В Казани беспилотный электробус прокатил первых пассажиров

Необычный аттракцион будет развлекать горожан и туристов в дни матчей чемпионата мира по футболу

В День России, 12 июня, президенту Татарстана Рустаму Минниханову и представителям республиканских СМИ была продемонстрирована работа беспилотного электробуса. Умная техника возила пассажиров по заданному маршруту со скоростью 10 км/час и останавливалась, едва завидев препятствие. Вторая такая же машина разместилась в шатре. На маршрут она пока не выходит и больше выполняет выставочную функцию. Двери ее открыты для всех желающих заглянуть, как обещают разработчики, в недалекое будущее.

Необычный аттракцион будет развлекать горожан и туристов в дни матчей чемпионата мира по футболу
Фото: Владимир Васильев

С раннего утра у РК «Ривьера» было многолюдно. Поводом для собраний и встреч стала демонстрация беспилотного электробуса «КАМАЗ». Трассу для него оборудовали вдоль Казанки по улице Сибгата Хакима, от Меридианной до «Ривьеры».

Пока ждали высокопоставленных гостей, организаторы развлекали ранних зрителей, используя всю свою фантазию. Возле входа на закрытую территорию любители спорта могли сразиться в набирающий популярность PoolGoal. Эта игра объединяет в себе футбольную технику и бильярдную точность. Прямо на земле собрали конструкцию, напоминающую бильярдный стол, по которому можно и даже нужно ходить. Вместо шаров — небольшие мячи. Кия нет, участники должны ногами загонять мячи в лунки. Не многие из приглашенных решились принять участие в игре. С первого раза овладеть премудростями PoolGoal получалось не у каждого, но ведущий подбадривал участников:

— Ничего-ничего, вы играете не хуже, чем сборная России по футболу.

Фото: Владимир Васильев

Тем временем электробусы (их назвали «Шатлами» — именно так, поскольку первые буквы являются аббревиатурой названия проекта «Широко Адаптивная Транспортная Логистика») стали проявлять активность. До прибытия официальных лиц машины зачехлили. Одна из них, которой и предстояло катать и развлекать публику, прямо в таком виде, самостоятельно, никого не спрашивая, отправилась в путь. Благо, протяженность трассы, выделенной для «Шатлов», составляла всего 650 метров. Так что при необходимости электробус мог быстро вернуться, причем сам, без посторонней помощи. Умная же техника! Вторая машина, та, что на время превратилась в экспонат, оставалась в шатре, но включила фары. Чехол также скрывал красоту ее форм.

Фото: Владимир Васильев

Поехали!

На торжественную церемонию запуска беспилотных электробусов прибыли глава республики Рустам Минниханов, руководитель Минпромторга Татарстана Альберт Каримов, мэр Казани Ильсур Метшин. Заместитель гендиректора КАМАЗа по развитию Ирек Гумеров выступил перед высокопоставленными гостями с презентацией, в которой рассказал о «Шатлах».

Фото: Владимир Васильев

— В этом автомобиле сошлись все тренды и технологии автомобилестроения. Прежде всего это — электрический транспорт, подключенный к 5G автомобиль. И, конечно, интеллектуальная составляющая транспортного средства, позволяющая ему двигаться автономно. Основой электробуса является универсальная электрическая платформа. На ней можно создать целую гамму беспилотников разного назначения и разного скоростного режима. Базово заложены 110 км/час. Но сегодня он поедет на более низких скоростях. Для обеспечения безопасности шатл должен видеть все вокруг. Для этого есть всевозможные датчики. Автомобиль подключен к сети 5G компании «Мегафон». Это необходимо для бесперебойной и быстрой передачи больших потоков данных, — разъяснил заместитель гендиректора КАМАЗа и добавил, что у «Шатла» все 4 управляемых колеса, поэтому электробус достаточно маневренный.

Разработали машину специалисты КАМАЗа и Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института НАМИ. Заместитель гендиректора по стратегическому развитию НАМИ Алексей Гогенко отметил, что даже в его институте беспилотный автомобиль вызывает чувство страха.

— Мы даже проводили специальный социологический опрос. Только 60% людей сегодня смело готовы сесть в такой беспилотник. Цифры кажутся небольшими. Но еще три года назад, когда был дан старт этому проекту, желающих оказалось только 30%. Поколение, которое подрастает, больше доверяет технике, — заметил эксперт.

Когда все официальные речи были сказаны, «Шатлы» расчехлили. Беспилотники, как уже говорилось, более чем наполовину состоят из тонированного стекла. По обоим бокам машин смонтированы полупрозрачные раздвижные двери. «Шатлы» буквально нашпигованы радарами, датчиками и видеокамерами.

Первым, кто проехал весь путь от «Ривьеры» до «Меридианной и обратно, стал Рустам Минниханов. Когда «Шатл» с главой республики возвращался, сотрудники НАМИ попросили журналистов не заходить за белую линию, которая тянулась вдоль всей трассы.

— Электробус просто остановится и будет ждать, пока вы отойдете от разметки на метр-полтора, — пояснил эксперт.

Фото: Владимир Васильев

Терпение не помешает

Настала очередь и представителей СМИ почувствовать себя в роли пассажиров беспилотника. Перед поездкой все подписались в том, что берут на себя ответственность за собственную безопасность во всех режимах демонстрации. А как вы хотели — это же прототип. Все горожане и туристы, которые захотят прокатиться на «Шатле» тоже должны будут поставить свои автографы на соглашении.

Беспилотник за раз может перевозить 12 человек. Как только набралось нужное количество пассажиров, двери закрылись и…Нет, нет, машина не тронулась с места. Она несколько минут стояла, очевидно, загружалась программа. Наконец, чудо-аттракцион отправился в путь. В салоне было душно, едва-едва справлялись со своей работой кондиционеры.

— В салоне расположены датчики, позволяющие оценивать ситуацию внутри автомобиля. Для поддержания комфортной среды установлены датчики температуры. Есть камеры, кнопка «Маломобильный пассажир». При ее нажатии выдвигается специальный подиум, и колясочнику не составит труда попасть в салон. При возникновении внештатной ситуации всегда можно связаться с диспетчером, — сообщил корреспонденту «МК-Поволжье» Алексей Гогенко.

Интерфейс, по словам эксперта, позволяет пассажиру управлять системой открывания дверей, выбирать остановочный пункт для высадки, останавливать машину по требованию или в случае аварии, открывать двери вручную. Для зарядки электронных устройств используется USB-порт.

Казанцам и гостям города новый аттракцион пока в диковинку. Прохожие, увидев беспилотник с пассажирами, останавливались и снимали его на камеру. Маленькие дети, гулявшие с родителями невдалеке от трассы, не выказывали никаких эмоций и непонимающими глазами смотрели на непонятную машину. Пассажиры, находившиеся внутри «Шатла», махали ребятишкам руками. Но на приветствие реагировали пока только взрослые.

Несмотря на то, что водитель «Шатлу» не нужен, в свободное плавание беспилотник все же не выпускают. На конечной остановке «Ривьера» установлен диспетчерский пункт, где специалисты внимательно следят за движением электробуса. В целом поездка туда и обратно занимает не более 15 минут. Зарядки аккумуляторных батарей электробуса хватает на 120 часов непрерывной работы. Чтобы попасть в число пассажиров, придется выстоять немалую очередь и подписать документы. Так что запаситесь терпением.

Эксперты уверены, что к 2030 году наступит перелом в общественном сознании, и беспилотники начнут появляться на дорогах повсеместно. Пока же ни законодательство, ни общество не готовы к тому, чтобы автомобили разъезжали сами по себе. Но это все — в далекой, а может быть, и не очень далекой перспективе. Пока же в Казани бесплатный аттракцион ждет всех желающих, но только в дни матчей ЧМ. В пресс-службе КАМАЗа затруднились сообщить график движения электробусов, информация об этом появится позже. Шесть матчей — шесть дней. Интересно, сколько человек успеют воспользоваться «Шатлом» и заглянуть в будущее. Если, конечно, им это нужно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 20 июня 2018

Заголовок в газете: ШАТЛ с ограниченными возможностями

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру