Аскольд Запашный: Зарубежный цирк раскинул агентурные сети по России

Легендарный дрессировщик рассказал «МК», почему ему особенно грустно от вида казанского цирка

 Аскольд Запашный, приехавший в Казань с программой, посетовал, что молодые таланты активно вербует Запад, а зритель разучился радоваться отечественному цирку. Досталось и чиновникам, в том числе и казанским – за плачевное состояние местного цирка.

Легендарный дрессировщик рассказал «МК», почему ему особенно грустно от вида казанского цирка
zapashnye.ru

 «Подрыв национальной безопасности»

- Вы приехали в Казань со сборной программой. А почему не целый спектакль?

- Целого спектакля в Казань пока, к сожалению, привезти не удается в силу его дороговизны. Но каждый из номеров – это уже своего рода спектакль. В ближайшие годы до и после нас такую программу в Казани вы вряд ли увидите. Мало кто подходит к цирку настолько идейно, как братья Запашные.

- А зритель это ценит? Складывается впечатление, что сегодня отечественный цирк уже совсем не в почете.

- Обидно, что в нашей стране народ приучен относиться к своему же, отечественному, с каким-то презрением. Не побоюсь сказать, что нашу страну победили – изнутри. Вокруг нас уже всё иностранное, мы пользуемся иностранным, ездим на иностранном. Когда-то Маргарет Тэтчер мечтала, чтобы Россия стала сырьевым придатком Европы – так оно уже и есть. Осталось буквально несколько производств-лидеров на мировом рынке, остальное распродали.

Но если даже это не учитывать, то большая часть людей смотрят с вожделением и завистью на Запад, и воспринимают все, что к нам привозят оттуда, как что-то божественное. А все, что делается в России, сразу начинает презираться: «Не, ну наши так не умеют».

Когда я ходил на известный западный цирк, имя которого не хочу называть, я сидел в зрительном зале и наблюдал следующую картину: рядом сидела женщина в возрасте, рядом с ней внучка, а на манеже артистка просто поднялась в воздух - даже не на три метра от пола - и разъехалась в элементарный шпагат. И женщина воскликнула: «Господи, я никогда в жизни такого не видела!» Мне стало стыдно. За наших. Победили наш разум.

В каждом втором номере наших артистов такое можно увидеть. Мало того, 70% исполнителей этих западных шоу – это наши, российские, профессионалы. Самые лучшие номера, которые можно увидеть в этих цирках, в основном поставлены нашими артистами. При этом нам наше же и продают, переупаковав, под другим флагом. А наши готовы, стоя, аплодировать и говорить о том, что в нашей стране такого никогда не было и быть не может. Самая сильная цирковая школа была и остается в России – по всем фронтам. Конечно, многое утеряно…

- Сложно сегодня способные кадры найти?

Найти можно, но людей недостаточно. У нас вообще нет сегодня системы, которая была бы как фундамент заложена на будущее. Молодые люди кинулись в юристы, экономисты, профессии, не требующие особого напряжения… Смешно. «Вы кто?» - «Я экономист». – «А чем вы занимаетесь?» - «Ну как вам сказать, трудно объяснить».

Не трудно, просто человек не может объяснить. Просто такого количества экономистов, социологов и юристов не нужно. А сделать так, чтобы система могла оплачивать инженеров, ученых, учителей, творческих работников…

Иностранцы тоже не дураки. Они давно поняли, что проще не воспитывать свои кадры, а их выкупать, и они предлагают удобные условия, обрабатывают людей и увозят их за границу. Зарубежный цирк, о котором я уже говорил, свою агентуру по всем спортивным школам страны раскинул, и почему-то у нас никто этому не сопротивляется, наоборот - рады. И на ранних стадиях, если у человека есть какое-то проявление таланта, его тут же выкупают. Это подрыв, я считаю, национальной безопасности. Нет спортивных кадров - нет державы. Как бы ни грешили на руководство страны, я считаю, что виноваты вообще все.

- И хуже всего, наверное, дела обстоят в региональных цирках? Вы часто ездите по стране. В каком они состоянии?

- Они работают. Другое дело, что они в основном не раскручены, не развиты в такой степени, чтобы можно было говорить, что они конкурентоспособны в мировых масштабах. Это требует времени, финансовых вложений, набора опыта. Но в России осталась крепкая цирковая школа, и таланты всегда были, есть и будут. В Казани, например, цирковая школа периодически выдает результаты... Но все равно это не в тех масштабах и не в тех пропорциях, какие должно быть, чтобы задавать тон происходящему. Есть отдельно взятые коллективы, инициативные люди, которые пытаются сами создать свои формы, частники, государственные цирки. Но все равно в товарищах согласия нет.

