Ирина с семьей переехала в Татарстан из Приморья. Она пережила почти полный отказ сердца. Понимая, как необходима четверым детям, женщина боролась за жизнь.
Десять лет назад у Ирины начались проблемы со здоровьем: ничего не беспокоило, и вдруг – обширный инфаркт.
Они жили в Находке Приморского края, Ирина работала в татаро-башкирской организации «Туган тель», писала сценарии, вела национальные праздники, пела на татарском языке.
У 55-летней женщины четверо детей: две дочери и два сына. Им сегодня 18, 17, 16 и 15 лет – двоих младших взяла в Доме ребенка. Когда у молодой еще женщины случился инфаркт, врачи сказали, что при таком обширном – девять из десяти человек умирают.
И началось лечение: женщина постоянно принимала лекарства, ей делали коронарографию, ставили стент – поддерживали всеми силами.
Год назад в Находке случилось большое наводнение, в котором семья сильно пострадала. Татарстан – родина ее предков: бабушки, мамы. И она приняла решение уехать с детьми из Приморья, где у них не стало дома, не осталось ничего. Взяла детей и сказала: едем в Татарстан, еще одного наводнения не переживу, вспоминает Ирина.
Здесь вскоре ее на скорой помощи доставили в МКДЦ. Он даже не ожидала такой слаженной работы медицинской бригады: кто-то анализы берет, кто-то задает вопросы, ставят капельницу. В общем, попала в заботливые руки.
Ильдар Абдульянов – заведующий отделением кардиохирургии МКДЦ рассказал пациентке, что ей установили кардиовертер-дефибриллятор, спасающий от внезапной смерти. Но он несет временный эффект: нужна пересадка сердца.
Она старалась держаться, не плакать, нужно было принять решение. В первый раз позвонили из Межрегионального клинико-диагностического центра в сентябре, сказали, что есть подходящее сердце. Но она не закончила важные дела: шла покупка и оформление дома, дети еще не были прописаны.
Женщина отказалась от той операции, но очень просила из списка ее не убирать, объяснила, что нужно позаботиться о детях.
И второй звонок был 10 октября, к тому моменту Ирина была морально готова. По телефону ей сказали, что сердце подходит по всем параметрам.
Бог дал шанс жить, значит, это для чего-то нужно. Согласилась, собрала вещи и приехала из Арска. Ирина верит, что неспроста так быстро нашлось донорское сердце: ведь ей еще надо поднять детей. Она вспоминает, что призналась младшим, что она им не родная мать, только когда ей стало совсем плохо. Дочь и сын в один голос сказали, что мать – не та, что родила, а та, что воспитала.
В МКДЦ с начала года сделано уже 22 пересадки сердца. К примеру, в 2022-м таких сложнейших операций было 8. А до этого делали 3-4 за год. По программе Раиса РТ и Минздрава республики, в 2023-м увеличено количество квот, врачи могут спасать еще больше жителей Татарстана.
Пересадка Ирины была 20-й по счету, длятся они, в среднем, по три часа: пережимаются важнейшие сосуды, ведущие к сердцу и из него, организм человека подключают к аппарату искусственного кровообращения. На место отработавшего свое сердца аккуратно располагают новое и соединяют: сосуд с сосудом, вену с веной.
Затем кардиохирург убирает зажим с аорты. И происходит настоящее чудо: чужое сердце начинает биться!
Трансплантация показана пациентам с сердечной недостаточностью в терминальной стадии, когда медикаменты или иные методики бессильны, объяснил кандидат медицинских наук, заведующий отделением кардиохирургии МКДЦ, врач высшей категории Ильдар Абдульянов.
Чтобы трансплантация стала возможной, должно сойтись множество факторов. Донорское сердце должно быть здоровым, с пациентом должна совпадать группа крови, рост, вес, желательно возраст.
После наркоза Ирину разбудило солнышко: проснулась, понимая, что в груди бьется что-то новое. И оно не ощущалось как чужое, будто бы мое! Была счастлива, что проснулась, что жива, рассказывает Ирина.
В реанимации она находилась пять дней. Оказавшись в палате, сразу позвонила детям: говорить было непросто, объяснила, что все хорошо, уже в обычном отделении. Пациентам после пересадки назначают препараты, которые снижают иммунитет, чтобы не было отторжения органа. Ирина будет принимать их всю жизнь.
В стационаре проводят в среднем по три недели, затем регулярно проходят обследования.
Сколько жить новому сердцу, как оно будет работать – никто не знает. Многое зависит от того, насколько точно человек следует рекомендациям врачей.
МКДЦ – единственная клиника в Татарстане, где пересаживают сердце. В этом году Центр вошел в пятерку медицинских центров России и Поволжья по количеству трансплантаций сердца. Благодаря внедрению высокотехнологичных методов пациенты со сложными патологиями лечатся в Татарстане.
При поддержке Правительства Татарстана и Раиса республики Рустама Минниханова в рамках национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение» воплощается отдельная подпрограмма «Развитие трансплантологии в РТ на 2019-2024 годы».
Самая первая пересадка сердца в МКДЦ сделана в 2011 году 48-летнему жителю Зеленодольска, страдавшему дилатационной кардиомиопатией. Кардиохирурги республики работали тогда вместе с приглашенными специалистами из НМИЦ имени академика Шумакова.
На сегодня в Татарстане провели 43 пересадки сердца. МКДЦ, как центр высоких технологий, является единственной клиникой в республике, которая проводит трансплантацию сердца.