О возбуждении уголовного дела 7 октября сообщила пресс-служба СУ СКР по Татарстану. По версии следствия, в 2000 года Аглям Садретдинов, будучи главой Буинского района, получил от местного коммерсанта Маскуда Назмиева взятку в 300 тыс. рублей за помощь в оформлении первого этажа «Дома быта» в Буинске. В 2003-2004 годах Назмиев якобы опять заплатил взятку главе в размере 300 тыс. рублей за покупку земельного участка со зданием в том же городе, а в 2006 году еще заплатил 50 тыс. рублей за выделение земельного участка. «В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на сбор и закрепление доказательств», – говорится в сообщении следственного органа.
Борьба с конкурентами
Маскуд Назмиев в Буинском районе личность известная. В конце девяностых годов он содержал несколько торговых точек. Свою первую судимость он получил за то, что наводил грабителей на конкурентов по торговому бизнесу. По одному из эпизодов он умудрился навести преступников на свою пожилую родственницу. Но поскольку лично Назмиев в ограблениях не участвовал, то был приговорен к условному срок лишения свободы.
В 2003 году Буинский район всколыхнуло резонансное преступление. Во дворе собственного дома был застрелен бывший руководитель районного Комитета по защите прав потребителей Рашид Садыков. Он активно занимался проверками торговых точек, выявлял факты незаконных продаж алкогольной продукции. Для следствия было очевидно, что организовать убийство Садыкова могли нечистые на руку коммерсанты, которым он мешал работать. Но выйти на убийц и заказчиков преступления удалось лишь в 2009 году, когда сотрудники МВД и прокуратуры Татарстана раскрутили цепочку преступлений, совершенных членами ОПГ «Квартала». Двое киллеров группировки признались в преступлении и сообщили, что за убийство Рашида Садыкова им заплатил Маскуд Назмиев.
Верховный суд Татарстан приговорил исполнителей к 9 годам лишения свободы, а Назмиеву дали всего 4 года колонии строгого режима, хотя к тому времени он уже имел судимость. Как ему это удалось? На следствии он заявил, что заказчиком убийства выступил экс-глава Буинского района Аглям Садретдинов, который на момент расследования уголовного являлся министром экологии и природных ресурсов РТ. В 2010 году в Татарстане набирала силу борьба с коррупцией в органах власти, поэтому дать показания на высокопоставленного руководителя было выгодно как Назмиеву, так и следствию.
Аглям Садретдинов был назначен главой администрации Буинского района в 1998 году. До этого он занимал пост главы администрации Апастовского района и имел репутацию крепкого хозяйственника. Рашид Садыков бы поставлен на должность руководителя комитета по защите прав потребителей при непосредственной поддержке главы района. Зачем Садретдинову нанимать киллеров для убийства человека, которого сам же поставил на должность?
Тем не менее, показания подстрекателя убийства были тщательно проверены.
В ходе следствия возможную причастность главы подтвердили и другие участники ОПГ «Кварталовские», однако все они ссылались лишь на слова Назмиева. Никаких иных доказательств участия Агляма Садретдинова в организации убийства не было, поэтому уголовное дело в отношении него прекратили.
Жажда свободы
За подстрекательство во к убийству Рашида Садыкова Маскуд Назмиев фактически отсидел лишь 1 год и 3 месяца. Он был освобожден условно-досрочно в 2012 году. А пять лет спустя он в третий раз попал под следствие: пообещал двум жительницам Татарстана смягчить приговор одному из осужденных за наркотики. При этом он попросил 2 млн рублей якобы на взятки для судей. Никаких связей у Назмиева, разумеется не было, деньги он присвоил, в итоге получил 5 лет колонии строгого режима за мошенничество.
Не секрет, что за решеткой осужденные пытаются использовать любую возможность, чтобы быстрее оказаться на свободе. В том числе идут на разные формы сотрудничества с правоохранительными органами.
Возможно это совпадение, но когда у Назмиев отсидел в колонии две трети положенного срока и получил шанс написать ходатайство об условно-досрочном освобождении, внезапно было возобновлено расследование в отношении Агляма Садретдинова. Никаких новых материалов в деле не появилось, однако экс-министра вызвали на допрос к следователю, а затем задержали и доставили в суд для избрания меры пресечения. В суде Садретдинов повторил те же слова, что и в кабинете следователя. Что конфликтов с Садыковым у него не было, к убийству не причастен. Тем не менее суд взял 68-летнего пенсионера под стражу и направил в следственный изолятор.
В первых числах октября Маскуд Назмиев подал в Приволжский райсуд Казани ходатайство об условно-досрочном освобождении, которое было поддержано администрацией исправительной колонии. Тем не менее суд пришел к выводу, что осужденный по-прежнему опасен для общества. «Характеризующие его сведения не подтверждают утрату осужденным общественной опасности и формирования твердой установки на законопослушное поведение, положительное отношение к обществу, нормам морали и нравственности, а также свидетельствующие о том, что цели наказания достигнуты», — заявил на процессе судья.
Маскуд Назмиев остался в исправительной колонии, а буквально неделю спустя появилось второе уголовное дело в отношении Агляма Садретдинова, основанное на новых показаниях мошенника. Опять совпадение?
Как сообщил адвокат Равиль Туктаров, представляющий интересы экс-министра, факты о якобы имевших место взятках, были проверены следственными органами еще в 2009 году во время расследования заказного убийства и не нашли своего подтверждения. «Показания о взятках были предметом проверки и по этим фактам было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. По каким основаниям это постановление отменено, нам не известно», - сказал Туктаров. По его мнению, новое дело не имеет судебной перспективы поскольку истекли сроки привлечения Агляма Садретдинов к уголовной ответственности. «Действия следователей напоминают психологическую атаку. У них нет доказательств причастности Садретдинова к убийству, и они пытаются оказать давление на обвиняемого», – уверен адвокат.