Хочется докричаться до людей. Вот мы в Казани сидим. Такие безумные деньги потрачены на то, чтобы привести город в порядок. Мне так завидно, когда я проезжаю мимо каких-то объектов, это так здорово, так круто. А казанскому цирку не выделено ровным счетом ни копейки. Как такое может быть? Это единственное искусство, которое посещается всеми без исключения людьми – разных конфессий, достатка, возраста. И не обращать на него внимание и привязывать к нему стереотип, что это дебильное искусство для дурачков, для детей и бабушек — неправильно.

- Может это стереотип советских времен работает? Клетки с тиграми, клоуны с напомаженными щеками, жонглеры, в общем — несовременно и скучно...

- Тут нельзя винить цирк. Надо винить людей, которые долгое время у нас в стране управляли этой сферой, и из-за действий которых сформировалось такое мнение. Если у чиновников мозг заточен на то, чтобы получить чистую прибыль от спекуляции, взять-продать, то с цирком такого не выйдет. Нужно развивать это искусство, чтобы превратить его в мощнейший шоу-бизнес в мире и продемонстрировать свою силу за рубежом.

- Возвращаясь к казанскому цирку. Внутри здания отчетливо видно, что оно не ремонтировалось капитально с советских времен. Такая же ситуация и в других городах России?

- Почти везде. Но в Казани особенно грустно, потому что здесь есть всё, чтобы цирк развивать. Например, мы были в Иваново. Там катастрофическая ситуация с цирком, она ни в какие рамки не лезет. Проблема в том, что цирк там - федеральная собственность. И мэр, и губернатор, которые приходили на наше выступление, говорят, что хотели бы помочь, но, пока это федеральная собственность, они не имеют права что-то предпринимать и вкладывать деньги. А казанский цирк принадлежит Татарстану. Ничто не мешает ему помочь. Кроме того, деньги есть – это видно.

- Но у нас почему-то делают ставку на Цирк дю Солей.

- Я вам скажу, почему. Потому что легче продать, чем создать. А иностранцы, к сожалению, к нам не гостить приходят. Но это у нас не все понимают. Есть такая убогая форма в России: одному убогому чиновнику достаточно сунуть взятку, и он будет покрывать любой беспредел, пока не случится разбирательства. Так и получается. Прикрываясь именами иностранных цирков, потакая их интересам, у нас уничтожают интересы российского цирка и нашей страны.

«Ориентируемся на самых требовательных»

- Кто сегодня зритель цирка Запашных?

- Мы ориентируемся на всех. Особенно на молодых людей – они более требовательны, а мы привыкли бросать вызов публике. Молодые полны энергии, юношеского максимализма, сразу в лоб скажут, что им не нравится и уйдут. Взрослый человек умудрен опытом: лучше этого не говорить, этого не делать. А ребенка восхищает всё.

Но тем не менее цирк в большей степени – семейное искусство, хотя его можно разным сделать. Всё зависит от того, какое шоу мы создаем.

- Но семьи, по-моему, сейчас предпочитают проводить выходные и вечера в торгово-развлекательных центрах.

- Все-таки не надо забывать, что цирк – это не только площадка, куда зашли, сели, посмотрели, встали и ушли. Это целый комплекс различных услуг. Тем более время сейчас абсолютно мультифункциональное. В любом торговом центре есть многозальный кинотеатр, кафе, детская площадка, фаст-фуд, бутики, супермаркеты. И если в цирке убогие туалеты, то один раз ты сходишь в них и уже чувствуешь себя не человеком, и думаешь – зачем я буду здесь проводить время, ради чего? Плюс тебе еще покажут какую-то позорную программу, у которой есть оправдание, почему она такая позорная. Одно к одному. Всякое позитивное начинание рождает цепную реакцию. Каждое негативное – в том числе. Если в цирк начинают вкладывать деньги, то и взоры зрителей начинают на нас обращаться.

- Каким вы видите будущее российского цирка?

- Сегодня мы с братом без ложной скромности флагманы российского цирка. И, к счастью, нам недавно вверили в управление Большой Московский цирк. На его базе мы хотим доказать, что умеем комплексно действовать, показать, что цирк может быть разный, привлечь к нему внимание всех – и прессы, и простых людей, и руководства страны. Там можно будет проявлять себя молодым специалистам, искать новые формы. За этим будущее. Можно ответить на ваш вопрос стереотипно, мол, будущее цирка в том, чтобы сюда ходили дети, чтобы мы восстановили репутацию цирка и бла-бла-бла. Скука. Это все пустые красивые слова, которые никто не слушает. А по сути, нужно делать таким образом, чтобы цирк учитывал пожелания публики, время, воспитывал публику, и чтобы на цирк обращали внимание те люди, от которых зависит его будущее.

И я искренне желаю, чтобы те люди, которые сидят там, за казанской кремлевской стеной, через дорогу от цирка, не закрывали глаза, когда проезжают мимо него, и не делали вид, что его здесь нет – такого огромного прекрасного здания, в которое ходит огромное количество людей. Потому что, к счастью, цирк в Казани и в целом в России очень искренно любят. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру