России интересно сотрудничество в сфере образования с дружественными странами
«Формируя будущее 2024» — это второй международный форум министров образования, участие в котором принимают свыше 100 иностранных гостей. Ожидается, что в результате делегаты придут к идеям, которые будут способствовать прогрессу социальной, экономической и культурной сферах.
Форум открылся пленарным заседанием, где страну-хозяйку форума представлял министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Он зачитал приветствие Президента России Владимира Путина. Лидер государства отмечает, что наша страна заинтересована во всестороннем сотрудничестве в образовательной сфере и в том, чтобы делиться своим богатым и уникальным опытом. Для этого планируется развивать обмены не только студентами и школьниками, но и педагогами.
Президент России подчеркнул, что в нашей стране все дети имеют равный доступ к бесплатному образованию. Российские школьники и студенты одерживают победы на международных олимпиадах и являются гордостью страны. О высоком качестве отечественного образования говорит и то, что вузы занимают достойные позиции в мировых рейтингах, а российские дипломы востребованы среди студентов из-за рубежа.
Татарстан вкладывается в образования, видя в этом мощную отдачу в будущем
Министр просвещения России Сергей Кравцов отметил, что Россия готова делиться опытами всех регионов, в том числе и Татарстана. Отдельно о достижениях республики в сфере образования рассказал Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин.
Власти Татарстана считают, что вклад в образование — это вклад в будущее и с высокой эффективностью. С учетом этого на строительство новых школ и детсадов, ремонт существующих, закупку нового оборудования, подготовку кадров направляются огромные средства, подчеркнул Мухаметшин.
По его словам, на развитие образования выделяется самая высокая доля бюджетных средств. За прошлый год — это более 1000 млрд. Отдельные средства выделяются по национальному проекту «Образование» — в 2024-ом году это более 2 млрд рублей.
Сейчас в Татарстане работают 3 тыс. школ и детсадов, которые посещают 700 тыс. детей. Еще в республике 46 учреждений высшего образования, где учатся почти 150 тыс. студентов, из которых 22 тыс. — иностранцы.
В Татарстане развивают концепцию полилингвального школьного образования. Сейчас работают порядка 130 таких учреждений с этнокультурным компонентом в образовании. Также работают отделения воскресной школы, где изучают языки и культуру 20 национальностей.
Цифровые технологии - это дополнительный инструмент, а не замена традиционного образования
Глава Минпросвещения Кравцов выступил на форуме с отдельным докладом. Он затронул и тему санкций, которые, по словам министра, не помешали развитию образования в России. Власти страны видят существующие проблемы, но уже трудятся над их решением. Например, в России создали интегративный показатель качества образования, который включает систему профориентации, воспитательной работы, оценку качества образования и учителей.
Один из приоритетов — цифровые технологии, но, по мнению Кравцова, они никогда не заменят традиционное образование. При этом их могут быть дополнительным инструментом, который приносит пользу. Например, в тех случаях, когда школы находятся в труднодоступных местах, когда учащиеся не могут посещать учебные заведения по состоянию здоровья или по другим причинам.
Зашла тема и о сотрудничестве с дружественными странами. Кравцов заявил о готовности предоставить программы подготовки, которые можно адаптировать под национальные системы образования. Также Россия хочет готовить учащихся из других стран к международным олимпиадам, открывать центры культуры и образования стран-партнеров.
Россия направляет учителей за рубеж и готова писать учебники с другими странами
О первых соглашениях Сергей Кравцов рассказал журналистам. Например, есть договоренность по сотрудничеству с Беларусью и странами СНГ об использовании российских технологий и подходов в их государствах, об обмене учителями. Есть планы по созданию учебников вместе с дружественными странами.
Кравцов рассказал о заинтересованности других стран государственной информационной системой «Моя школа» и проектом «Русский учитель за рубежом». В стране есть такая практика, когда педагоги русского языка, химии, биологии направляются на работу в другие государства.
Министр просвещения рассказал о результатах прошлогоднего форума «Формируя будущего». Например, благодаря договоренностям появилось больше центров русского языка в других странах. Также форум способствовал развитию контакты по среднему профессиональному образованию.