На экраны российских кинотеатров вышел второй «Астрал». В сиквеле режиссер Джеймс Ван объяснил даже то, что осталось непонятым в оригинале. Хорошо это или плохо, рассуждает Андрей Григорьев, побывавший на предпремьерном показе в казанском комплексе Imax.
В сиквеле Ван не тратит времени на раскачку. Нет нужды. Его завязка обозначена в конце первой части. Конечно, скрип дверей, зловещий шепот в радиоэфире и перемещение предметов в пространстве имеют место и здесь – но виновники этих явлений, к радости публики, появляются в кадре намного раньше.
Режиссер избежал и позорнейшей ошибки оригинала, едва не утянувшей неплохой хоррор на самое дно жанрового шлака нулевых. Размалеванному чертику на копытах, объявленному в первой части сгоряча самым страшным обитателем потустороннего мира, в продолжении места не нашлось.
Все вертится вокруг зловещей старухи в фате, от которой главе семейства Ламберт досталось еще в детстве (не говоря уж про концовку оригинала). Именно её тайну разгадывают теперь персонажи, знакомые нам по первому фильму. Усугубляется ситуация тем, что нечистым духом теперь одержим герой Патрика Уилсона. И ближе к концу под воздействием злых сил папашка окончательно срывается с катушек. Совсем, как Николсон в «Сиянии» Кубрика.
Именно так, и это не единственная классика жанра, к коей обращаются авторы фильма, когда у них иссякает собственная фантазия. В сюжет для кучи вплели историю деспотичной мамаши и ее затюканного отпрыска, который при таком родительском подходе вырос, разумеется, в маньяка-убийцу.
Первый фильм, конечно, тоже не был образчиком оригинальности. Несмотря на хвастовство сценариста о том, что он при написании держал перед глазами список жанровых клише, дабы избежать расхожих штампов, узнаваемого в «Астрале» хватало. Но это цитирование было, скорее, собирательным, отчего фильм оставлял приятное впечатление квинтэссенции городских легенд на тему полтергейста. Как, собственно, и снятый в далеком 1982-м «Полтергейст» Тоба Хупера, с которым у «Астрала», разумеется, немало общего.
Не буду утверждать, что элементы «Психо» с «Сиянием» в теле второго «Астрала» смотрятся чужеродно. Нет, авторы постарались на славу, чтобы логично увязать все это в один сюжет. Но, пожалуй, именно в этом своём рациональном стремлении – полностью объяснить природу и мотивы потустороннего зла – они перестарались.
«Астрал: Глава 2» - фильм, где ближе к финалу абсолютно всё оказывается разложенным по полочкам. Нам объясняют даже ряд загадочных событий первой части. Хорошо это? Для детектива – да. Для фильма ужасов – вряд ли. В сиквеле теряется недосказанность, а вместе с ней – почва для страхов, которые могли бы неплохо дополнять впечатления от фильма уже после финальных титров.
Впрочем, за сто минут экранного времени нервишки зрителю успели пощекотать изрядно. А это, вкупе с приличной кассой, которую фильм собрал в американском и мировом прокате, уже дало продюсерам основание объявить о запуске третьей части франшизы. Правда, обойдутся уже, похоже, без Джеймса Вана, который за два фильма о коварных обитателях астральных низин точно выжал всю свою фантазию до капли.
Ну а если удастся состричь купоны и в третий раз, «Астрал» имеет все шансы повторить судьбу другой легендарной франшизы нулевых, также увидевшей свет с легкой руки Вана. Его оригинальная «Пила» насчитывает на сегодня уже шесть продолжений. Последнее – в модном нынче формате 3D.