохо скрывая классовую ненависть, обвиняют приезжих в умении хорошо жить. Третьи, компетентно понизив голос, намекают на жадность тех же приезжих, мол, захотели «подмять под себя сельскохозяйственную сферу в Нурлате». Дело, мол, в распределении денег, которые, как ожидается, будут выделены на развитие той самой сферы.

Как бы то ни было, но более 30 молодых татарстанцев сейчас отбывают административные аресты в Казани, куда их быстро доставил командированный в Нурлат ОМОН.

«В Багдаде все спокойно!»

А точнее, с поправкой на нашу географию, «спокойно всё в Нурлате». Именно это утверждают ответственные лица, обремененные властью и погонами. Силовики официально заявили о бытовой природе конфликта. Нурлатцы утверждают другое.

- Да нам житья от приезжих нет! – пишут они в соцсетях.

Но так ли это? Большинство горожан о межэтническом конфликте узнали из новостей. К их числу относятся те, кто старше 35 и пенсионеры. Основной накал страстей наблюдался среди молодежи 17-25 лет. Они, тусующиеся по вечерам в кафе и скверах, остро чувствуют и социальное неравенство, и тот самый межэтнический конфликт. Если имя «Федя» взрослому поколению Нурлат ничего не говорит, то молодежь взахлеб поделится информацией. Дескать, непонятно на что живет, ездит на крутой иномарке, ведет себя вызывающе и, в общем, «не наш». Парней гложет обида – «неместный» Федя пользуется успехом у самых красивых местных девушек, заманивая дорогой машиной и щедростью. Девушек – зависть: «я что, хуже, что ли»!

Но все в один голос называют источником дохода уроженцев Кавказа торговлю наркотиками, а в процветании незаконного бизнеса обвиняют родственников и соплеменников Феди, служащих в полиции. Как растиражировано во многих соцсетях, родной брат Феди службу несет в отделе по борьбе с наркотиками, двоюродный брат по имени Анар - оперуполномоченный, еще один родственник дослужился аж до должности начальника уголовного розыска Нурлатского ОВД.

Восстановленный контроль

Хоть силовики и утверждают, что ничего страшного в Нурлате не произошло, тем не менее, высаженный десант говорит сам за себя: отряд ОМОНа на момент отправки номера в типографию все еще находится в городе, наведывались в город лично министр внутренних дел Артем Хохорин и много других высокопоставленных офицеров, а с воздуха населенный пункт патрулировали вертолетами.

Результат: 35 задержанных местных жителей, которых к административному наказанию привлекли не в Нурлате, а в Казани; отстранение от должностей на время служебной проверки начальника ОМВД РФ по Нурлатскому району, заместителя начальника отдела – начальника полиции, двух оперуполномоченных уголовного розыска и четырех сотрудников отделения патрульно-постовой службы ОМВД РФ по Нурлатскому району. И возбуждение уголовного дела по статье «Хулиганство» - «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с группой лиц по предварительному сговору».

Да, конечно, теперь в городе ничего не происходит. Но тогда зачем начали проверять всех отстраненных от службы на «коррупционную составляющую»? Хоть имена этих полицейских и не разглашаются, «МК» благодаря своим источникам удалось установить, что два местных оперативника имеют приятельские связи с тем самым Федей.

Вызывает вопрос и то, зачем всех задержанных вывезли в Казань, где мировой судья быстренько выписал решения об административном аресте на 8-10 суток. Не иначе, как для того, чтобы горячие головы поостыли в камерах, а у силовиков хватило бы времени и на расследование этого «бытового» конфликта, и на создание декораций очередного спектакля из серии «в Нурлате все спокойно».

Локальные войны

Нурлат лихорадит не впервые. Эта точка на карте Татарстана почему-то притягивает экстремистов. Не тех, что горазды объявлять джихад через соцсети. Настоящих, вооруженных до зубов, способных в любой момент перейти от слов к делу.

25 ноября 2010 года. В Нурлатском районе после спецоперации были уничтожены три террориста - 34-летний Руслан Спиридонов, 30-летний Альберт Хуснутдинов и 26-летний Алмаз Давлетшин. Все они находились в федеральном розыске как приверженцы радикального ислама и как подозреваемые в теракте. Двумя неделями раньше, 11 ноября в Чистополе неизвестные попытались взорвать автомобиль начальника Чистопольского отделения Центра противодействия экстремизму МВД по РТ. В том подрыве никто не пострадал, сгорела только машина.

Скрывавшихся в лесу подозреваемых заметил местный егерь. Он их принял за браконьеров и попытался задержать. Но те, открыв огонь, скрылись в лесу. На следующий день, когда приехавший ОМОН начал прочесывать местность, террористы напали на патрульную машину местного ЧОПа. Обошлось без жертв – охранники заперлись в машине и отстреливались, вызвав подмогу, а нападавшие быстро скрылись в чаще.

Наутро их обнаружили в деревне Новое Альметьево и после короткого боя уничтожили – сдаваться трое террористов не собирались.

14 августа 2012 года. В Нурлатском районе между деревнями Салданово и Черное озеро проходила розыскная операция МВД. Это случилось через три недели после того, как в Казани в результате покушения погиб известны религиозный деятель Валиулла Якупов и получил травмы муфтий республики Илдус Фаизов. Нападение на религиозных деятелей признали терактом, а скрывшихся террористов искали именно в Нурлатском районе. Именно там продавец одного из сельских магазинов увидела разыскиваемого мужчину и позвонила в полицию. По неподтвержденным данным, в ходе той розыскной операции был задержан один человек.

Май 2013 года. В селе Курманаево Нурлатского района местные жители потребовали очистить село от приезжих из Таджикистана. По словам коренного населения, приезжие вели себя настолько дерзко и вызывающе по отношению к девушкам, детям и женщинам, что чаша терпения сельчан переполнилась.

Бизнес с экстремистским оскалом

То, что в Нурлат кипит как паровой котел, заметно уже невооруженным глазом. Сельский сход в Курманаево тому яркий пример.

- По моему мнению, причины конфликта очевидны: Нурлат – это стратегически важный объект. Там железнодорожный и просто дорожный (коммуникационный) узел. Если проанализировать места, которые для жительства выбирают мигранты, то можно сделать вывод, что большинство селятся по деревням вокруг Казани, Альметьевска и Нурлата, то есть вокруг крупных коммуникационных узлов. Нурлатский район – это нефтяной район, где сохранившаяся еще система ОПГ трансформируется в ОПЭГ (организованная преступная экстремистская группировка) - все это в совокупности используется как благодатная почва для укоренения этнорелигиозного экстремизма, - считает руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов.

В Нурлат в связи с конфликтом 27-28 июля незамедлительно был откомандирован глава национально-культурной ассамблеи народов Дагестана в РТ Арсен Баланфендиев. Он растерянно рассказывал представителям СМИ, что мелкие бытовые конфликты между дагестанцами и местными жителями были давно и отсчет этих конфликтов шел еще с прошлого года. Были, но особого внимания правоохранителей эти стычки не привлекли. Получается, что сейчас попросту накопилось и уже кипит народное возмущение.

- А чему возмущаться то? – озвучил «МК» свою версию анонимный источник в силовых структурах. – Да, конфликт был. Но он скорее криминальный, чем межэтнический. Делят сферу влияния одни, а в бой за них идут другие. Много ли надо подогретой алкоголем молодежи для начала разборок? Не так посмотрел, задел плечом, не дал закурить – вот и повод помахать кулаками. Между прочим, в первом, в субботнем конфликте, стенкой на стенку пошли друг на друга не только русские, татары и дагестанцы. Последних, кстати, в Нурлатах мало, хватит пальцев двух рук, чтобы пересчитать поголовно. Нет, за уроженцев Кавказа вступились и другие национальности, даже татары и чуваши были. Их объединяет одно – совместный бизнес. А вот какой именно и что за ним стоит – сейчас и выясняем. Если подтвердится, что кто-то причастен к распространению наркотиков, или, как вон пишут в соцсетях, «крышует» это дело – жалеть никого не будем. Все получат столько, сколько положено по закону.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 7 августа 2013

Заголовок в газете: Нурлат встал на дыбы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру