Татарская общественность о скандале в Актаныше: «Одна из провокаций информационной войны»

Сообщение о том, что на кладбище в селе Актаныш спилен надгробный крест на могиле, взбудоражила общественность. Журналист Зиля Мубаракшина узнал мнение представителей общественности и духовенства.

27 сентября в микрорайоне РТС села Актаныш на кладбище был похоронен человек христианского вероисповедания по имени Виктор Смирнов. Сначала родные хотели увезти тело на родину – в Севастополь, но жена – уроженка села Такталачук Актанышского района Римма Смирнова решила похоронить мужа на кладбище в Актаныше, объяснив это пожеланием самого мужа. 

Сообщение о том, что на кладбище в селе Актаныш спилен надгробный крест на могиле, взбудоражила общественность. Журналист Зиля Мубаракшина узнал мнение представителей общественности и духовенства.
Фото: ИА "Татар-информ"

На этом кладбище, хоть оно и является общественным, хоронили преимущественно мусульман, так как основное население района – татары. Правда, в советское время там хоронили и христиан, но тогда обычая ставить кресты на могилах еще не было. Виктор Смирнов проживал в Челнах, но ему нравилось бывать в Актаныше, поэтому он завещал похоронить его здесь. 9 октября посетившие кладбище родственники Смирнова обнаружили, что крест на его могиле спилен.

Этот случай поначалу бурно обсуждался в соцсетях, затем попал в телеграм-каналы и федеральные СМИ. Родственница Смирновой Ирина Грегоржевская публиковала посты в соцсетях, давала комментарии журналистам. В них она обвиняет Татарстан, в частности Актанышский район, в национализме и исламском радикализме.

Глава Актанышского муниципального района Энгель Фаттахов выступил с комментарием ситуации. Спиленный крест на могиле православного на актанышском кладбище он назвал хулиганством. Чиновник напомнил, что, хотя в Актанышском районе проживает 98 процентов татар, здесь есть и представители других национальностей – мари, русские. По этой причине нельзя считать, что кладбище принадлежит лишь мусульманам, подчеркнул Энгель Фаттахов.

Некоторые телеграм-каналы и СМИ поспешили представить Актанышский район как очаг экстремизма, заявляя, что глава района Энгель Фаттахов должен уйти в отставку. Тема переросла в обвинения в радикализме в целом Татарстана. Так, например, в полемике под одним из постов в соцсетях Лауреат премии им. Г.Тукая, ранее сотрудничавший с Татарским государственным театром оперы и балета им. М.Джалиля режиссер Михаил Панджавидзе заявил о тенденции перерастания национального самосознания в националистическое.

Духовное управление мусульман Татарстана отказалось комментировать ситуацию и позже распространило совместное заявление с татарстанской митрополией. “Случай вандализма, произошедший в Актанышском районе, вызвал гневную реакцию в Татарстане: и в среде мусульман, и в православном сообществе. ДУМ РТ и Татарстанская митрополия также соотносят данный факт с варварством, резко осуждают действия вандала и считают недопустимым осквернение могил, независимо от вероисповедания”, – говорится в частности в заявлении.

Президент Татарстана Рустам Минниханов после этих событий вынес главе Актанышского района Энгелю Фаттахову строгий выговор, подчеркнув, что разжигание межнациональной розни недопустимо. Администрация района восстановила крест на могиле. В телеграм-каналы попала запись телефонного разговора заместителя главы Актанышского района Райхан Галимзяновой с Ириной Грегоржевской. Галимзянова объясняет, что район преимущественно татарский, и устанавливать крест на местном кладбище неуместно. После публикации этой записи Райхан Галимзянова заявила о своем уходе в отставку и 29 декабря на внеочередной сессии районного совета она была освобождена от должности.

Мы поговорили с представителями общественности Татарстана о причинах случившегося, реакции населения, и о мерах, которые необходимо принять, чтобы подобное не повторилось.

«Если на кладбище хоронят представителей двух религий, лучше разделить его на две части»

Главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев отказался дать какие-либо комментарии по поводу случая в Актанышском районе.

“От Духовного управления мусульман Республики Татарстан было указание не говорить на эту тему. Комментировать не буду” сказал хазрат в ответ на запрос журналиста ИА “Татар-информ”.

Ситуацию прокомментировал настоятель храма Воскресения Христова, благочинный Алексеевского округа Чистопольской епархии протоиерей Павел Чурашов.

“Установить крест изъявили желание родные усопшего. Как я слышал, на этом кладбище похоронены и мусульмане, и православные. Наверняка вопрос установления креста не самостоятельно решали, с кем-то было согласовано?

Родные наверное сами знают, крещеный был усопший или нет. Если бы он принял ислам, то, конечно, крест устанавливать не стоило.

Все же, если на кладбище хоронят представителей двух религий, то лучше разделить его на две части – мусульманскую и христианскую. Спиливание креста не одобряю. Такие ситуации надо решать по закону”, - сказал протоиерей Павел.

«Еще с советского времени кладбища были разделены по конфессиональному признаку»

Кандидат филологических наук, татарская активистка Айсылу Галиева считает, что восстановлением креста на могиле Виктора Смирнова конфликт в Актаныше не исчерпывается.

Айсылу Галиева, фото: ИА "Татар-информ"

“Конфликт еще больше усугубляется. А что, 9600 человек, проживающие в Актаныше, не имеют никакого права высказывать свое мнение? Актанышцы, тогда давайте, у местной власти, у грозящего пальцем местной власти татарстанского руководства просите землю для мусульманского кладбища. Прецедент есть, теперь в татарские деревни в округе начнут привозить и хоронить кого пожелают. Или в муниципалитетах цены для приезжих сделайте такими же, как и в городах...

Мне жаль покойного. И после смерти его душа не скоро еще упокоится, наверное”.

По мнению доцента КФУ, литературоведа Милеуши Хабутдиновой, семья усопшего при установлении креста не учла правил захоронения на этом кладбище.

Милеуша Хабутдинова, фото: ИА "Татар-информ"

“Я против вандализма. Но слежу за скандалом в СМИ, и в голову стали приходить разные мысли: появилось подозрение, что это еще одна провокация информационной войны. Даже когда были разгромлены могилы на кладбище в центре Казани (8 сентября 2016 года неизвестные разгромили десятки надгробий на Ново-Татарском кладбище, – Ред.) такого большого скандала не было.

Следует помнить, что еще с советских времен кладбища были разделены по конфессиональному признаку. Даже если было общее кладбище для представителей двух религий, то в одной части кладбища хоронили христиан, в другой – мусульман.

Перед тем, как везти представителя другой религии в район, надо поинтересоваться, есть ли там организованное по христианским обычаям кладбище, если нет – недопустимо вводить новые правила. Проживающие в Актанышском районе люди христианского вероисповедания должны обратиться к руководству района и попросить участок земли для кладбища”, - считает Милеуша Хабутдинова.

«Необдуманный поступок»

Татарский активист Азат Сайфутдинов считает, что надо было провести разъяснительную работу с родными покойного, поговорить с ними.

Азат Сайфутдинов, фото: ИА "Татар-информ"

“Спиливание креста не одобряю, это вандализм. В то же время установление креста тоже было неправильным, есть не только права отдельного человека, но и права общества. Актаныш – исконно татарский район. И это татарское кладбище. Хоть и говорят, что похоронены на нем не только татары, есть основание сказать, что это татарское кладбище. Установление на этом кладбище креста – необдуманный шаг.

Надо было поговорить с женой покойного, объяснить ей. Будет правильнее, если она заменит крест на надгробный памятник. Христианам ведь можно и надмогильные камни устанавливать, необязательно крест.

Случившееся ударило по репутации нашего Татарстана. И в будущем такие вещи могут произойти. Если бы татарско-мусульманские кладбища были в тесной связи с мечетями, велась разъяснительная работа, не происходили бы такие негативные ситуации”.

«Девушки должны извлечь урок из этой ситуации»

Главный редактор газеты «Мәдәни җомга» Вахит Имамов выразил пожелание, чтобы татарки прежде, чем выйти замуж, думали, где будет муж похоронен.

Вахит Имамов, ИА "Татар-информ"

“Эту ситуацию создала жена покойного. Собираясь замуж за человека другой национальности, надо думать и о том, где будешь его хоронить. В Актанышском районе есть село Михайловка, можно было там на русском кладбище похоронить. А так из этого раздули огромный скандал.

Хотелось бы, чтобы татарки сделали для себя выводы из этой ситуации”, – сказал Имамов.

Генеральный директор «Благотворительного фонда развития исламской культуры, науки и образования имени Саида Кул Шарифа» Габдеррауф хазрат Забиров рассказал о правилах захоронения на общественном кладбище.

Габдеррауф Забиров, ИА "Татар-информ"

“Если кладбище имеет статус общественного, то оно разделяется на две части – православную и мусульманскую. Приверженцы каждой из этих религий хоронят своих усопших на своей части.

Вместо того, чтобы обвинять мусульман, надо позаботиться о своих единоверцах, создавать специальные христианские кладбища для них.

Село Актаныш возникло задолго до того, как там появились сельсоветы. Эти деревни создавали наши предки. Они облагораживали кладбища, строили дороги к ним.

Конечно, гостеприимство приветствуется, есть право гостя, но ведь есть и право хозяина. Если хоронишь представителя другой национальности в Актаныше, где живут в основном татары, ты уважай вероисповедание этого села, историю, традиции, нравственные устои. На этом кладбище покоятся наши предки, приверженцы ислама, которые ратовали за свою нацию, за ее будущее!

В исламе есть практика перезахоронения покойного, это разрешается. Эту могилу тоже можно перенести на христианское кладбище – и пусть ставят крест хоть какого размера.

Еще одно отмечу: некоторые заинтересованные круги эту ситуацию хотят повернуть в сторону политики, посеять зерна вражды между народами”, – сказал Габдеррауф Забиров.

Зиля Мубаракшина, «Интертат», перевод с татарского

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру