Новые предметы и учебники с подачи Москвы
Традиционное августовское совещание работников образования и науки Татарстана прошло накануне. По сути на нем глава Минобрнауки РТ Ильсур Хадиуллин отчитывался перед Раисом Татарстана Рустамом Миннихановым. В совещании также участвовали Государственный Советник РТ Минтимер Шаймиев и Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин.
Событие началось с видеообращения министра просвещения России Сергея Кравцова. Глава федерального ведомства анонсировал, что к концу этого года появятся новые учебники по истории для 5 — 9 классов и по обществознанию для 9 класса. Это будут единые государственные пособия.
С нового учебного года будут изменения в школьной программе. С сентября школьники будут изучать «Основы безопасности и защиты Родины», снова появится такой предмет как «Труд». В Минпросвещения России ожидают качественного ведения новых школьных дисциплин.
В некоторых техникумах и колледжах по специальности идут работать меньше половины выпускников
Далее слово взял глава Минобрнауки РТ Ильсур Хадиуллин, который докладывал не только об успехах в отрасли, но и о показателях, которых не удалось достичь. Так, например, в некоторых техникумах и колледжах трудоустройство по специальности оказалось ниже 50%. Среди них — Черемшанский аграрный техникум, Нижнекамский индустриальный техникум, Бугульминский аграрный колледж и другие.
Хадиуллин сообщил, что в прошлом году почти 70% выпускников колледжей и техникумов пошли работать по специальности. Всего же выпустилось свыше 22 тыс. человек.
«Большая часть оставшихся продолжили обучение в вузах и пополнили ряды Вооруженных сил. В целом процент трудоустройства наших выпускников среднего профессионального образования на 10% превышает среднероссийский показатель», — отчитался министр.
Тем не менее, Раис Татарстана жестко отреагировал на информацию о низком проценте трудоустроенных выпускников техникумов и колледжей. Где-то меньше половины (33-47%) учащихся идут работать по профессии.
«Это никуда не годится. Видимо, надо руководителей этих трудоустроить. Им надо дать более подходящую для них работу. Зачем их держать, для чего нам нужны такие руководители?», — сказал Минниханов.
По мнению Раиса, нужно трудоустраивать по полученной специальности не менее 90% и не надо ориентироваться на показатели общероссийские.
«Проведите кадровые комиссии и разберитесь, почему такие низкие показатели. У нас столько потребностей, в разы надо увеличить ресурсные возможности. Пусть готовят специалистов, которые нужны», — поручил Минниханов.
«Это, скорее всего, коррупция»
Еще одна информация, которая подверглась жесткой критике от Раиса республики — есть медалисты, которые не смогли преодолеть минимальный порог по предметам ЕГЭ.
В четырех районах Татарстана есть девятиклассники-отличники по химии, информатике и географии, которые сдали ОГЭ на двойки. И не единожды, а дважды! Аналогичная ситуация произошла и с выпускниками-медалистами, которые на ЕГЭ не смогли преодолеть даже минимальный порог.
«По каждому случаю нужно разобраться, когда медалист не может сдать экзамен. Это, скорее всего, коррупция. Другого слова я не найду. Стыд-позор таким школам. И надо очень жестко к этим вопросам относиться», — поручил Минниханов.
Эти ситуации не должны экстраполироваться на всех школьных педагогов. Раис Татарстана отметил, что учителя — это люди, которые ежедневно выполняют тяжелую работу, а общество должно ценить это и уважать. «Роль и статус учителя немного принижены, это неправильно. Мы должны сделать так, чтобы к этой профессии было уважение. И это от нас зависит», — признал Минниханов.
Если возвращаться к теме ЕГЭ, то есть и успехи — 320 выпускников стали стобалльникамами по одному преждмету, 20 человек — получили масимальный балл сразу по двум предметам. Впервые за три последних года в республике две школьницы набрали по итогам трех экзаменов триста баллов, рассказал Хадиуллин.
Вузы готовят в разы меньше учителей математики и физики, чем нужно школам
Еще одна сложность, которую необходимо преодолеть в отрасли образования — это катастрофическая нехватка учителей — более 2 тыс. человек. При этом ежегодно вузы и колледжи выпускают около 4 тыс. педагогов. Чуть более половины выпускников вузов, обучавшихся на бюджетной основе, трудоустраиваются по специальности. Хадиуллин видит объяснение сложившейся ситуации в следующем — вузы выпускают в разы меньше учителей математики и физики, чем нужно школам.
Пока учителей не хватает, приходится увеличивать нагрузку уже на трудоустроенных педагогов. Почти треть педагогов имеют нагрузку в полторы ставки и более, в том числе больше половины учителей двух ключевых предметов — математики и русского языка. «Это, в свою очередь, не может не отражаться на качестве их работы и подготовки учащихся», — заметил Хадиуллин.
В Татарстане построят еще восемь школ и десять детсадов
К уже работающим школам ежегодно добавляются новые, для которых тоже ищут учителей. За последние пять лет в Татарстане возвели 46 школ почти на 40 тыс. мест, в том числе по национальному проекту «Образование» — 15 школ на 17 тыс. мест. В этом году идет строительство еще восьми школ и трех дополнительных корпусов.
Продолжается капитальный ремонт школ, во многих модернизируют пищеблоки. К 1 сентября по Татарстану обновят более 90 пищеблоков.
Что касается дошкольного образования, за пять лет построено 84 детских сада на 16 тыс. мест, из них половина учреждений — по национальному проекту «Демография». В этом году строится еще 10 детсадов.